Покровитель моей Души - часть первая

Леонтина Шостак-Комкина
   Прокручиваю памятью годы минувшие... Вспоминаю чаще, с возрастом, моего дедушку: Шостак Михаила Матвеевича.
Никогда не унывающий, не осуждающий никого, добрая душа, готовый поделиться последним что есть. Называла его "дедулька", а он меня лиса за то, что дыша в его ухо, завороженным шёпотом говорила: "Морожка" так хочется..." Делала глубокий, протяжный вздох, и смотрела печальными глазами в его синь глаз. Он не мог отказать мне - не дать денег на сладость. Всегда говорил одну и ту же фразу: "Не подлизывайся, лиса", - не спеша лез в карманы одежды и давал мелочь. После чего я быстро чмокала его в щёчку, на ходу крикнув "спасибо", мчалась галопом к заветной цели. В те времена мороженное продавали у каждого магазина, на улице. Маленький холодильник с прилавком, а наверху навес из ткани. В вафельных стаканчиках - пломбир, шоколадное и фруктовое было необычайно вкусным. В детстве всё воспринимается иначе - особенность Времени.

   Представляю, как сейчас вижу дедушку, цвет его синевы глаз и множество морщинок вокруг. Удивительно, что в таком преклонном возрасте, радужка глаза у него не была выцветшая. Такое, вероятно, присуще людям с чистой совестью, открытым, добрым, любящим весь мир сердцем.
Мой дедушка был атеистом. Когда он был ещё юным, служитель церкви за какую-то мелкую провинность заставил его делать сорок поклонов. Дедушка не стал подчиняться, а с того времени напрочь отверг рабское поклонение любой религии и всем их кумирам.
   Газеты он читал от первой до последней страницы, комментировал с иронией то, что в самом деле было фальшью, показным - для думающих.
Прибегаю как-то из школы, а он лежит с закрытыми глазами и громко призывает марсиан к революционным действиям против произвола власти... Я его окликнула - не отзывается, громче позвала - бесполезно, произносит воззвания. Тогда завизжала от страха так, что чуть сама не оглохла. ...Возмущение со стороны дедушки:
- Ты что сдурела? Я же с марсианами беседовал...
- Ничегошеньки себе беседы, ты меня напугал! - вскричала я, нервно срываясь.


   Мой покровитель, мой пример во всём, оставил, ещё с пятилетнего возраста, в памяти сказки, которые он сам придумывал. Про Машеньку, как заблудилась в лесу и спряталась в дупло от волков, рассказывал в разных вариациях, всякий раз добавляя что-либо новое. Я очень любила сказки дедушки. Сидя у него на коленях, прижавшись доверчиво к дедушкиной груди, слушала стук его могучего сердца. Могучего потому, что оно выдержало: смерть восемнадцатилетней дочери, Ольги, гибель тридцатилетней дочери, моей мамы и долгую болезнь и смерть моей бабушки. Выдержал.., воспитав двух внучек, а это нелёгкий психологический труд для мужчины его возраста.

   Никогда не слышала дедушкиных - стенаний, недовольства, жалоб на жизнь, скандалов, ссор. Любил и ценил жизнь во всех её проявлениях.  Улыбаясь, прищуривал свои голубые глазки, прикрывая их рукой от солнца, любуясь своим детищем виноградом и говорил: "Дай Бог Норд-Ост не потрепал бы завязь. - Хороший в этом году намечается урожай". Из винограда делал прекрасное вино, для поддержания нашего скромного бюджета, продавал. Пенсии, за погибшую маму и его, нам едва хватало.

   В дубовых бочках, в небольшом подвальчике, дедушка всегда на зиму, заготавливал капусту, огурцы, помидоры. А виноград, подвешенный на проволоке, хранился до нового года. К новогоднему столу он был украшением и лакомством. Контрастность: виноград и ёлка - чудо! В дополнение к "чуду" потрескивали дрова в печи, а главное - присутствие и душевное тепло моего дедушки.
Окна в доме были небольшие, из одной рамы, стёкла промерзали, и внутри на них появлялся снежный налёт. Мне нравилось рисовать на изморози узоры и мечтать. Тепло чисто и уютно было в маленьком нашем домике.

   Дедушка был чистоплотный и аккуратный и нас с сестрой приучал к этому. Каждый год, к майским праздникам, он белил дом и летнюю кухню в нежно бирюзовый цвет - купорос с известью. Фундамент подкрашивал известью с сажей.  Наш дом смотрелся, как игрушечный, среди цветущей сирени, тюльпанов и нарциссов. Было желание его разукрасить конфетами и пряниками - сказочное представление 
Какой запах свежести, чистоты даёт побелка известью! Можно ли сравнить с современными искусственными красителями?
Спасибо, Память, тебе за годы неповторимые, в которых вечно живы четыре строчки и голос моего любимого дедушки:
- ...Гей, гей волы до дому,
Жарко мы за вас молились Господу святому,
Чтоб здоровым воротился тятька наш до дому...
Всю жизнь напоминает мне совесть, что осталась перед дедушкой в неоплаченном долгу. Знаю за что...    

Я вспоминаю родной дом, дом радости, печали. 
Зимой холодною в печи дрова трещали,
А пламя от свечи причуды рисовало.
За окнами метель тихонько напевала.

Уютом и теплом нас дом встречал.
Узорами окошки морозец рисовал.
Мы их дыханьем нежно согревали,
Мечты - в реальные картины превращали.