Чукотские дороги Солдата. Южак

Антонина Голик
          Чукотка – удивительная и сказочная страна, побывав в которой, её уже не забудешь. Есть вещи и явления, присущие только этой местности. И одним из них является "южак" - шквалистый южный ветер, который рождается вдруг и сваливается с возвышенностей Анадырьского нагорья с бешеной скоростью (от 15 до 50 м/сек, с порывами до 80) в районе Чаунской губы, в бухте Певек. Перед его возникновением  над вершинами береговых гор появляются легкие кучевые облака. Сила "южака" огромна, он сопровождается снежными вихрями и резким понижением атмосферного давления, уносит почти весь снег, оголяя берега, разрушает здания и представляет опасность для судов в порту. В Певеке есть постоянный штаб по борьбе с этим природным явлением. Дома города расположены так, чтобы перекрывать мощный воздушный поток и оградить от него другие постройки. Почти сорок лет ведутся постоянные наблюдения за этим феноменом, который специалистам так и не удалось полностью разгадать.  В связи с множеством трагических случаев учёные предлагали избавиться от этого ветра, взорвав  сопки. Но если бы не было «южака», невозможна была бы и навигация судов, настолько быстро этот ветер очищает побережье от  мощнейших льдин. Ныне из ста «южаков» восемьдесят пять уверенно прогнозируются метеорологами.
   
          В начале мая 1986 года на автобазу чукотского посёлка Рыркайпий пришла телефонограмма: срочно отвезти 40 тонн дизельного топлива дорожникам. Это ни много, ни мало - три цистерны. Метеопрогноз был благоприятный, зимник ещё в норме. Трассу до Иультина, 156 км, планировалось проехать часов за шесть. Около двух часов дня три 36-тонных поезда, каждый длиной около семи метров, выехали с автобазы. На девятитонный полуприцеп была прикреплена цистерна с соляркой весом 14 тонн, вся эта конструкция присоединена к 13-тонному тягачу К-701А, в народе «кальмару», высота кабины которого под четыре метра. Из-за тяжёлого груза шли неторопливо, около 40 км/час, первым – Стас, как более опытный водитель, вторым номером – Юрий, он же Солдат, за ним - Игорь. Дорога и видимость поначалу были неплохие.

          Часа через два внезапно началась пурга, дул не "северяк", как обычно, а "южак". Машины поехали ещё медленнее. Мело в спину, и видимость ноль. Перед стеклом кабины стояла белая пелена. Стас направлял тягач буквально интуитивно, часто останавливался, выходил, проверял, где колея. Не доехав до очередного поворота, первый поезд съехал с дороги. Не смотря на пронизывающий ветер и бьющий в лицо снег, друзья пытались вытащить его с помощью тросов, но зимник в том месте был высок, и при выходе тягача на трассу кренилась цистерна, угрожая перевернуться. После нескольких неудачных попыток решили дождаться дорожников.

          - Айда к Игорю, - скомандовал Стас, и, взяв тормозки и еще кое-что покрепче,  влезли в кабину «кальмара». Озябшие и уставшие водители выпили немного, чтоб согреться, поужинали, перекинулись в «дурачка». Разговор о ветрах завязался сам по себе.

          - Не на шутку разыгрался «южак», теперь несколько дней дуть будет, - раскидывая карты, сказал Стас. – А знаете, откуда название такое?

          - Известно, - отозвался Солдат, - дует с юга, вот и «южак», с севера – «северяк».

          - Сильный ветер ещё называют «бора», «борей», в Хорватии –«бУра», - подал голос Игорь, - Чаще всего это северный ветер. В Европе наиболее известны боры Адриатического моря, «мистраль» - на побережье Франции, в районе Баку - «норд», на Байкале – «сарма».

          Стас с Солдатом переглянулись, удивившись обширным познаниям молодого коллеги. А тот продолжал:

          - Этот ветер возникает, когда поток холодного воздуха с моря встречает на своём пути невысокие горы и, преодолев препятствие, под собственной силой тяжести с огромной силой и скоростью обрушивается на побережье. По вертикали достигает несколько сот метров. При этом резко понижается температура воздуха, которая перед началом боры была над теплым морем достаточно высокой. Суточный перепад температур может достигать 40 градусов по Цельсию.

