Мечта. Пространство для маневра

Виктория Любая
Мечта. Пространство для маневра
Виктория Любая
Моё сердце биться перестало
-------------------------------------------------
Жанр – драма, триллер
Режиссёр – Жак Одиар
Автор сценария – Жак Одиар, Тонино Бенаквиста, Джеймс Тобэк
Оператор – Стефан Фонтен
Композитор – Александр Депла, Иоганн Себастьян Бах
Длительность – 107 мин.
Страна – Франция
Год – 2005
В главных ролях – Ромен Дюрис, Нильс Ареструп, Ор Аттика


Дополнительная информация:
----------------------------------------------
«Моё сердце биться перестало» – фильм 2005 года режиссёра Жака Одиара, римейк американского независимого фильма Джеймса Тобэка «Пальцы» 1978 года. Премьера фильма во Франции состоялась 16 марта 2005 года.

Сюжет
-------------
Тома 28 лет и ему уготовано продолжать бизнес своего отца: заниматься темными, полукриминальными сделками с недвижимостью. Но случайная встреча внушает ему надежду, что он может, как его мать, стать концертирующим пианистом. Он начинает серьёзно готовиться к прослушиванию и занимается с китайской пианисткой-виртуозом. Она ни слова не говорит по-французски, музыка единственное их средство общения. Желание перемен приводит к тому, что он начинает мечтать о прекрасной любви… Но пока что Тома приходится жить двойной жизнью – днём он играет на рояле, а по вечерам, вооружившись бейсбольной битой, помогает отцу выбивать деньги из должников и выгонять иммигрантов-нелегалов из пустующих квартир.







Пытка артхаузом
==================

В принципе,  артхаузное и «неформатное» кино мне любо. Но почему я досмотрела до конца фильм «Моё сердце биться перестало» (совершенно дурацкое название, возможно, и отсылающее французского зрителя к оригиналу и дальнейшей метафоре, но русскоязычному зрителю, не читающего в подлиннике Корнеля и Ростана, такое название покажется (мне, разумеется, чего уж всех-то, приплетать) – пошлым и нелепым. К тому же, постоянно крутится в голове куплет давнишней песни в исполнении солиста группы «Сплин»: «Моё сердце ос- становилось/ Моё сердце за-мер-ло…». Однозначно,  текст песни группы «Сплин» – это не краткий пересказ сюжета данного фильма. Обычная «ловушка» мозга, только и всего.

Сюжет, кратко пересказанный в аннотации к фильму, разумеется, не совсем про то и так, но пересказывать не стану: общая «канва» – схожа, а кто захочет «свою версию»  – думаю, найдет 107 минут свободного времени и посмотрит сам: от начала и до конца.

Вернусь, однако, к вопросу (заданному самой себе): что меня заставило посмотреть этот фильм, несмотря на то, что первые, увиденные мною  кадры, мне как-то не особо приглянулись?..

Режиссура. Да. Однозначно. Операторская работа. И  это тоже. История. Хм… это я уже забегаю вперед.

А теперь, по порядку. Как-то раз, у меня оказались 107 свободных минут, что совпало с показом, по какому-то каналу, этого фильма. Глянула мельком – не особо понравилось, но не выключила телевизор (такое, думаю, может случиться с каждым).  А вот дальше… Дальше я досмотрела – и очень внимательно – фильм до конца. Что же меня так заинтриговало?  Чудовищный внутренний надлом и раздвоенность главного героя, вынужденного жить (кажется, он на это обречен) одной жизнью, мечтая, при этом, вырваться в другой мир, другую жизнь. А также, практически маниакальное желание (шедшее вразрез со всей его – нынешней, утягивающей всё глубже и глубже в  полукриминальный кошмар). Зачин таков: главный герой, вынужденный зарабатывать на жизнь «выбиванием» денег из должников и т.п., мечтает стать… пианистом. 

