Рассказ 12. Все мои учителя

Вера Третьякова
В НАЧАЛО: Слово о бугринской школе: http://www.proza.ru/2011/09/24/1443.
Рассказ 11. Бугринская школа.  Послевоенные годы:  http://www.proza.ru/2013/04/05/1675


Рассказывает  Александра Леонидовна Мешкова.


                Учитель математики и физики ГЕОРГИЙ ИВАНОВИЧ ЮДИН

Моё первое воспоминание о Георгии Ивановиче. Во втором классе я училась, и Гликерия Григорьевна послала меня  в учительскую за географической картой. Вхожу, а он в чёрной толстовке, длинный, худой  ходит по учительской. Комнатка маленькая, два шага вперёд, два назад.
«Мне карту надо!». Он подвёл меня к стеллажу, а там всего две карты и было: полушарий и какая-то физическая. Он взял карту полушарий, свернул и мне в руки подал. Вот я с этой картой и пошла в класс.

С математикой я не очень дружила. Помню, стою у доски, задачу по геометрии решаю. Всё записала и жду, что он мне скажет. А он мне: «Сокур, Локти, КубовА, Каменка, Мочищи, Ересная и Бугры… Садись на место!» Уже потом я поняла, что можно было короче решить, а я шла кружным путём.

Когда что-нибудь правильно ответишь ему на уроке, он всегда скажет: «Вот-вот, так и на суде говори!»
Он любил шутки. Один раз, когда я уже работала в школе,  он взял мой портфель. «Я сейчас проверю, какой у тебя порядок в голове».  Всё у меня из портфеля на стол вытряс в учительской. «Складывай!».  Сложила я всё, жду, что он скажет. «Ну, невысокой оценки, но сойдёт!»  У меня портфель был большой, клеёнчатый, зелёного цвета. Там  все учебники, и пособия, и тетради. «Всё своё ношу с собой!»…

– А он так на войне и не был?
– Не был. Он сердечник был. Он в 50 лет умер*. От сердца. Ну, я уже тогда уехала. Он 1907-ого года рождения.
 Ксения (Дикманникова – В.Т.) мне говорила: «Ты бы посмотрела, какое море слёз было, когда по Буграм несли Георгия Ивановича».
 У него три дочери было. Средняя Наталья, младшая Нина, а как же старшую звали? Какое-то чудное имя (Эмма - В.Т.).   
В общем, у Георгия Ивановича сестра была в Москве, и старшая уехала туда учиться и там осталась. О судьбе  других дочерей не знаю.
 А жена его, Ольга Васильевна Плотникова, работала врачом в нашей поликлинике.  Мне кажется, она не меняла фамилию, так Плотниковой и оставалась … Она детдомовская была, моложе его  лет на 6-7.

 – А жили они где?
 – В то время, когда я училась, он с семьей жил в старом деревянном доме. Говорили, что раньше в нём жили священнослужители. Дом был двухэтажный. На верхнем этаже две комнаты, там жил Георгий Иванович  с семьёй, внизу в одной комнатке жила Анна Александровна (Добровольская), учительница немецкого языка. Кто в другой комнате – не помню.
А после войны был дом у них через  дорогу от школы, большой каменный дом.
– А кто его строил?
 – Как кто? Рабочие строили. Георгий Иванович средства свои вкладывал.
После войны Георгий Иванович как-то пригласил меня к себе домой. Дом его был одноэтажный, в нём четыре комнаты и кухня.
В одной комнате у него был кабинет. Там стояли стеллажи высокие, до потолка, и полно книг было. Я так много книг ни у кого не видела. И книги все старинные, в красивых переплётах, некоторые большого формата. 
А мне он отдал целую стопку детских книжек. Сказал, что его детям не нужны - выросли.  Я потом в школе на уроках со своими детьми их читала.

А ещё Георгий Иванович показал мне свой огород. Помидоры он сам выращивал. А почему я знаю, что в доме кухня была? Он как раз, когда я пришла к ним, перекручивал на мясорубке чёрную смородину, а Ольга (жена) варила варенье. Они дали мне попробовать и варенья, и сырой ягоды. Спрашивают, что лучше. Не хотела обидеть никого. Сказала,  что варенье вкуснее, а в сырой ягоде больше витаминов.


*Мария Ивановна Михайлова-Панюшкина сообщила, что Г.И. Юдин умер в сентябре 1958-ого года.


В исторической справке из архива Новосибирской области утверждается, что  первым заведующим церковно-приходского училища,  из которого выросла  бугринская школа, был Георгий Иванович Юдин. 
http://libinfo.org/index/index.php?id=139600
(Год основания училища 1862, и вполне возможно, что оба Георгия Ивановича - в тесной родственной связи как дед и внук – В.Т.).