          Игорь на мгновение задумался, собираясь с мыслями.

          - Падая на поверхность воды, этот нисходящий поток вызывает штормовой ветер, способствующий сильному волнению на море, даже далеко от берега, километров за 10-15, а на Адриатическом море охватывает почти всё водное пространство. Иногда высокие волны затапливают побережье и вызывают значительные разрушения, бывает, и люди гибнут. При сильных морозах волны застывают, и образуется ледяная корка.Обычно бора затрагивает  небольшие районы, где возвышенность граничит с морем. Перед появлением боры у вершин гор можно наблюдать густые облака, которые жители Новороссийска называют «борода». Был я там в это время. Ветер дует от суток до недели.  В России особенно сильны боры Новой Земли, Байкала,  Новороссийской и Геленджикской бухт.

          - «Южак» тоже появляется неожиданно и обладает значительной силой, только дует с юга и приносит теплые воздушные массы, - вставил Стас, - Самый свирепый «южак» в Певеке. Это главная достопримечательность города. Отъедешь от него в любую сторону на несколько километров, даже на юг, откуда ветер дует, - и урагана уже нет. Из-за него чукчи никогда не селились по восточным берегам Чаунской губы, с виду удобной и ласковой.

          За стеклом кабины ветер свистел и выл, стучал в окна, иногда затихая на несколько минут, будто прислушивался к разговору мужчин. А те забыли об игре и были увлечены разговором. Спать не хотелось.

          - Я был свидетелем, когда крыша двухэтажного дома перенеслась по воздуху на сто метров, как картонная, и только препятствие остановило ее, - продлил тему Солдат, - Летали вельботы, падали портальные краны, рвались высоковольтные линии, а железные бочки из порта несло по льду океана до дальних островов. Много зимних смертей именно из-за «южаков». Как-то молодая учительница пошла в «южак», порыв ветра ударил ее головой о столб, потеряла сознание и замерзла. Иногда трупы находят только весной. С Севером шутки плохи. Но идти надо, отворачиваются люди, задыхаются, катятся, ползут на четвереньках, лишь бы удержаться. Меж домов иногда образуется вихревая труба. Я в Полярном видел возле ГПР. Воронка усиливает ветер, идешь, вроде ноги держат, вдруг удар такой силы, что летишь. Если ветер 30 метров, в трубе он может разогнаться до пятидесяти, автобусы переворачивает. Такие «южаки» помнят долго. Неизвестно также, сколько времени он продлится: час или неделю.

          - «Южак» нечет любит: дует день, три или неделю. Круглый год, - заметил Стас. А помните случай, в газете писали,  когда передали по радио о надвигающемся «южаке», одна дамочка, не так давно приехавшая с материка, бежала к автобусу, и её догонял здоровенный детина. Она в дорогой песцовой шапке была и в этот день зарплату получила немалую, подумала, что грабитель. Перед автобусом поскользнулась, упала, мужчина тоже на ногах не удержался, под ноги даме свалилась шапка. Женщина шапку на голову и в автобус, который захлопнул двери и поехал. Домой пришла, мужу рассказывает, мол, хотели ограбить. Муж ей: «Посмотри в зеркало! Тебя ограбишь!» Глянула женщина на себя, – на голове поверх песцовой шапки пыжиковая красуется. На следующий день отнесла шапку в узел радиосвязи, попросила объявить, чтоб нашёлся хозяин.

          Все засмеялись, Стас, закончив рассказ, взял в руки гитару, спросил: «Знаете гимн Чукотке?»,  провел пальцами по струнам и запел приятным баритоном:
          «Родина моя, омытая морями,
          Недрами богатая земля.
          Здесь живет народ со всей страны великой,
          Как одна надежная семья».

          Ребята захлопали, подпевая припев в два голоса:
          «Тундра! Бескрайняя тундра. Чукотка!
          Реки- кристальной воды.     Чукотка!
          Горы, озера, равнины.       Чукотка!
          Славим просторы твои!»

          Стас продолжал петь:
          «Солнца яркий луч красит гор вершины,
          Первым озаряя флаг страны.
          Это край Чукотский, часть большой России
          Прославляем всей душою мы»!

          Спели эту песню, начали новую:
          «Ты живешь за зимЫ ледяными торосами,   
          Для кого-то тоска, для тебя - благодать,
          Иероглифы пишут машины колесами,         
          И тебе их, наверно, дано прочитать»... 
    