Но, не сама «сумасшедшая» мечта завладела моим вниманием, нет.  Я смотрела на то, как, мечтающий о карьере пианиста взрослый мужчина… ставит на клавиши пальцы и пытается играть. Особенно великолепны кадры, когда он садится за инструмент с разбитыми в очередной потасовке руками… Это что-то немыслимое! Пальцы не гнутся, не слушаются, но Тома (так зовут главного героя) заставляет их извлекать из клавиш звуки: один за другим… На мой взгляд, очень сильные кадры: все, где он занимается музыкой самостоятельно или берет уроки…   

Завораживало (и восхищало) обычное, в общем-то, проявление человеческой силы воли (и откуда она там, в субтильном герое, бралась, непонятно…). Но не только сила воли.  Мне кажется, невозможно не испытывать, почти физическую и душевную боль, глядя, как 28-летний француз настырно переставляет свои «корявые» пальцы… И, да: мне не верилось, что из этой затеи выйдет что-то путное (не читав аннотации заранее, догадаться наверняка было непросто). Не помню, чтобы мне «хотелось именно этого» (как в детстве, когда переживаешь за мультяшного зайца и искренне хочешь, «чтобы у него всё было хорошо»). Во всяком случае, очевидно, что герою я сопереживала, а не «просто смотрела».


«Мечты сбываются и не сбываются…»*
===================================

Много лет назад мы пили с моей знакомой на кухне чай, а её сынишка играл «в сантехника»: ему очень нравилось сливать воду из бочка и смотреть, сняв с него крышку, как вода набирается снова, поднимая пластмассовый поплавок на согнутой проволочке.
Мало того, оказывается (а было ему года 3-4-е, наверное), он уже заявил родителям тоном, не терпящим возражений (оба закончили институты: папа, тот, например, вообще Энергетический институт закончил с красным дипломом): когда вырастет, собирается работать только «на такой работе».

Сомневаюсь, что впоследствии родители поддержали сынишкину «заветную мечту». (Впрочем, позднее, он и сам, годам к 5-и не прочь был переквалифицироваться  «в продавца мороженого»)))…

… А вот интересно: многие ли из нас помнят, кем они страстно желали «стать» на самом деле? К примеру, далеко не всех моих знакомых воодушевляла такая строго размеченная, как дорожка для бега на дистанцию, перспектива: закончить школу, потом (желательно) – вуз (ПТУ, техникум), выйти замуж и, «родив» одного-двух детишек, крутиться до конца дней своих между работой и домом. Но вариантов для «мечт» в нашем детстве, откровенно говоря, социум предоставлял не так уж много. Посему, вышеназванные варианты были общепризнанными, а значит – «нормальными» (необходимыми и желательными). И даже те, кто мечтал, кто бредил («выходя за рамки общепринятого») морями, океанами, путешествиями, покорением новых вершин и др,, понимали: НАДО (!). Как любили частенько повторять  нам взрослые; «Есть такое слово «надо»!  (а уж к месту или нет это говорилось… ну да ладно, понятно и так). При том, например, женщине «сидеть дома, воспитывая ребенка (детей) дольше декретного отпуска» –  общественное мнение не поощряло. Социум не просто ждал, но требовал возвращения «рабочего кадра» на место работы, а общество ему в этом активно способствовало («давило на мозг», т.е. осуждало и т.п.). Для чего же у нас понастроили ясли, дет сады, школы с продлёнками?!... Пионерские лагеря на всё три смены?!... Дети с малолетства должны впитывать в себя «дух коллективизма» и прочую идеологию. «Домашнее воспитание» (если ребёнок не болен) – «пережиток», которым беззастенчиво пользовалась элита в царские времена, чтобы «разделять и властвовать». Но «не для этого революцию делали!»....

Будучи из обычной семьи (не вдаваясь в подробности), в своё время и я закончила обычную школу, первый вуз, затем – Университет (что уже было в «нашей прослойке» не вполне нормально, т.е., «перебор»). Потому что общество «лучше меня понимало»: главное для, подросшего человека, – не  познавать и «искать себя…», а – «устраиваться в жизни» (или лучше, если «крепко» и «хорошо»!), «зарабатывать на кусок хлеба» и т.д. и т.п. Никто мне этого (во всяком случае, в семье) специально «не вдалбливал», однако всё наше окружение было таково, что других мыслей, кажется, и не могло возникнуть.

И, вдруг (причем, довольно рано) у меня (единственной из всей семьи и близких родственников) возникает стойкий интерес к литературному процессу: в частности, «к сочинительству». Как быть? Блата – нет, денег – нет…  Для «Лит. института» – я была «мала», на «редакторское отделение» в Полиграфическом – брали только на вечернее отделение и со стажем работы не менее 2-3-х лет (!). Единственное, что мне, более-менее реально «светило» – Филфак или Пед. институт, с последующей работой «педагогом русского языка и литературы» в школе (причем, в обоих случаях).

Но ведь меня интересовала литература!!!  Мне хотелось научиться писать книги самой!...

