Так ли прост человек разумный...

Соколов Сергей
Обычно, когда разговор заходит о природе человека, большинство людей делает вид, что для них всё ясно, прозрачно и понятно. Так ли прост человек, как кажется на первый взгляд? Достаточно ли у нас знаний о нём, чтобы так запросто рассуждать о человеческой жизни? Правильны ли оценки и понимание его поведения? Может быть, всё-таки скрыты в нём какие-то особенности, которые ускользают от первичного восприятия, которые остаются вне поля нашего зрения?

Полагаю, не стоит оставлять за спиной подобные сомнения, если наши намерения, разобраться в человеческой, а значит, и в своей, жизни, достаточно серьёзные. Посмотрим на себя со стороны. Приглядимся к себе повнимательнее. Сделаем это так, как поступили бы по отношению к любому другому явлению, достаточно распространённому на планете. Отбросим ореол исключительности, в который мы обрядили себя. Посмотрим на себя как на явление, равное всем остальным.

Отождествляя человека с его телом, мы невольно отодвигаем его сознание на второй план. Обычно, сознание рассматривается, как некая функция тела. При таком подходе тело как бы выдавливает из себя сознание. Нематериальное сознание приравнивается к прочим материальным выделениям тела. При таком подходе человеческая жизнь невольно низводится до непрерывного «встраивания» тела в окружающие условия. Если бы в реальности было именно так, то поведение человека мало чем отличалось бы от поведения животных. Отличными были бы движения, соответствующие отличному от прочих телу. Не отличалась бы внутренняя мотивация поведения. При такой трактовке человек не был бы «венцом природы». Он был бы всего лишь – «очередным приспособленцем». Мы видели бы всего лишь очередную «чёрно-белую» иллюстрацию к тезису – «бытие определяет сознание».

При главенствующем теле даже меняющиеся внешние условия не изменят направленности усилий человека. Он всегда будет стремиться только туда, где лучше, где меньше бьют. Человек всегда будет устремлён только в комфорт. Никаких исключений в поведении человека не будет. В реальных условиях эти исключения присутствуют, и их достаточно много. Люди способны на жадность, глупость, героизм… Люди способны на жертвенность ради других.

Оценивая себя как мыслящее тело, человек будет менять цели, будет менять средства, используемые для достижения этих целей. В действительности же цель всегда будет одна – выжить. Она будет определять поведение человека-тела. Он будет нацелен выжить в любых условиях. Он будет нацелен выжить любой ценой. Это стремление по своему внутреннему содержанию является насущной потребностью любой биологической структуры от вируса до всей живой природы в целом. Этому стремлению подчинены все.

Отталкиваясь только от «зова тела», можно низвести человека до уровня обычного биологического вида. С точки зрения биологии – так оно и есть. С точки зрения действительности – нет. «Обычность» человека не подтверждается многовековой практикой развития человеческого общества. Человек способен на поступки, противоречащие принципу выживания.
Нельзя отрицать, что человек меняется вслед за условиями. Эти изменения есть всегда. Порой они незаметны. Порой они разительны. Но… При главенствующем теле эти изменения никогда не привели бы к преобразованию самих условий жизни. Люди же подстраивают под себя условия значительно быстрее, чем может ответить на их действия природа.
Потребности тела сохранились без изменений на протяжении веков, значит, должны были бы сохраниться и личностные качества человека. В особенности это касается его отношений с природой. Человек плоть от плоти природы, и от этого не уйти. Он должен был бы подстраиваться под её влияние, но этого не произошло. Люди стали разрушать природу, отталкиваясь от своих сиюминутных интересов. Значит, не только отношения человека с природой дали импульс к развитию цивилизации. Не эти отношения дали импульс к совершенствованию людей. Не только они сделали его особым явлением природы – этаким разумным вирусом, разрушающим среду обитания.

Процесс изменения условий жизни в современном обществе неуклонно ускоряется. Люди ведут себя так, словно боятся чего-либо не дополучить от природы. И это так. Люди боятся недополучить благ, имеющихся в её распоряжении.

Отдельный человек мал и слаб. Он беззащитнее перед проявлениями природы, чем большинство представителей животного мира. Сила человека не в его вещественном теле. Сила человека – в его нематериальном сознании.

