Как сегодня живут герои

Екатерина Троценко
Однажды нам позвонили с просьбой разобраться в весьма непростой ситуации – Пережившая войну женщина, побывавшая в оккупации, потерявшая во время войны своего, не родившегося ребенка, почетный донор России, до сих пор не обеспечена нормальными условиям  жизни. Елена Васильевна Демочко, в свои 87 лет живет совершенно одна, в купленной когда-то на свои деньги однокомнатной квартире без ремонта. Получает пенсию, которой едва хватает на продукты. А социальная защита требует от нее бумаги, свидетельствующие о том, через что она прошла.
Сегодня – мирное время. Время, когда самый раз воплощать свои мечты, реализовывать себя, улучшать жизнь своего поколения. Но есть одно «Но»- сегодняшний человек не любит оглядываться назад, в историю своей страны, историю войн и побед – доблестных, безжалостных, жестоких…
Некоторые из нас не помнят, а вернее не хотят помнить о том, как трудно было тем, кто защищал нашу с вами страну, ставя на кон собственные жизни. Боятся испытать боль этих людей даже на мгновение.  Но в глубине души каждого человека, я уверена, кроется благодарность таким людям, которые не жалея собственного здоровья, а порой и жизни, оберегали свое будущее, будущее своей страны – наше с вами, дорогие читатели, настоящее…
Каждый год, 9 мая мы празднуем день победы, говорим слова благодарности людям, прошедшим войну, поем им песни, дарим подарки. Но разве так можно? Разве правильно говорить им «спасибо», лишь раз в год? Разве нормально забывать о гордости нашей родины на всё оставшееся время? Ведь многие вспоминают об этих людях, лишь придя на парад, только раз в году.
Сегодня главным приоритетом жизни, как бы то парадоксально ни звучало,  считается наличие бумаги – молчаливого свидетельства нашей жизни. И если нет бумаги удостоверяющей существование человека, то фактически, этого человека нет.
Я хочу рассказать вам о человеке, который прошел всю войну – от начала до конца, работая для фронта, рискуя жизнью. А ведь, когда всё началось, ей было всего 16 лет.
Демочко Елена Васильевна родилась 28 мая 1925 года в Краснодаре, окончив несколько классов школы, она поступила в Ремесленное училище №2 своего города, где совсем еще дети, учащиеся делали снаряды для фронта, одевали, обували, кормили солдат.
Еще до войны, будучи совсем юной девочкой, Елена задержала дезертира, за что ее обещали наградить, но пришла война. Второго мая 1942 года началась эвакуация, всех учеников и сотрудников ремесленного училища отправили на поезде в Новороссийск – «Кто плакал, а кто песни пел. Всем было страшно..» -рассказывает наша героиня.
«Как сейчас помню, пели песню «На рейде морском»..»
В Новороссийске эвакуированных продержали до вечера на станции «Северск», а вечером пересадили на пароход «Пестель», в сопровождение которому дали два торпедных катера. С Новороссийска пытались бежать люди, бросаясь с пристани, только бы уплыть, но солдаты не пускали их на судно.
Затем пароход отправился на Поти. Грузия, где пассажиров пересадили на поезд и отправили на Боку, а затем и на Каспийское море. Когда эвакуированных пересадили на очередной пароход под названием «Коганович», с неба началась бомбежка, судно оборонялось, пассажиров укрыли в трюме. Елена Васильевна пекла хлеб, кормила остальных пассажиров. Затем судно отправилось на Среднюю Азию, в Ташкент, пообещав, что там много хлеба, и голодным никто не останется. Всех отправили в топографическое училище, устроили на завод. Девчонки и мальчишки, которым едва исполнилось 16-17 лет, сами рыли противотанковые окопы, натягивали палатки, в которых и спали. На заводе Елена стала стержневщицей, работа которой включает в себя подготовку форм для снарядов, примерно тогда же, наша героиня начала работать в рыбной промышленности, была поваром на многих судах. Так учащиеся и работали, пока их не забрали какие-то люди и заставили обрабатывать хлопок в Узбекистане. «Было холодно, было много вшей…» - рассказывает Елена Васильевна.
Немного позже родители, которые все это время жили на ипподроме в Краснодаре, выслали Елене вызов через некого Ненцова. «Я добиралась до родного города на поезде, в вагоне груженом лесом…»
Когда наша героиня добралась до своей семьи, на дворе стоял уже 1943 год. Елена начала работать на шахте «имени Кирова» на Камчатке, помогала людям, готовила им пищу, затем снова вернулась к родителям. Было очень страшно, жутко.  С 1945 года, Елена Васильевна начала сдавать кровь для раненых на фронте.
После войны, Елена решила связать свою жизнь с флотом, и проработала там до самой пенсии.
За свою жизнь, Демочко Елена Васильевна побывала во многих портах мира – в Рио-де-Жанейро,  в Японии, В Канаде и многих других странах.
Сегодня Демочко Е.В ничего не видит, у нее развилась катаракта, а социальные службы бездействуют, требуют документальное подтверждение всем словам ветерана труда. А большинство бумаг было утрачено, архив в Краснодаре не сохранился, а словам, как это повелось в нашей стране, никто не верит. Не верит, не смотря на то, что такие люди, как Елена Васильевна в свое время буквально подарили нам жизнь, именно благодаря ТАКИМ людям, война закончилась победой для нашей страны.
«Как жаль, что не осталось людей, которые могли бы подтвердить мои слова…» - Со слезами на глазах говорит рассказчица,…  но зачем же нужны какие-то подтверждения для того, чтобы одинокой, незрячей женщине, прошедшей войну дали лишнюю копейку? Почему в нашей Великой стране такое отношение к героям, у которых кроме воспоминаний о тех роковых днях не осталось никаких подтверждений? К чему эта мелочность, люди?

(Прошу прощения за столько ошибок)