… Мой путь к заветной мечте (и я всё ещё в пути ;)) осуществлялся вопреки заранее размеченным для каждого из нас, социумом, планом (ведь времена были не такие, как теперь….). Не скрою, «моё сердце останавливалось и замирало», именно тогда, когда путь героя (фильма), стремящегося, вопреки «здравому смыслу» к своей мечте, напоминал мне (пусть и метафорично) собственное нелегкое и длительное продвижение «через тернии – к звёздам».

Но… в конце концов, один из таких «ходов», наверняка, был также предусмотрен сценаристом и режиссером. Поэтому меня в этом фильме привлекло ещё кое-что…

За последние лет 15-20 жизнь в нашей стране резко переменилась. Одно из последствий «перемен» –  и до нас докатилась разножанровая литература о том, как нужно правильно лежать на печи и мечтать и «…Вселенная вам поможет»: купить дом; устроиться на престижную, хорошо оплачиваемую работу» найти свою любовь (кому чего надо) и т.д. и т.п. Не «чтиво», а неведомые нам ранее «райское наслаждение» – шоколадные батончики «баунти» с кокосовой начинкой или конфеты «рафаело» под томно, но навязчиво произносимым рекламным слоганом: «Это может быть только от него!». Короче, психо-, эзотерика, притчи, сказки и прочая литература (все эти свияши; зеланды; «алхимики» (различные бестселлеры Коэлье), «Секрет(ы)»… (имя им – легион), сладкоголосо пели или дудели в одну дуду: «Мечтать не вредно, а полезно! А главное – всё произойдёт само, в нужное время в нужном месте», закрой глаза и… – продолжай мечтать дальше. (Я, конечно, бессовестно огрубляю, но суть в том, что «генеральная линия» – была для многих понятна и желательна, в то время как на «нюансы», понятное дело, акценты или не ставились или суть, как таковая в подобных «руководствах», по понятным же причинам («бестселлеры» же, а не… Ясно, в общем).
Между тем, примерно на эту же тему, есть замечательный советский мультик «Вовка в Тридевятом царстве», где все «чудеса» для старухи, оставшейся у синего моря возле разбитого корыта, собственными ручками (и головой) воплощал мальчик Вовка, сказочным образом попавший внутрь книжки сказок…

Однако (после просмотра мультика, ориентировавшего подрастающее поколение не «мечтать», а… засучив рукава, добиваться своей цели, честно, приобретая на всю жизнь соответствующие навыки и опыт, что вновь становится весьма актуальным) вернемся к «мечтам», а, вернее сказать, к «инструкциям» по вопросам мечтания.

Считаю нужным сделать необходимую оговорку: я против МЕЧТЫ и МЕЧТАНИЙ ничего не имею. Я против невнятных (мягко говоря) «учебников счастья»: будь они иными, согласитесь, жизнь в мире была бы уже иной. А так же против иллюзий «царского пути», по которому, якобы, направляют авторы опусов на данную тему, своих читателей. На самом деле, путь тот  извилист и тернист. И вообще: «царского пути» в этом деле нет, поскольку он, на самом деле, сугубо индивидуален и зависит от психики, характера, темперамента и тэ дэ. То есть, «дойдут» не многие. А те, что «дойдут» (хоть до чего-то), обязательно окажутся в списке «благодарителей» в конце рекомендательной книжки, и, не исключено (ох…) уже со своими собственными вдохновляющими примерами, из серии: «делай, как я!».

В чем же проблема? Снова – сказки, только для взрослых, а точнее – «развод», обман, на который ловится человек, вспомнивший к середине жизни (как правило), что ведь, когда-то он хотел заниматься совсем не этим, жениться вообще не хотел (но за это можно было «испортить» отношения с правоохранительными и др. охранительными гос. органами), а детей можно родить и к 70-и годам (тут, конечно, природа шансы не уровняла: такие «мечты» могут себе позволить только мужчины…).

Иными словами (повторюсь), МЕЧТАТЬ тоже нужно уметь. А вот по книжкам, изданным на эту тему «для широкой читательской аудитории», в 99% научиться этому НЕЛЬЗЯ. Самое большее –заинтересовавшись вопросом, «почему же у всех получается, а у вас – нет» –  можно записаться на соответствующий платный семинар. Угу. Там вас враз «мечтать правильно научат»: не сходя с места, и будете вы получать всё, что вам не потребуется… как из рога изобилия… на свою голову. (Т.е., ключевое здесь, «свою голову»…).