Сознание позволяет людям не только выжить наилучшим образом в сложных условиях, но и объединиться для достижения общих целей. Каждый человек делает это целенаправленно. Он делает это осознанно. Объединяется он с другими людьми не только из боязни потерять жизнь. Подчас, всё происходит с точностью до «наоборот». Поступки человека, направленные на удовлетворение социального интереса, постоянно входят в противоречие с его собственными интересами. Чтобы совершить их, человек практически всегда жертвует собой. Он идёт к общей цели, уничтожая себя. Именно главенствующая роль сознания делает человека «человеком». Именно особенности человеческого сознания выделяют людей в особый мир.

Научно-технический прогресс подтверждает нематериальные основы развития человека. Он демонстрирует, как сознание отдельных людей определяет условия для существования и развития остальных. Без идей, рождённых сознанием единиц, мир земной до настоящего момента пребывал бы в своём первозданном виде.

Для человека, оснащённого современной техникой, спор о первичности бытия или сознания не имеет особого значения. В одних ситуациях он выставляет вперёд свою способность приспосабливаться. Он не хочет ломать сложившейся вокруг ситуации. В другие моменты жизни он активно использует свою способность, воздействовать на окружение. Волевым решением человек может поставить во главу своего поведения, как потребности тела, так и потребности сознания. Человек может на время пожертвовать интересами тела ради получения дополнительных благ в будущем.

Выбирая путь, начертанный собственным сознанием, человек становится творцом. Он не только развивается сам, но и способствует развитию людей, окружающих его. Жизнь человека в реальных условиях представляет непрерывный процесс взаимодействия сознания и тела. Особенность этого взаимодействия в том, что происходит оно всякий раз в новых условиях.
Осознание необходимости и потребности тела поочерёдно одерживают верх. И только иногда – в момент перехода из одного состояния в другое – существует равновесие. Это состояние гармонии между телом и сознанием. Именно в это состояние человек и стремится вернуться. Ему в нём хорошо. Человек ищет его. Только оно несёт ему неописуемые ощущения.

Находятся люди готовые, пожертвовать и своими потребностями, и своим будущим, ради этого состояния. В своей готовности они ничем не отличаются от лабораторных крыс в известном опыте, которые умирали от голода и нервного истощения, лишь бы постоянно испытывать удовольствие от внешнего раздражения. Желание получить очередную порцию удовольствий способно заставить человека проигнорировать предшествующий опыт. В погоне за удовольствиями человек способен игнорировать даже опасность. В погоне за удовольствиями он даже способен встать на путь саморазрушения. Осознаваемое саморазрушение столь же естественно для человека, как и его инстинкт самосохранения. Но… потенциальная готовность, совершить поступок, для человека разумного ещё не является руководством к действию. Он и отличается от животных тем, что осознаёт – не обязательно делать всё то, что можешь сделать.

Имея ограниченный диапазон восприятия, органы чувств поставляют человеку фрагментарную информацию об окружающем мире. Они ориентируют его на вещественные взаимодействия. И это правильно. По крайней мере, правильно с точки зрения максимальной безопасности тела. Именно со стороны вещественных образований человеку грозит наибольшая опасность. Они способны наиболее быстро разрушить его тело. Эта опасность осознаётся наилучшим образом. Страдания телесные тоже осознаются человеком. Они – защита. Они спасают человека от гибели, заставляя менять поведение. Природа, создавая человека, знала, что человек, игнорирующий опасность, нежизнеспособен. Поэтому она соединила в сознании человека удовольствие, боль и страх.

Человеку не дано знать своего будущего. Но… Человек разумный может предполагать его. Он может выстраивать программы, по которым собирается жить. Это не значит, что его жизнь пойдёт по запрограммированному пути –  «хочешь рассмешить Бога – расскажи ему о своих планах», но эти программы обязательно скажутся на его поведении. Скажутся они на его состоянии. Скажутся они на его здоровье и его благополучии. Скажутся они даже на том, будет ли он любим, и сможет ли любить. Человек разумный живёт своим будущим, даже если это будущее – события сегодняшнего дня. Человек осознаёт их высокую вероятность и подстраивает под них своё тело. Телом он меняет условия вокруг себя.

Вот такой он, человек разумный, – приспособленец, меняющий мир.