Лектор

Никита Заглядов 2
Когда-то давно в 80х годах я закончил университет лекторов города Москвы. Лекции нам читали в Политехническом музее и лекторы были достаточно знамениты и не менее интересны. Вот например один лектор начал читать нам лекцию о том, как вызвать интерес аудитории, и с самого начала он так завладел вниманием аудитории, что все слушали его открыв рот. Так продолжалось несколько минут, затем он сказал: «А теперь закроем рот …» пауза, раздался характерный звук, - «…и запишем.» Конечно после этого все рассмеялись. Такой лектор мог научить.

Мне тоже пришлось прочитать около 300 лекций. Как выяснили ученые разные виды деятельности вызывают у человека повышение в организме обмена веществ: игра на скрипке на 80%, работа косой на 80%, чтение лекции на 96%. Как-то раз после лекции в нашем НИИ одного заезжего лектора мой друг Юрий Езепов написал:
«О росте благ непринужденно
С собой и практикой в ладу
Читал нам лектор убежденно
В костюме с дыркой на заду.»
    У лекторов тоже бывают сложные ситуации.

      Меня направили от общества «Знание» в Вилегодский район Архангельской области прочитать несколько лекций о советском образе жизни, хотя моя специализация была – идеологическая борьба в вопросах культуры и искусства. Чтобы добраться из Архангельска до Вилегодского района надо было долететь самолетом до Котласа, а оттуда другим самолетом до Ильино-Подомского и там ещё автобусом часа два до поселка Великий Прилук. По дороге проезжали несколько деревень, где вообще нет жителей, только кошки и собаки – впечатление, как говорится, леденящее душу.

Великий Прилук оказался довольно большим поселком, Где была школа, дом культуры и даже домик для приезжих, где мне выделили отдельную комнату. За полчаса мне удалось обойти весь поселок и я решил навестить местный клуб. На дверях я прочел объявление, что вечером состоится лекция(моя), а после неё товарищеский суд. На крыльце клуба, как сейчас принято говорить, тусовались пацаны, у которых я узнал, что судить собираются подростков за то, что они разбили все окна в родной школе. Я спросил у ребят – есть ли у них какая-нибудь спортивная площадка – они сказали – нет. Тогда я поинтересовался, а в пионерский лагерь кто-нибудь едет – они сказали – нет. После этого скромного социологического опроса мне отчасти стала понятна ситуация в посёлке, и я решил по мере сил повлиять на исход товарищеского суда. На всякий случай я сходил за край поселка – там было полно грибов, которые как видно никто не собирал. Я дошел до местной речки и увидел на берегу кучу бревен высотой с пятиэтажный дом, причем эта куча тянулась по берегу реки насколько видно было глазу.

После этого я вернулся в домик и начал готовится к лекции. Чтобы вызвать чувство жалости к детям вообще я немного подправил свою лекцию в сторону положения детей при капитализме. Несколько фактов о том, как детей держат на цепи, вместе с собаками, как эксплуатируют детский труд и т. д. и т. п.  К назначенному времени я был в клубе – меня представили и я начал лекцию. Я постарался, как обычно уложиться в 45 минут и мне кажется достиг намеченного результата – у некоторых слушателей даже слёзы были на глазах. Мне немного похлопали, я поблагодарил и попросил председательствующего поприсутствовать на товарищеском суде. Конечно мне разрешили, а зря.
 Суд начался с того, что вызвали подростков и по сути дела зачитали обвинение. После чего председатель обратился к залу: «У кого есть вопросы?» В зале шушукались, но никто не взял слова, тогда я поднял руку (я сидел у самого выхода в конце зала) и спросил: «У меня вопрос к директору вашего леспромхоза – можно?» «Пожалуйста!» - ответил председатель собрания.  «Сколько путевок в пионерский лагерь для детей предложил своим работникам директор? Почему у вас в поселке нет игровой площадки для детей? И где футбольное поле?» После моих вопросов зал буквально взорвался – родители детей, которых собирались судить, да и не только они набросились на директора с теми же самыми вопросами, что задал я. Тут я решил больше не вмешиваться и тихонько по-английски ушёл в свой домик и заперся, предполагая, что меня могут побить, однако обошлось и наутро я опять на автобусе отправился в обратный путь. Надеюсь, что хотя бы детям мне удалось помочь.

Последней точкой моего маршрута в этот район был поселок лесорубов Фоминское, расположенный в самой восточной точке Архангельской области. Там мне не предоставили отдельную комнату, а поселили в комнату, где кроме моей кровати было ещё, как минимум шесть.   И вот я сижу, готовлюсь к лекции, а в комнату входит бригада лесорубов и как водится меня спрашивают: «Ты кто? Я отвечаю: «Я – лектор.» Они ставят на стол несколько бутылок вина и спрашивают: «Пить будешь?» Я вежливо отказываюсь. Тут следует классическое: «Ты что – нас не уважаешь?» Пришлось вспомнить несколько убойных анекдотов с ненормативной лексикой, в одном из которых фраза из десяти слов была практически вся матерная. После этого бригадир сказал: «Так! Лектора не трогать! Пусть готовится.»