          Мужские голоса звучали в кабине машины, заглушая звуки пурги. Стас очень хорошо играл, и все вместе пели о севере, о водителях, о Чукотке, о дорогах, вспомнили песню о Певеке, «Увезу тебя я в тундру», «А чукча в чуме».

          - Почему в чуме? – спросил Солдат, - Чукчи живут не в чумах, а в ярангах.

          - Из песни слов не выбросишь, - ответил Стас и завёл свою любимую «Птицу счастья», спел песню полностью и экспромтом начал сочинять своё:
          «Будет утpо завтpашнего дня,
          Кто-то съедет в тундру, а не я,
          Кто-то а не я, кто-то а не я
          В тундру съедет, крыльями звеня…»

          Прошло около пяти часов. Время близилось к полуночи. Внезапно все разом увидели свет фар бульдозера. Это были дорожники. Начальство автобазы связалось с ними по рации, чтоб узнать, приехали ли водители с грузом. Ребята-путевики сразу же поспешили навстречу, а вдруг нужна помощь? На северных трассах даже незнакомые люди стараются помочь в беде встречным, ведь завтра в такой ситуации могут оказаться они сами.

          Началась эпопея вызволения тяжеленной махины из снежного плена. Опытные дорожники помогали и советом, и делом.  Автопоезда Юрия и Игоря нужно было поставить в колонну друг за другом, связать тягачи тросами, а бульдозер с тросом зацепить обхватом за горловину Стасовой цистерны. Всю эту огромную металлическую конструкцию надо было привести в движение одновременно, иначе последствия могли быть всякие. Подготовка заняла несколько часов. «Южак» всё также выл и стонал, мокрый снег слепил глаза, проникал под одежду.  Меховые шапки и овчинные тулупы покрылись ледяным панцирем, а тяжелые и в сухом состоянии унты до того набились снегом и промокли, что парни еле передвигали ноги. Холодный влажный воздух как будто рвал лёгкие. Дыхание перехватывалось, вдохнуть всей грудью было невозможно из-за сильных порывов ледяного ветра. Люди общались больше жестами  и свистом, голосов всё равно не было слышно. И всё это происходило в белой мгле. Наконец общими усилиями удалось вытащить Стасов поезд на тракт. Молодцы – дорожники! Помогли выехать. В их сопровождении колонна с горючим доехала до самой базы.

          Подходил к концу следующий день. Сдав груз, водители разместились в комнате для транзитников. Сняли мокрые тулупы и унты. Эта обувь – настоящее  произведение искусства: внутри собачий мех, снаружи - цигейка, подошва подшита трёхсантиметровым войлоком. В любой мороз ногам тепло и удобно, но в слякотную погоду каждый такой сапожок напитывается влагой и весит один около 20 кг. Промокшей была вся одежда. Сушить, правда, было где.  Уставшие, но довольные  мужчины организовали ужин, сварили на электроплитке гречневую кашу, открыли три банки тушёнки и вывалили на сковородку, в кашу. Ужин получился, будь здоров! Осталось и по 200 грамм на брата. Поели, легли и стали анализировать своё приключение.

          Были удовлетворены, что задание выполнили и не натворили бед, ведь цистерна могла опрокинуться и солярка разлиться, если бы поторопились. Понятно было, что вины Стаса в этом не было, с каждым может случиться. Радовались, что дорожники подоспели и помогли. Хвалили их. Были счастливы и горды, что пережили этот момент своей жизни мужественно и достойно, как подобает настоящим мужчинам. У них были жёны и дети, двухкомнатные квартиры на материке со всеми удобствами и прочие блага, но ни один из них не думал, что в это время можно было сидеть дома у жены под крылышком в тепле и уюте. Не было ни капли сомнения в своих действиях и сожаления о том, зачем поехали на Север, чтобы вот так надрываться и пахать, как проклятые.  Просто они на совесть выполняли свою работу.

          Засыпая, каждый думал о своём. Стас шептал слова новой песни. Солдат в мыслях был рядом с женой. Игорь ждал навигацию – «южак» подул, значит вскоре вскроется на море лёд, и корабли придут в порт.


          История написана на основе реальных событий по рассказу Юрия Мужановского.