И шорохи громки, и громы тихи...

Владимир Корнилов 5
(Размышления о творчестве Юрия Розовского)

      У Юрия Розовского – молодого талантливого поэта из  г. Братска члена Союза писателей России в издательстве  «Иркутский писатель»  вышло три поэтических сборника: «Не опаздывайте жить», «Совсем немного до рассвета» и «Медовый ветер».
      Проводя анализ этих изданий, могу с уверенностью сказать, что поэзия Розовского светла по мироощущению и имеет ту прочную корневую связь с традициями национальной отечественной поэзии, без которой немыслимо творчество на родной русской земле.
      В художественной палитре поэта чувствуется не только богатое разнообразие красок и многоголосица окружающего нас мира, но и угадываются все присущие человеческой душе чувства: от тихой просветленной грусти до всепоглощающего восторга. Познавший жизнь не из учебных пособий, Розовский видит ее во всех  аспектах и правдиво отражает в своем творчестве с нравственных позиций.
      Особенно удаются ему картины сибирской природы, в которых он, наделённый тонким поэтическим зрением, создает удивительные по красоте лирические пейзажи времён года. В них всё зримо, образно и даже ощутимо на вкус. Так и хочется попробовать ароматные строки его стихотворений про зиму, где:

                Посыпана сахарной крошкой
                Дорога. Пришли холода,
                И, словно сметанной окрошкой,
                Подёрнулась в море вода…
                Мороз леденцовою коркой
                В квартиру натёк со стекла.
                Под окнами белою горкой
                Сугроба лежит пастила…
         
     А вот еще пример яркого, образного мировосприятия поэта одной из картин зимней природы:
                Это ж надо так случиться –
                Снова лютая зима
                Беззастенчиво стучится
                Прямо к людям в терема.
                Обняла руками срубы,
                Снегирями стала рдеть
                И давай в печные трубы,
                Словно в дудочки, гудеть.

     Да и другие времена года воспеты им не менее поэтично, потому что Юрий Розовский любит жизнь и трепетно, как истинный художник слова, воссоздает ее в своих лирических произведениях. Только человек, наделенный особым божественным даром видения, может так необычно и образно воспеть весну:

                На улице солнце. Весеннему сглазу
                Подвержены все: от пичуг до людей.
                И старый подъезд, не влюблённый ни разу,
                О лестнице грустно вздыхает своей.
                И голубь голубку ласкает на ветке,
                Любимой на ухо воркуя стихи.
                И с кошкою кот отдыхают в беседке.
                И шорохи громки, и громы тихи.

      Лирический  герой стихотворений Розовского – человек высоконравственный, впитавший в себя с молоком матери и сохранивший до сей поры понятие чести, совести, мужского достоинства и другие непреходящие духовные  ценности, которыми он никогда не поступится, не предаст ни за какие блага.
      Особое место в чувственной основе его стихов занимают любовь и дружба.  С какой болью и надеждой звучат в стихотворении «Другу» из сборника «Не опаздывайте жить»  щемящие душу слова, взывая к памяти прежних друзей о днях их святой дружбы:

                Ну, вот и всё. Остался лишь вокзал
                И поезда, ревущие утробно.
                Да. Кто-то подло про меня сказал,
                А ты поверил. Это так удобно.
                И все же ты хотя бы про запас
                Держи меня, как дань своей привычке.
                Держи меня, как прошлое о нас,
                Как слово – друг, не взятое в кавычки.

      Юрий Розовский наделён восприимчивой поэтической душой, способной откликаться радостью и болью на все проявления жизни – будь это смерть брошенной дворняги в стихотворении «Смерть собачья» или трепетный восторг от неповторимой красоты чередующихся времён года, вспыхнувшее ли это в сердце молодое сильное чувство.
      В своей любви Юрий всегда нежен и предупредителен – и больше жизни дорожит он своей возлюбленной, боясь потерять ее: ибо она – его единственное счастье и священная суть его поэтического бытия. Иллюстрацией этому служат строки стихотворения  «Она пришла»:               

                И я восторженно бледнею,
                Поймав ее случайный взгляд.
                И даже звезды рядом с нею
                Не меркнут, а сильней горят.

                (Из сборника  «Совсем немного до рассвета»).

