Социальная сеть как политтехнология и инструмент в

Лев Агни
 Социальная сеть как политтехнология и инструмент влияния на сознание людей 


   О популярности информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), попытках использованиях говорилось ранее [1], остановимся на некоторых моментах и фактах. Первое – попытка использовать Социальные сети в политике,  всевозможного рода протестных движениях . В России, как помнится, попытка создать массовое протестное движение по образу нью-йоркского общественно-политического движения [2] – «Захвати старую площадь» - фактически провалилось. Но затем, далеко не без помощи Социальных сетей, снова фигурирует площадь, на этот раз Болотная [3] . Надо сказать прямо: не самая большая часть общества (несколько  десятков тысяч человек), но довольно разнообразная по социальному и возрастному составу, вышла на улицы Москвы. Именно неудовлетворенность победой, теряющей популярность правящей партии «Единая Россия» заставило выйти людей на улицу – одних с целью показать свое несогласие, других – ради интереса (посмотреть на происходящее, так сказать быть в курсе происходящего вокруг). До этого протестовать-то никто не хотел. Людей может взволновать то, что им близко, что касается лично их и входит в круг личных интересов, то есть, может быть как-то актуально для них. Ядром-толпой на Болотной площади, а затем и на площади Сахарова стали  националисты, коммунисты (стояли в первых рядах, возле трибуны самыми плотными рядами с флагами), оппозиционеры и просто - обычные люди, пришедшие выразить свое недовольство либо поддержку оппозиционным силам, либо людям, считающих себя оппозиционерами.


   На мой взгляд, наиглавнейшую роль в удачном протестном движении конца-2011-первой половины 2012 гг., по сравнению, с провальной акцией «захвати старую площадь» сыграло использование ИКТ. Людское недовольство повсеместным засильем партии власти, политикой Путина и Медведева сыграло на руку т.н. «оппозиционерам», последние в свою очередь через социальные сети, мобильную связь предлагали гражданам выйти на улицу и выразить свое недовольство. Организаторы сами не ожидали такого успеха – люди пришли и на Болотную, и на проспект Академика Сахарова. Но успех вскружил голову организаторам, способных собрать людей на митинги и пикеты, но не способных внятно представить свой план действий, чего  они хотят добиться, получить от власти. Оппозиция разочаровала. И чем пафоснее звучали лозунги и призывы как то «марш миллионов», тем меньше людей на них приходило, ведь люди понимали, что выступающим ораторам нечего сказать и нечего предложить.


   Второе – попытка использовать Социальные сети против любого промышленного производства, фактора со всевозможной «экологической» атрибутикой. Как было сказано, людей может по-настоящему взволновать то, что каким-то образом коснется их или их близких, то, что им дорого, и они могут это каким-то образом потерять. Подобным методом педалирования на эмоциональную сторону любого дела можно использовать в борьбе с каким-нибудь загрязняющим производством или только-только строящимся. Главное «поднять волну», всколыхнуть общество, создавая массовый психоз с помощью СМИ – печатных СМИ и телевидения. Но у медали есть оборотная сторона, когда дело касается толпы, массового психоза,  а именно -  раз запущенным процессом -  трудно управлять, в него включаются разные люди и общественные силы, которые трудно выявить, а, следовательно, предсказать  их действия,  исход событий и т.д. Теперь к традиционным СМИ добавился еще один инструмент – Интернет. Создаются специальные сайты (http://yad-zavod.org/propaganda/, http://stop-silicium.ru/index.php), группы в Социальных сетях ( http://www.odnoklassniki.ru/group/51928979603572, http://vk.com/club31947302 )  по борьбе с вредными производствами. Дело, конечно, хорошее, если за всем этим не стоят посторонние силы, которым на руку любая борьба. На примере борьбы со строительства печей СГМК в Новокузнецке можно говорить о постороннем «вбросе» информации. Сайт, где размещалась информация про «яд-завод» в Новокузнецке превратился в «Лабораторию химии и технологии фтора» НИ ТПУ  [4] . Неужели защитникам окружающей среды хватило на несколько месяцев пыла и задора подогревать страсти вокруг строящегося производства ? А между тем, «яд-завод» продолжает строиться.


   Третье – другой вид деятельности и услуг. Например, создание групп в социальных сетях с целью рекламы и продажи товаров. В Социальных сетях можно рекламировать все что угодно, конечно, если это не запрещено законом, не противоречит каким-либо определенным моральным рамкам. Чем выше популярность и значительнее аудитория у таких групп, тем выше, привлекательней эта групп для сторонних лиц, которые будут заинтересованы в упоминании их товара, ненавязчивой рекламе или антирекламе. Не исключено, что одна группа будет создаваться в качестве прикрытия определенных целей. Впрочем, то же самое касается и сайтов, вообще веб-пространства.


   Таким образом, Интернет отвоевывает у привычных, традиционных СМИ аудиторию, внимание и интерес. Социальные сети, как часть ИКТ, не являясь средством массовой информацией, берет на себя функцию доносить информацию как можно до большего количества людей. Интернет-коммуникация приобретает значимость и эффективность на больших пространствах (даже в пределах одного города, так как десятку человек проще донести свой призыв до аудитории через Интернет, а не другие СМИ, способы оповещения, личного общения) для  массовой доступности, оповещения, для координации действий. Социальная сеть, как мне видится, помимо коммерческой функции, становится политтехнологией, инструментом в политической жизни страны, способом и местом «вброса» информации/дезинформации в интернет-пространство. К сожалению, официальные власти силу Интернета и социальных сетей недооценивают, поскольку люди увидели в виртуальном пространстве альтернативу официозным СМИ, дополнительный источник информации, просто – средство общения и оповещения.

_________________________

 1 Агни Л. Феномен социальных сетей. [электронный ресурс] - режим доступа: http://www.proza.ru/2012/03/05/1492

 2. Захвати Уолл-стрит // Лента.ру [Электронный ресурс] – режим доступа: http://lenta.ru/lib/14214761/ (дата обращения 5.04.2013).

 3. Социальная группа ВКонтакте «Мы были на Болотной, мы будем на Сахарова» [Электронный ресурс] – режим доступа:http://vk.com/event32872901 (дата обращения 5.04.2013).

 4.  [Электронный ресурс] – режим доступа:http://stop-yad.ru/news.php (дата обращения 5.04.2013).
Метки: