Ч. 12 В Турции остались нелегалы

Владимир Врубель
Предыдущая страница http://www.proza.ru/2013/04/04/806

 В числе офицеров находился и командир пароходо-фрегата «Владимир» капитан-лейтенант Бутаков. 2 марта Меншиков нанёс визит великому визирю, отказавшись проводить переговоры с министром иностранных дел, которого царь считал виновником конфликта. Турки принимали делегацию с большим почётом.

Тем разительнее было поведение адмирала, который сделал всё возможное, чтобы продемонстрировать хозяевам пренебрежительное отношение, начиная с дипломатического этикета, когда он явился на приём не в военной форме, а во фраке, и прошёл мимо министра иностранных дел, не повернув в его сторону головы, и оканчивая требованиями, изложенными в ультимативной форме. Оскорблённый министр иностранных дел подал немедленно в отставку.

 Григорий Иванович в переговорах не участвовал, он был ещё не та фигура, хотя и вошёл в элиту, но в самый нижний её слой. У него и у других офицеров имелось задание от своих непосредственных начальников произвести разведку турецких укреплений.

 В 1852 году царь приказал Меншикову разработать план захвата Константинополя и проливов. Разработку морской части операции Меншиков возложил на Корнилова. Такой план разработали.

Десант из 13-й пехотной дивизии с артиллерией предполагалось погрузить на суда в Севастополе, а 14-ю дивизию погрузить на суда Черноморского флота в Одессе. В случае реализации этого плана, необходимо было знать, не изменилось ли что-либо в системе турецкой обороны,  поэтому Корнилов выбрал наиболее доверенных офицеров, которым приказал собрать разведывательные сведения, необходимые для разработки плана.

 Часть из них делала это «официально» под видом поездок на экскурсии и для покупок товаров. Три морских офицера по заданию Меншикова перешли на нелегальное положение и под видом купцов собирали подробные сведения о турецких, английских и французских судах, и об укреплениях Босфора, прилегающего побережья и Дуная до Рущука.

Корнилова адмирал вскоре отправил на пароходе «Бессарабия» в Севастополь готовить флот к боевым действиям и захвату Константинополя, но при этом, регулярно сообщал ему из Константинополя о ходе переговоров с турецким правительством.

Вместе с Корниловым вернулись и офицеры, в том числе и Бутаков. В Турции остались вести разведку только нелегалы. Конечно, турецкое правительство напугалось, но не настолько, чтобы пойти на попятную в вопросе, из-за которого разгорелся сыр-бор.

В объятья Николая I они тоже не поспешили. Результат оказался совершенно противоположным задуманному. Султан обратился за помощью к Англии и Франции.

Царь был готов к провалу переговоров, но чувствовал себя очень уверенно, без всяких на то оснований считая, что европейские державы в войну не ввяжутся, а с турками удастся справиться без особых трудностей.

Корнилова беспокоило, что о планах десанта в Босфор и Килиос,  станет широко известно, поскольку скрыть подготовку большого десанта невозможно. Он предлагал для дезинформации противника распустить слух о высадке десанта в Варне или Бургасе.

Его опасения, действительно, оправдались: посольства Англии и Франции в Константинополе узнали о планах русского императора, и доложили о них в свои столицы.

Из Тулона в турецкие воды направилась мощная французская эскадра, с Мальты – английская. А что же Николай I? Он всё ещё пребывал в иллюзии,  что европейцы не рискнут вмешаться в случае войны с Турцией.

Правда, от планов захвата проливов пришлось отказаться. Александр Сергеевич Меншиков по приказу царя прервал переговоры и выехал из Константинополя. После его отъезда русское правительство объявило дипломатический, но не коммерческий разрыв с Османской империей.

Объяснялось это просто: в водах Турции оставалось ещё много русских торговых судов, дарить которых туркам не собирались. Русские войска, не встречая сопротивления, заняли Дунайские княжества.

Корнилов по возвращении в Севастополь, застал там напряжённую обстановку, вызванную трением адмиралов с армейским командованием. Адмирал Мориц Борисович Берх самоустранился от командования флотом, а поскольку власть не дают, а берут, то флотом фактически начал командовать нахрапистый  генерал-лейтенант Александр Николаевич Лидерс, командир пятого армейского корпуса.

Берху в далёкой молодости довелось командовать только небольшими судами, а вся остальная служба у него прошла на берегу. Его назначили командовать Черноморским флотом, когда ему стукнуло 77 лет. Пора бы и на пенсию. Мы, в своё время,немало насмотрелись на старичков из Политбюро, и знаем, что из этого вышло. Где он теперь, Союз нерушимый?

Чем руководствовался Николай I, назначая в преддверии войны главным командиром Черноморского флота и портов не энергичного Корнилова, а старика Берха, можно только гадать. Положение Корнилова было крайне двусмысленным: вся реальная власть, право последней подписи, были в руках Берха, а он этой властью не пользовался.

Корнилов, с которого лично спрашивали и Меншиков, и царь, вроде бы за всё отвечал, но не мог принимать самостоятельных решений. Ему постоянно приходилось обращаться за утверждением своих распоряжений, то к Берху, то к Меншикову. Доведённый до точки кипения такой дурацкой ситуацией, он написал рапорт Меншикову.

В нём вице-адмирал резал начальству правду-матку: «…я обращаюсь снова с покорнейшей просьбою к вашей светлости избавить Черноморское управление от выживших из лет Юрьева, Ресницкого, Чигиря и других стариков, которые при слабом управлении Морица Борисовича могут привести Черноморский флот в такое положение, что служить в нём будет не честь, а позор. Я Вам должен сказать откровенно, что такой ход многих офицеров, полезных службе, приводит в совершенное отчаяние».

Но при этом Владимир Алексеевич забыл, что если вице-адмиралу Фёдору Афанасьевичу Юрьеву и другим перечисленным им адмиралам было по 70 лет и старше, то и Меншиков их догонял – ему уже исполнилось 66 лет.

Без сомнения, светлейшего князя задела резкость высказывания  Корнилова, что не могло не сказаться на их взаимоотношениях. Тем не менее, Александр Сергеевич доложил мнение Корнилова царю, и адмиралов, о которых написал Корнилов, убрали с Черноморского флота.

Продолжение http://www.proza.ru/2013/04/06/917

Светлейший князь адмирал А.С. Меншиков