Немного о грустном. В письмах с Большого Соловецкого острова (куда был насильно выслан  в 1933 году, будучи предварительно осужден «особой тройкой», а 8 декабря 1937 года – расстрелян) Павел Флоренский писал (матери, жене, дочери), что в детстве пределом всех его мечтаний было желание жить на острове вроде кораллового рифа, видеть приливы и отливы, собирать ракушки, морские звезды и водоросли. «И вот я на острове, есть здесь и приливы-отливы, а м. б. скоро начну возиться и с водорослями. Но исполнение желаний такое, что не узнаешь своего желания, и тогда, когда желание уже прошло», - написал он в письме жене от 5 (7).11.1934 года…


Алхимики собственной жизни
============================
 
– …Чувствовать сердцем, которое обращается к Душе Мира.

– Ты уверен, что к Душе Мира у тебя обращается именно сердце? – с невинным видом поинтересовался щенок. – Есть ведь и другие органы…

                И. Медведева «Всадник на спине ветра, или о чем умолчал "Алхимик"»



Как и в истории со «сбывшейся  мечтой» П. Флоренского (рассказанной им самим), схожие моменты можно узнать, думаю, в любой биографии. Как правило, осознается такое (при жизни) не всегда, так как не всегда оно похоже на исполнение мечты «от и до». Но «отмотанные назад» биографии тех, кого уже нет на этом свете, дают массу такого материала: человеческие мечты – сбываются. Факт.

Снова, приводя в пример самою себя, скажу: занятия литературой не было моей единственной мечтой. Были еще несколько «мечт», некоторым из них, скорее всего, уже не сбыться никогда: сколько не «зажмуривайся крепко», не шепчи «халва», не «расслабляйся» или не передавай их исполнение Высшим силам…Это похоже на то, когда отсылаешь депешу, а почта возвращает тебе письмо непрочитанным, со штемпелем через весь конверт: «Адресат не найден» (уехал, умер, называется теперь как-то иначе…).  И – всё. Главное – Ответа не будет.

Но есть, тем не менее, мечты, которые, наперекор пресловутому «здравому смыслу» бьются в тебе, как птичка в клетке: «Я тут! Отыщи путь ко мне! Выпусти на волю!»…

И, скрепя всем, чем только можно, стиснув себя изо всех сил, ползешь к этой Мечте… (Не всем возможно стать такими, как Маресьев. Но одно то, что был он обычный, реальный человек, словно даёт шанс (хотя бы попытаться!…) любому из нас).

Мечту поднимает «на крыло» только Страстное Желание. Однако…как определить самому, где проходит грань между страстным желанием и навязчивой идеей?

В отличие от Мечты Тома (мать, которого была концертирующей пианисткой), мои мечты не имели никакой «генетики» аж на три поколения назад (т.е. как-то ярко воплощенных или проявившихся в жизни предков-родителей-родственников). Так что же давало мне уверенность в том, что НУЖНО идти именно туда?! (Со стороны, понятное дело, это могло выглядеть причудой или… ну, ладно, просто детско-юношеской причудой). Верили ли все те, кого я любила, в меня и мои мечты? Все, сомневаюсь. Кто-то, может быть. Отчасти. И не мечты, а, всё-таки, в меня, «дурочку», стучащуюся в «закрытые» (они же знали это наверняка! кто бы мне их «открыл»?!) двери.

Но тем-то и невероятна и загадочна для нас жизнь, что всё в ней «не просто так» (с), и не известно, что и во что «выльется». Хорошо ли это или плохо (для нас, людей) – мне бы не хотелось вдаваться в подробные рассуждения здесь. Зачем? Вполне достаточно и того, что – в обсуждаемом фильме – мужчина добивается своего. При этом, невероятной, кажется, ценой, а на начальном этапе не имеющий ничего, кроме Мечты и Веры в самого себя (что, в данном случае, пожалуй, одно и тоже).

У большинства людей просто не хватает духу быть самими собой. Почему? Во-первых, не ясно: «самим собой – это про что?» Да и, хотя бы потому, что это страшно и непредсказуемо (с точки зрения, которую нам уже успел навязать социум).

А ещё бы мне хотелось сказать (воспользовавшись цитатой) отдельно для тех (надо им это или нет, они решат сами), кто, перешагивая через живых людей, бодро шагает к осуществлению своей «САМОЙ ЗАВЕТНОЙ МЕЧТЫ»: «Пока ещё не слишком поздно, не забывайте, что главное дело жизни – не дело, а жизнь». (Брайан Форбс)







-------------------------------------------------

*) слова из популярной когда-то песни Ю. Антонова