Во время пожара Никольской церкви в Буграх (в начале 1930-х гг.) Г.И. Юдин спас из огня и сохранил документы из церковного архива, где были сведения об  истории школы.
(Из доклада Е.Л. Цендровской к 100-летию школы: http://www.proza.ru/2011/09/24/1461)



                Сёстры ЦЕНДРОВСКИЕ. ЕЛЕНА ЛЬВОВНА И ЯНИНА ЛЬВОВНА

Елена Львовна была высокого роста, блодинка, с голубыми глазами. Симпатичная женщина…
Вот в шестом классе когда я училась, первый раз была введена Ёлка в школах. В первый раз.
И на этой Ёлке я с ней танцевала вальс. И кружили…   вот как от моего класса начали, и до класса снова дошли. Как я не упала, даже не знаю. Она такая высокая, а я такая маленькая…
Одевалась она всегда элегантно. Вещей у неё немного было, но все добротные.

- А она замуж выходила, Елена Львовна?
- Она очень скупо об этом говорила. Единственное, что она сказала…
Георгий Иванович как-то её назвал… как же это слово… ну в общем, что она одинока…
- Старая дева, что ли?
- Да.  Меня так покоробили его слова! Как он мог такое сказать про Елену Львовну!?
А она и говорит: «У меня была дочь. Правда, она прожила всего два месяца и умерла. И я два месяца просидела на стуле возле неё, думала, что она поправится…». 
Елена Львовна приехала к нам в школу в Бугры после окончания Томского пединститута, в 1935-м году*. Молодая…  И сестра её такая же,  Янина. Она позже к нам приехала. А вот кто из них старше был - Елена или Янина – не знаю.
Елена Львовна вела у нас с шестого класса биологию, потом ещё неорганическую химию, а в десятом классе - эволюционное учение. Такая наука по биологии была.

Янина Львовна вела у нас в десятом классе органическую химию.
Как-то написала на доске огромную формулу, а никто ничего не понял. Сидим все и молчим. Вера Кузнецова одна из нас смелая встала и сказала, что непонятно.
 - А Янина Львовна?
 - Не помню, покраснела, наверное. Она часто краснела на уроках.

У Янины Львовны  была семья,  двое детей -  Жанна и Элида. Муж Витольд Мечиславович  Кособуцкий (Коссобудзский – В.Т.) вёл историю. Его всё время чего-то вызывало КГБ, а потом забрали его и он там и умер. Она ездила на похороны в Ленинград.
А почему в Ленинград - не знаю.  Это мне Лёня (средний брат – В.Т.) сказал. Это всё без меня было…
Цендровские  - они поляки были. Брат у них был, где-то на Дальнем Востоке работал. Тоже его забрали, году в 37-ом. Их и самих, Елену и Янину, вызывали …

В войну было две отдельных школы – для мальчиков и для девочек. Елена Львовна была директором в женской школе.

* в школе с 1934 года работает Цендровская Е. Л., с 1937 года - Цендровская Янина Львовна…  В 1940 году в школу пришел… Коссобудзский Витольд Мечиславович ((Из доклада Е.Л. Цендровской к 100-летию школы: http://www.proza.ru/2011/09/24/1461)



                Учительница немецкого языка АННА АЛЕКСАНДРОВНА ДОБРОВОЛЬСКАЯ

Анна Александровна – одинокая была. Семьи не было. У неё кто-то в Москве жил. В 37-ом или в 38-ом году её отстранили от работы. Это когда я в восьмом классе, что ли, училась.
Она жила в комнатушке в том доме, где Георгий Иванович жил с семьёй. И мы с Тамарой (Макаровой) ходили её проведать даже.  Она так рада была! Видно, никто к ней не ходил, а мы пришли.
А потом всё-таки её восстановили, и в девятом классе она уже вела немецкий…
Она нас приучала к разговорной речи. На уроке очень мало было русских слов, почти всё на немецком языке. Я хорошо знала немецкий…

А после школы мы с Тамарой Макаровой учились на курсах иностранного (немецкого) языка при пединституте. После экзаменов мы пошли в ГорОНО. Там нас направили учить детей немецкому языку в сельские школы: меня - в  Коченёвский район,  а Тамару – в Черепановский.

- А когда умерла Анна Александровна?
- Не знаю. Но она уже старая была, когда мы ещё в десятом классе учились…


Н а  ф о т о  1948(?) года - коллектив (небольшая часть) Бугринской школы № 63.

В 1-м ряду, второй справа - Георгий Иванович Юдин.
Во 2-м ряду: 2-й слева - Александр Сергеевич Гордиенко (учитель музыки),рядом с ним - Елена Львовна Цендровская, затем директор Фёдор Михайлович Гаврилов, Григорий Васильевич Черемисин, Пётр Федотович Богомолов.

Наталья Павловна Саратовская - в третьем ряду крайняя слева.
Александра Леонидовна Мешкова в третьем ряду крайняя справа (от окна).

В 4-ом ряду крайняя слева - Вера Фёдоровна Подолянская (Осинцева), рядом с ней Анна Адамовна Торгонская.

               
*          
Воспоминания о других учителях не закончены ввиду малого количества сведений.  Приглашаю всех заинтересованных читателей к обмену информацией. Уточнение информации в опубликованных текстах приветствуется – В.Т.
*               


Дальше: Рассказы о школе. Подруги. Ч.1 . http://proza.ru/2019/03/03/1128