Об исторических исследованиях Леонида Млечина

Владимир Леонов
Вечером 2 апреля 2013 года на канале «ТВ Центр» были показаны несколько ранее снятых фильмов, объединённых в телепередачу «Корея. Кровная вражда президентов», автором, редактором и диктором которой является известный журналист, политический обозреватель и телеведущий Леонид Млечин.
Известный, конечно, прежде всего, своей патологической ненавистью ко всему советскому периоду нашей истории и её невероятным искажением. Тот самый Млечин, который потерпел сокрушительное поражение от Кургиняна в телешоу «Суд времени» в 2010 году.
Я бы, может быть, и не обратил особого внимания на эту передачу, если бы не увидел в ней столько чудовищного вранья, поскольку сам я был в Северной Корее дважды: в июне 2005 года и в апреле 2006 года (http://strany.net/korea-s/korea-severnaya-rasskaz.htm).
Млечин постоянно провозглашает: «У нас мало кто по-настоящему интересуется историей, и наше общество часто живет в царстве мифов. Но людям постоянно кажется, что наши исторические заслуги недооценивают. Но возвращение к реальной истории - это необходимый компонент нашего движения вперед».
То есть, для Млечина самым главным является, якобы, поиск исторической правды, который на самом деле может быть основан исключительно на исторических документах.
А что у Млечина?
Вот образчик того, как Млечин буквально месяц назад описывает исторические события («Самоубийство Сталина»): «60 лет назад насмерть запуганные соратники и врачи боялись подойти к кровати умирающего вождя. В тот мартовский день, 5 марта 1953 года, у тела вождя Василий Сталин первым закричал, что отца убили. Василий был сильно пьян да еще добавил в помещении охраны. Но так думал не он один. И вот уже шестьдесят лет многих не покидает уверенность в том, что Сталина загубили. А ведь мог еще и пожить… И такая тоска по вождю!
Мечта немалого количества людей — чтобы их боялись. Многие желают ощущать себя сталинскими соколами, гвардией вождя. И кто сейчас помнит, что его подручные безумно — до инфаркта, до помешательства — боялись Сталина?
В опалу мог попасть любой. У Сталина не было вечных привязанностей. Даже чекисты были для него расходным материалом. Чекисты работали вахтовым методом. Призванная на Лубянку команда получала все: квартиры, пайки, звания, ордена. Когда задача исполнялась, команду уничтожали и набирали следующую».
Вот такое «историческое исследование», очень смахивающее на краткий сценарий ещё одного политического «ужастика».
Или вот ещё здесь же: «Но настроение Сталина не улучшалось. Начались аресты врачей, лечивших руководителей партии…
Сталин требовал, что МГБ представило доказательства связи «врачей-вредителей» с западными спецслужбами. Следователи оказались в тупике. Они наловчились конструировать обвинения в троцкизме или антисоветской пропаганде. А как связать врачей с американской разведкой?
Вождь злобно матерился: «Я не проситель у МГБ. Я могу и потребовать, и в морду дать, если вами не будут исполняться мои требования… Мы вас разгоним, как баранов… Если не вскроете террористов, американских агентов среди врачей, то будете там же, где и Абакумов...
Возраст и состояние здоровья не позволяли вождю полноценно заниматься делами страны. Но снимать, сажать и расстреливать он еще мог. Ночью, собрав соратников на даче, зло сказал: «Вы состарились. Я вас всех заменю»…
Огромная страна впала в нищету, деревня голодала, а старческий ум вождя замкнулся на заговорах».
И это пишет человек, называющий себя борцом за историческую правду. Правды здесь нет никакой, всё выдумано. Но попробуйте призвать Млечина к ответственности. Заявит, что он, как писатель, имеет право на художественный вымысел.
Конечно, он не историк, он примитивный журналист, шоумен, работающий в интересах власти на потребу обывателей, которым очень важно показать, что Сталин был таким же, как и они.
Что же такое «реальная история» в понимании Млечина?
Вот он пару дней назад (1 апреля 2013 года) выступает на радио «Эхо Москвы» в передаче «Особое мнение с Леонидом Млечиным». Сначала мы слышим рассуждение вполне здравое и вроде бы даже критическое по отношению к власти: «Власть никогда не покидает ощущение, что нужно историю устроить так, чтобы она соответствовала каким-то устремлениям… Не думаю, что из этого что-то может получиться хорошего, потому что историческая наука не позволяет сотворить с собой нечто такое. То есть можно, тогда это не имеет отношения к науке».
