Любимый город

Амина Укбасова
     Ирина любила Волгоград. Свою первую поездку всегда вспоминала с улыбкой. Братья, как и она, были учениками начальной школы, когда отец повёз всех на экскурсию в город. Отправились из Палласовки вечерним поездом. Впереди была ночь дороги.

    На узловую станцию Верхний Баскунчак приехали после полуночи, стояли около часа, менялись локомотивные бригады. Вдруг пассажирский состав тронулся обратно в направлении дома. Назад! Ирина подскочила к спящему на верхней полке отцу:
- Папа! Мы домой едем?
Разве можно было удивить таким вопросом человека, который с юности работал на железной дороге?!
- Нет! В Волгоград!
- А почему едем обратно?
- Это, кажется, что едем домой, а на самом деле мы уже повернули в другом направлении.

   Он ещё долго говорил о развилке железнодорожных дорог, но Ирина в недоумении и с опаской смотрела в вагонное окно и не могла в ночной темени, ничего кроме телеграфных столбов разглядеть. Мерный стук колёс убаюкивал и напевал ночную песню сна. Через нбольшие промежутки времени полоски света освещали вагон, пробегали по лицам спящих людей и снова пропадали за тёмным окном.

    Волгоград поразил Ирину движением людей, транспорта. Она удивлялась, как они  в таком потоке находят правильный маршрут. От всего увиденного рябило в глазах, чуть – чуть качало из стороны в сторону, хотелось присесть на ближайшую скамейку, но людской круговорот заставлял двигаться вперёд.

 На троллейбусе от железнодорожного вокзала доехали до остановки «Мамаев курган». Вверх поднимались по многочисленным ступенькам. Ирина много слышала о мемориале, но увиденный издали памятник превзошёл все ожидания. Величественная Родина – мать с мечом в руке поражала, удивляла и даже пугала размерами, объёмами, но самое главное высотой. Подойдя к подножию памятника, Ирина почувствовала усталость и испуг от необходимости долгого спуска обратно вниз. Всё остальное: краеведческий музей, планетарий, столовая – ничего не запомнилось. Только вечером, глядя из вагонного окна поезда, Ирина поняла, что быстрее хочет домой.

     Но Волгоград стал неотъемлемой частью её жизни. Вспомнились поездки, точнее расставания, после смен в лагерях актива «Комиссары», «Искра». Все отряды становились в орлятский круг на площади около обкома комсомола. Звучала прощальная песня, наполненная грустью и невыразимой печалью. Руки тихо сжимали плечи друзей, а глаза до донышка, до краёв наполнялись бесконечно набегающими слезами. Как часто потом, встречаясь на курсах, семинарах видела незнакомые, но знакомые лица и слышала как пароль:
- В «Искре – 79» была?
- Нет, в 80 году.
- Всё равно – своя.

   Работа на стройке – это как норма для тех времён. Строительные участки жили своим плановым размеренным ритмом. Ирину переполняла гордость за вновь возведённый объект. Она радовалась, когда в построенных домах загорался свет, от него веяло семейным теплом и уютом.

   Самым удобным и быстрым городским транспортом Ирина считала скоростной трамвай. В день пуска ветки Ирина с подругой Людой прокатились от станции «Площадь Чекистов» до «Стадиона «Монолит»». Комфортно и быстро. Чудеса, да и только!

    Студенческая жизнь прошла в центре города на площади Ленина на улице Наумовой. Тропинка, проторённая студентами за Домом Офицеров, сокращала дорогу от общежития до института. Настроение поднимали беззаботные счастливые дни, но в период сессии серые и белые вещества мозга накалялись до кипения. Четыре года учёбы и диплом учителя в руках.

   Город молодел и застраивался, Ирина приезжала с двумя сыновьями. И уже они удивлялись и открывали для себя улицы и проспекты Волгограда. Приехав в очередной раз в город, Ирина поняла, что устала. Нет, никак в первую поездку. Сидя на скамейке  уютной аллеи на проспекте Ленина, она видела, что городской ритм и движение не остановились. Всё бурлит, кипит и идёт семимильными шагами. Ирина повзрослела. Есть Любимый город. Её город с дорогими и памятными улицами, аллеями, местами. Больше ей ничего не надо.


Фото автора