Мент поганый Коли Леонова

Леонид Словин
               
     Известный писатель и кинодраматург, автор многих популярных книг и киносценариев Николай Леонов именно так назвал один из самых успешных своих романов.
    
 Людская неблагодарность и забывчивость в отношении тех, кто несет трудную службу, охраняя жизнь и имущество граждан, - сотрудников уголовного розыска, в быту просто ментов, очевидна  в этом  бранном словосочетании. «Поганые менты» приходят на помощь, спасают, рискуют своими жизнями… Кто же, если не они?!

 А еще были «Ипподром»  («Явка с повинной»), « Выстрел в спину», « Бесплатных пирожных не бывает!», «Удачи тебе, сыщик!», «Ещё не вечер», « Наёмный убийца»…      

      В Иерусалиме со мной подаренная Колей Леоновым «Исповедь сыщика» с короткими строчками «Леониду Словину – моему другу и коллеге от автора с наилучшими пожеланиями. !6 марта 94 г. г.Москва. Твой…» И подпись.

Мне не вспомнить обстоятельства, при которых он подарил эту книгу, места   наших последних с ним встреч. Лучше я помню, как начиналось наше знакомство.

В начале шестидесятых,  в Баку на Всесоюзном совещании писателей, пишущих на темы правоохранительных органов.

      Надо сказать, что писатели остросюжетного жанра в те годы ( как и сейчас, впрочем) не пользовались вниманием Союза Писателей  и считались авторами второго сорта. Официальная пропаганда твердила, что детектив – «литература толстосумов», пропаганда ужасов и насилия,  и только Министерство охраны общественного порядка (МООП СССР) видело практический смысл в произведениях, посвященных его сотрудникам.

Особенно это стало заметно с приходом на должность министра Н.А. Щелокова. МООП СССР ( а потом МВД СССР) всячески привечало «своих» авторов, устраивая литературные конкурсы, награждая их победителей грамотами, денежными премиями.

     Вечером в день открытия совещания детективщики собрались в бакинской гостинице в номере братьев Аркадия и Георгия Вайнеров. Все присутствовавшие были мужчины, исключение составляла Ольга Лаврова,  соавтор дуэта Александр и Ольга Лавровы, создавшего популярный телесериал «Следствие ведут знатоки».

За столом сидели, в основном, молодые авторы, чьи имена потом получили известность – Павел Шестаков, Юрий Кларов, Анатолий Безуглов…  Всех не вспомню.

Было веселое застолье. Все громко говорили обо всем.  Аркадий Вайнер затянул популярный блатной шансон, остальные ( и Ольга Лаврова тоже) хором подхватили…

     Коля Леонов стоял на балконе. Я словно воочию вижу его перед собой – высокого, с отменно прямой спиной и гордо посаженной головой. Николай, как и все мы,  был выпивши, и я с тревогой следил за ним - перила балкона, на котором он стоял, были невысокими, приходились ему не намного выше колен.

      Успокоился я лишь после того, как он вернулся в номер.

Мы разговорились. Из авторов остросюжетного жанра лишь мы с ним  да еще Аркадий Вайнер  имели опыт милицейской службы, но Николай Леонов и Аркадий Вайнер к этому времени уже уволились из милиции. То, что я оставался действующим сотрудником уголовного розыска, нас быстро сблизило. Я  почувствовал живущую в нем ностальгию по прежней службе.

     На другой день мы вместе ужинали. Помню, он меня удивил. Когда к нашему столику подошла официантка, чтобы принять заказ, Николай встал и, поздоровавшись, вежливо представился. Выглядело это примерно так:

     - Добрый вечер. Я - Коля. А это мой друг Лёня.  А как вас зовут?

     Она назвала себя.

     - Очень приятно. Мы зашли поужинать и будем рады воспользоваться вашим советом…

     - Зачем это? – спросил я, когда официантка приняла заказ и отошла.

     - Это важно. Теперь мы  не безымянные проходные фигуры. Мы - Коля, Лёня… Она…- Николай назвал и ее имя. -  Мы будем здесь ужинать. У нас будут нормальные взаимоотношения…

     В тот вечер  мы ближе с ним познакомились.

     Николай Иванович Леонов родился в Москве. Получил высшее юридическое образование. Прежде чем стать профессиональным писателем, он десять лет проработал в легендарном МУРе – Управлении Московского уголовного розыска. 

Запомнившийся любителям остросюжетной  литературы известный писатель и драматург начинал службу с самого низа: охранял чемоданы иностранцев на вокзалах, занимался задержанием карманных воров, стоял на скупках, вылавливая краденые вещи.

      Потом, уже став старшим оперативным уполномоченным,  он писал, что знание «улицы» помогает в работе сотрудника милиции любого ранга. Кстати, начальником Николая Леонова был легендарный полковник Владимир Федорович Чванов, прототип главного героя культового сериала Братьев Вайнеров «Место встречи изменить нельзя» - Глеба Жеглова.

      Николай Леонов оставил службу в МВД в звании капитана милиции, чтобы заняться литературным творчеством.

Позднее я узнал, что Коля еще и выдающийся спортсмен, мастер спорта, капитан, а потом тренер сборной Союза по только еще набиравшему силу и популярность в СССР настольному теннису, что в качестве капитана сборной летал в Соединенные Штаты.