Но тут же мы слышим прямо противоположное: «Но тут есть другая вещь. Я … обращался еще к президенту Медведеву с просьбой поручить Академии наук разработать базовый школьный учебник. Базовое представление о том, как складывалась, ну, особенно советская история, конечно, хотя и российская тоже. На самом деле, действительно, необходимо основные узловые и болевые, и трагические моменты каким-то образом максимально точно описать. Это, действительно, нужно сделать.
Потому что сталинский период, наконец, должен быть оценен по-настоящему как есть. Я повторял слова президента Медведева тогда, что Сталин это преступник. Вот, надо это сказать и надо таким образом это прописать.
История развивается, преподавание развивается, методики развиваются. Конечно, много надо разных учебников, но вот в чем я согласен, на основные вопросы должен быть дан ответ. Сталин – преступник. Если создавать учебник, в котором написано, что Сталин – эффективный менеджер, это катастрофа для страны».
Вот в этом – весь Млечин, который считает, что история должна быть описана только так, как он как он её видит.
Если почитать многочисленные выступления Млечина, то легко увидеть, что его так называемые «исторические исследования» основаны на фантазиях человека, обожающего политические детективы. Не зря сам Млечин отмечает: «Я всегда увлекался политическими и шпионскими детективами».
На личном сайте в Интернете, говоря о себе в третьем лице, Млечин написал, в частности: «Детективный сериал «Поздний ужин» - это воплощённые в телевизионную форму фантазии писателя Млечина, странные, страшные, а иногда и мистические киноновеллы с закрученным сюжетом и всегда неожиданной развязкой».
Становится понятным, что он просто таким образом зарабатывает деньги, а заодно мстит за своё ничтожество, бросая грязью своих воззрений в великое и святое. Это его работа, за которую, как он говорит, ему хорошо платят, и книги его «хорошо раскупаются».
Любопытно, как «ощущающий себя евреем» журналист предлагает нам выйти из экономического кризиса: «Мы мало работаем! Мы, как страна в целом, мало работаем и относимся к труду с прохладцей. Это очень заметно. В настоящий момент я считаю, что это не зазорно — подыскать себе вторую работу. Не закончить в шесть и уйти домой, чтобы ругать правительство перед телевизором, а сделать что-то еще. Если в умах всего нашего общества произойдет такой поворот, то жить станет намного лучше и интереснее» (http://evreimir.com/24261/).
Разнося в пух и прах советскую историю, советских вождей и вождей КНДР, он при случае всегда готов «лизнуть власть». Вот он в том же выступлении на радио «Эхо Москвы» два дня назад своё особое мнение и выразил: «Значительная часть людей, которая проголосовала за Путина, проголосует вновь - у людей есть ощущение, что он и есть настоящий и единственный руководитель в стране».
Вот именно так: «настоящий и единственный руководитель в стране»!
И за такое служение его неплохо отметили. Он заслуженный работник культуры Российской Федерации. Лауреат многочисленных премий, в том числе «Лучший человек года», награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, орденом Дружбы (в 2011 году) и т.д.
Но вернёмся к телепередаче «Корея. Кровная вражда президентов».
Посмотрим, в каких тонах выдержано это очередное «историческое исследование» Млечина:
«Кем был покойный лидер страны, которой по Конституции правит мертвец?», - вопрошает он об Чен Ким Ире. «Семнадцать лет назад, когда умер Ким Ир Сен, я полагал, что Ким Чен Ир, его сын и наследник, недолго будет править Северной Кореей. Клятвы в верности, которые принесли ему соратники по партийному руководству, как и слезы, пролитые над телом его отца, ничего не значат».
Конечно, для Млечина, ярого антисоветчика и защитника культа потребительства, клятвы верности абсолютно ничего не значат. Он убеждён, что такого вообще никогда не может быть. Сам прожжённый лицемер, он полагает, что такими являются все.
«Ким Ир Сен был мастером борьбы за власть. Он получил её из рук советских генералов, но удержал благодаря тому, что методично уничтожал сначала соперников, затем — потенциальных соперников и, наконец, уже просто толковых соратников».