              И даже в минуты безоблачного счастья с любимой поэт не утрачивает своего душевного зрения, он по-прежнему чуток к чужой беде или горю – особенно, если они коснулись женщины. И тогда Юрий Розовский готов звонить во все колокола своей неуёмной  поэтической души, чтобы остановить их и чтобы женщина вновь стала счастливой:

                Если женщина плачет, – несчастье кругом,
                Словно собственный сын оказался врагом,
                Словно предал тебя твой единственный друг,
                Словно злая  болезнь, подкосившая вдруг.
                ...Не простить, не понять и стихов не сложить,
                И черствеет душа и не хочется жить,
                И томленье в груди, и на сердце свинец:
                Если женщина плачет – творенья венец.

                (Из сборника  «Не опаздывайте жить»)

      Но больше всего на свете Юрий, как человек устремленный, не терпит жизненной рутины, которая своими жерновами перемалывает людские судьбы. Отсюда его постоянное стремление вырваться из опостылевшего быта, желание взлететь над ним. Особенно пронзительно звучит этот мотив в стихотворении  «Мне по ночам большое небо снится»:

                Мне по ночам большое небо снится,
                Что я лечу, подобно журавлю,
                Что, распластав свои крыла, как птица,               
                Я миг полета сладостно ловлю…
                Как хорошо глазами в небо впиться!
                И я скорей согласен умереть,
                Чем прозябать, как пойманная птица,
                По чьей-то воле запертая в клеть.      

                (Из сборника  «Не опаздывайте жить»)

      Стремление к свободе, к своему лирическому  «я» – рождает в сердце поэта чувство неземного восторга, и он, как  счастливый ребенок, в минуты  душевного  порыва, тянется взором к небу:

                Между травами густыми
                Тускло светится роса.
                Я глазами голубыми
                Загляделся в небеса.
                Надо мной летают птицы,
                Грея пёрышки свои,
                Солнца лучики, как спицы,
                Вяжут варежки хвои.

             (Стих.  «Пробуждение»  из сборника  «Совсем немного до рассвета»).
         
       Позже, размышляя о  «времени счастливом», Юрий Розовский воскликнет :
               
                Это было так приятно –
                И светиться, и гореть.
                И плевать, что, вероятно,
                Надо будет умереть.

                (Стихотворение  «Свеча»  из сборника  «Не опаздывайте жить»)

      Поэзия Розовского пробуждает в умах и  душах его читателей всегда присущую русскому человеку духовность, стремление прикоснуться к вечному.  Только через покаяние и смирение гордыни сможет вновь обрести человек свою духовную суть, начертанную ему свыше. Об этом ярко свидетельствуют такие стихотворения поэта, как  «Покаяние», «Крестный ход»,  «На паперти»:
               
                Просил прощения у Бога
                Паломник согбенный, молясь.               
                Ему неблизкая дорога
                Подошвы выкрасила в грязь…
                ...В святом ознобе сотрясаясь,
                Он то ли пел, то ль говорил.
                От бездуховности спасаясь,
                Он покаяние творил.

                (Стих.  «Покаяние»  из сборника  «Совсем немного до рассвета»).

      Немало страниц в творчестве  Юрия Розовского отводится размышлениям о прошлом своей  Родины. Из стремления поэта окунуться в ее историю, открывающую читателю отдельные периоды становления государства российского, и родилась у него поэма  «Побоище»  о Великом русском князе Александре Невском, а также стихотворение  «Иго»:

                Притаилась земля. И, почти бездыханна,
                Русь лежала в пыли пред ордынским конём.
                Лютый ветер, гоняемый ордами Хана,
                Раздувая пожар, заслонялся огнём.

                (Из сборника  «Совсем немного до рассвета»).               
               
      Конечно, в одной статье трудно да и, наверное, невозможно наиболее полно и объективно представить творчество поэта, выходящего на суд читателя со своими первыми книгами. Пусть сам читатель сердцем своим оценит его поэзию. Но в том, что стихи Юрия Розовского никого не оставят равнодушными, я абсолютно уверен: ибо они наводят нас на размышления о ценностях человеческой души, о красоте русской поэзии, поднявшей нас к мировым литературным высотам, о суетности и истинной сути нашего земного бытия.