     После нашего возвращения в Москву мы виделись от случая к случая. Какое-то время на Центральном Телевидении Николай был главным редактором серии телеспектаклей, в которых действовал один и тот же главный герой, а сценарии писали разные авторы. В том числе я.

     Тому, кто его не знал или знал недостаточно,  Николай Леонов казался холодным, аристократичным и чуточку высокомерным. Как правило, он не участвовал в регулярных собраниях Приключенческой комиссии Союза Писателей СССР, в которых тогда можно было постоянно встретить  почти всех известных детективных авторов.

     Николай Леонов стоял особняком. Как Юлиан Семенов, как Аркадий Ваксберг. Все трое, к сожалению, уже покойные…

     В некоторых биографиях Георгия Вайнера упоминается, что он  учился в одной группе с «будущим писателем Николаем Леоновым», но я не помню, чтобы они как-то выделяли друг друга. Пожалуй, чаще других из детективщиков я видел с ним Эдуарда Хруцкого, которого, как и Николая, привечало отечественное телевидение.

          Произведения Николая Леонова отличали не только точность деталей и доскональное знание предмета, о котором он писал, что было отличительной чертой школы советского детектива, но и удивительные пунктуальность и смелость в выборе тем для своих произведений.

          Буквально через несколько месяцев после убийства  депутата Государственной думы Галины Старовойтовой, когда следствие еще только велось и официально ничего не было известно, Николай Леонов пишет детектив, в котором читатель безошибочно  распознает  описываемое событие и знакомится с версией автора.

Читатели – поклонники Николая Леонова отмечали в своих письмах, что их покоряла его «подкупающая сердца правдивость и смелость, с которой он проникал на самые верхушки власти и там видел корни бед, преследовавших Россию».

          Помню, как всех поразило знаменательное совпадение фамилий и в некотором смысле судеб - любимого литературного героя Николая Леонова сотрудника уголовного розыска Льва Гурова и  известного руководителя структуры МВД, осуществлявшей борьбу с организованной преступностью, генерал-майора милиции Александра Ивановича Гурова, который первым открыто на всю страну заявил об опасности развивающейся в Советском Союзе мафии. Деятельность и того,  и другой были первоначально дезавуированы руководством и оба подверглись гонению, и лишь потом действия их получили достойную оценку и одобрение. Причем вначале это произошло с литературным героем, а затем повторилось и с живым А.И.Гуровым, будущим депутатом Государственной Думы России.   

         Можно было бы привести и другие примеры удивительного писательского предвидения.

       Жизнь писателя оборвалось внезапно и безвременно. Последнее произведение Николая Леонова - роман «Пир во время чумы» был завершен в ноябре 1998 года, а  3 января 1999 года писателя не стало.

        После Нового года ему стало плохо, и он полетел поправить здоровье к своему приятелю в медицинский центр в Иркутск. Его с трудом сняли с самолета, поместили в отдельную палату, где он и умер, как говорят, в четыре утра, во сне      

        Николай Леонов ушел из жизни  в возрасте 65 лет, став посмертно признанным « классиком советского детектива» и оставив читателям знаменитый детективный цикл из тридцати произведений об инспекторе Льве Гурове, а также снятые по его сценариям супер- популярные кинофильмы «Трактир на Пятницкой», «Вариант «Омега»,  «Агония».

        Вместе с писателем Виктором Прониным я был в Доме Кино в Москве, где происходило прощание с писателем и смог выразить сочувствие его вдове, молодой женщине, инвалиду, которой Николай  Леонов был искренне предан все годы и ни разу никому не пожаловался на личные трудности.

       Друг Николая Леонова известный писатель и кинодраматург Ким Бакши писал о нем:

       « Он все делал упорно, точно, неостановимо. Так он стал писателем – по многу раз переписывая свои первые повести. Мы, друзья, поначалу не очень серьезно относились к новому увлечению Леонова. Но он день за днем делал свое дело, выпускал книгу за книгой. И сегодня можно несомненно сказать, что повести Леонова, особенно его цикл про сыщика Гурова, – это далеко не безделки, которые читают с увлечением, лишь бы убить время. Страницы Леонова – это проза, исполненная высоких чувств, благородства. Думаю, сегодня мы потеряли Писателя № 1 в отечественном детективном жанре…»

     После смерти Николая Леонова появилось огромнейшее число продолжений деятельности сыщика Льва Гурова в исполнении  различных авторов, в том числе с указанием «со-авторства» Н.И. Леонова. 

          К 2010 году в печати уже упоминались 99 произведений об инспекторе Льве Гурове, из них 28  написаны были самим Николаем Леоновым, а остальные (71) - появившиеся после его смерти. . Кстати, почти полсотни детективов, рекламируемых в интернете сегодня, подписаны брендом «Николай Леонов» и Алексеем Макеевым…

          Надо сказать, однако, что истинные любители жанра и его почитатели рекламируемым ныне проектам предпочитают оригинальные произведения классика советского детектива талантливого писателя Николая Леонова.

     «Окна» приложение к газете «Вести» (Тель-Авив) 4 апреля 2013 года