Получается, что если бы Ким Ир Сен не уничтожил почти всех в своём окружении, то власть бы не удержал. Логика – «класс»!  «Хороший рецепт» для удержания власти!
«Он бесконечно тасовал высшее руководство партии, государства, армии и органов безопасности, не давая никому укрепиться и обзавестись союзниками. Никакая должность не гарантировала чиновника от неожиданной отправки если не в трудовой лагерь — на «перевоспитание», то, по крайней мере, в тоскливую провинцию — подальше от столицы. Можно себе представить, какой запас ненависти накопился у этих людей!».
Млечин пишет о Ким Ир Сене практически слово в слово, что и о Сталине. Ну, конечно, «все они, диктаторы, одним миром мазаны».
«Ким Чен Ир вырос в семье восточного деспота, избалованный барчук. Он привык к тому, что целая страна принадлежит ему по праву рождения, что исполняются любые его желания. Ему не приходилось, как отцу, завоевывать право быть первым и охранять свой трон от соперников и завистников. А вокруг него собрались люди, которые сумели выжить при его отце, совершили восхождение к вершине номенклатурной лестницы, опережая своих соперников и завистников.
Эти люди, полагал я, во-первых, мечтают избавить себя от вечного страха перед вождем, который в любую минуту может сделать с ними все что угодно. Во-вторых, они не без оснований полагают, что справятся с управлением страной куда лучше Ким Чен Ира. Я сомневался, что ему хватит хитрости, властности, борцовских качеств, чтобы долго им противостоять. Я ошибся».
Естественно, что ошибся. Нельзя с подходом обывателя всех по себе мерить.
«Его главная опора — страх северных корейцев перед способной на все высшей властью. Этот страх пронизывает всех — от рядового рабочего до члена политбюро Трудовой партии Кореи. Главное для Ким Чен Ына — сохранить дедушкино и папино наследство, то есть власть. Опыт Советского Союза, других восточноевропейских стран показал: любая попытка реформ ведет к разрушению режима и к потере власти»
Кстати, на самом деле опыт показывает совсем другое, и здесь Млечин демонстрирует свою полную несостоятельность, как историк.
«Таким образом, в интересах Ким Чен Ына воздерживаться от каких-либо реформ, которые бы затрагивали идеологическую систему, созданную его отцом.
У него есть верные союзники, которые заинтересованы в сохранении режима. Партийно-государственная и военно-чекистская элиты — это люди, которые жаждут стабильной, спокойной и комфортной жизни — такой, как у их китайских соседей. Они хотят жить в удобных квартирах, иметь хорошие вещи, ездить за границу и даже посылать туда своих детей. Им нужна не процветающая страна, а страна, находящаяся полностью под их контролем».
Ну, такое впечатление, что Млечин пишет о нашей, российской, элите. И это понятно, поскольку он, как образцовый обыватель, не понимающий движущих сил истории, действительно добросовестно уверен, что везде и во всём все элиты одинаковы. Ведь именно такое же у него отношение и к советской элите.
«Руководителей Северной Кореи не пугает то, что народ почти голодает. У людей нет еды, но возмутиться они не смеют. У армии есть резервы: и рис, и даже трехмесячный запас бензина на случай боевых действий. Номенклатура боится не голода и нищеты собственного народа, а потери власти, что может последовать за проникновением иностранцев в страну, идеологической либерализации. Поэтому в интересах северокорейской номенклатуры — не допустить никаких реформ. А общее число входящих в номенклатуру — вместе с семьями — составляет около миллиона человек. Это — опора династии Кимов.
Северокорейские чиновники понимают, что после падения социалистического строя и объединения Кореи им будет очень плохо. Память о войне 1950 - 1953 годов еще не стерлась. А прощать корейцы не умеют. Если «южные» придут на Север как победители, то высокопоставленных северных корейцев просто повесят. Поэтому в Пхеньяне понимают, что нужно держаться до последнего».
И вот такой примитивизм во всём.
А когда он характеризует преемника Ким Чен Ира, то, уже вполне предсказуемо мы можем услышать: «Ким Чен Ын - возможно, самый толстый человек в КНДР, остальным еды не хватает. Избыточный вес, похоже, свидетельствует о диабете и гипертонии».
Ну, очень серьёзное «историческое исследование» оставил нам Млечин.