Бусы

Роза Левит
Фотография.... 
Kаждый раз когда я смотрю на неё я вспоминаю  папиного двоюродного брата Михаила Колевича.
                Он сын тёти Анюты и Семёна Копилевича.

В одной из поездок в Чехословакию дядя Миша подарил мне бусы.
Красивые бусы из чехословацкого стекла.

- Мне, почему мне? Из всех своих многочисленных племянниц он подумал обо мне.
- Мне так захотелось,- улыбнувшись , сказал дядя Миша.
-Ты поступила в медицинский. Впереди у тебя большой труд учёбы.
 А потом добавил,- храни их, как память обо мне.-


После многих лет я могу сказать, что он как бы чувствовал, что я буду хранить память о семье.
Дядя Миша был слабого здоровья. Сказалось детство в блокадном Ленинграде.

Хрустальные бусы со временем рассыпались.
Горошины, которые я бережно хранила, мои доченьки потихоньку доставали из шкатулки и с каждым разом их оставалось всё меньше и меньше
Так потихоньку уходили из жизни поколение людей с которыми волею судьбы я была связана.
Это семья Копилевичей.
Я всегда чувствовала, что я одна из них, чувствовала их любовь ко мне.
Они были тёплыми людьми.

Почему,  спрашиваю я и нахожу ответ в образе их матери Гиты, бабушки папы Коли.Гита была доброй женщиной.
Ни один просящий из её дома не выходил с пустыми руками.
Нуждающимся семьям к шаббату она несла свежеиспечённые халы и всегда что то из еды придачу.
Сыновей своих учила делиться добром, заботиться друг о друге и сестре своей Гене помогать чем могут.
Все внуки её от дочери Гени часто бывали у неё в Клястицах и Ленинграде.
                Много воспоминаний  о этих визитах передано мне.
                -- Вот бабушка  взяла меня в синагогу,мы спускаемся с ней по ступенькам лестницы. в подвальное помещение .               

Там как прорубь с водой.                .Бабушка полностью окунается в прорубь три раза и мы идём звёздной ночью домой ,- рассказывает мне папина сестра, Броня.
                -   А я   всегда боялся перепутать молочную с мясной посудой - говорит дядя Дима,брат отца.

Тётя Маня, папина сестра вспоминает,  как с бабушкой чистила дом к пасхе и в награду получала  гостинец к празднику.
                Да разве всё опишешь сейчас.....

Продолжение следует