Asly nurdan - Луч предков

Ольга Розыева
В качестве пояснениям ко всем моим работам  - концентратам  из больших трудов известных ученых историков. В память о моем прадеде МоллаРозы(из афганских эрсаринцев).

*По одному из преданий «наследников Огуз-хана (был он сам «одной кости» с монголами), попавших в Мавераннахр, таджики сначала называли тюрками. Через пять-шесть поколений под влиянием климата подбородки у них постепенно стали короткими, глаза – большими, лица – маленькими, носы крупными. …Таджики увидели их и назвали тюрками, а прежним тюркам дали имя тюркманенд, что значит: похожий на тюрка. Простой народ не мог выговорить тюркманенд и говорил туркмен». Абульгази  Боходур хан «Родословная туркмен». ок.1660г. (Умнейший/хитрейший человек своего времени, милейший Абульгази Боходур хан после восшествия на престол быстренько удалил всех туркмен, занимающих ключевые  посты и доходные места в «своем» государстве,  избавился от всех соперников/претендентов на власть, которых они могли поддержать, а затем соизволил после нижайшего прошения   написать «Родословную туркмен», для них же, чтобы те не забывали кто они и откуда. «Родословная тюрков» осталась не завершенной.)

"Из всех уннов они одни белы телом и не безобразны лицом" Прокопий хорошо знал кочевых гуннов Причерноморья с их ярко выраженной монголоидностью, которая ему, как и Аммиану Марцеллину и Иордану, представлялась верхом безобразия

…эфталиты - это горцы, а отнюдь не степняки, что Согдиану(территории современногоУзбекистана) они захватывали(!!!), следовательно, с юга и что пришлый компонент сросся с местным задолго до того, как возникла этнополитичсская целостность, называемая ныне эфталиты. …
….Среднеазиатские эфталиты подверглись тюркскому влиянию…
…соприкоснуться с персами в районе Гургана(Гурген, область на севере Ирана, которая досталась ему после разгрома эфталитов и населена она в т.ч. и туркменами Атрек и Гурген – родина Махтумкули).
Туркмены  Абдалы –  «официально» прямые  потомки эфталитов. О.Сулейменов в своей  книге «Аз и Я» объясняет озвончение глухих согласных и переход  ф-п, например: фирман – пирман (указ), фиал – пиала и т.д.
В связи с приведенными выше высказываниями у меня вопрос к Абульгази: зачем туркменам было нужно ждать пять-шесть поколений и надеяться на  помощь   климата (особенного), чтобы приобрести тот вид который все равно и по сей день имеют туркменские племена (и поколений уже после «новых турмен» и «туркмананден» прошло немало, и климат был разный и «добрый к ним, и злой»)  - неужели только ради приобретения имени.  Среди туркмен есть и высокие блондины со светлыми глазами(причем «стопроцентные», чистокровные туркмены), с прямыми носами, курносыми , большими (персидскими) и «картошками»,  рыжеволосые  и темноволосые, пропорционально сложенные с большими и не очень глазами и  не большими головами, маленькие, сухощавые большеголовые или не очень, но скуластые и  с узкими глазами (просто вылитые Тамерланы с реконструированного портрета), в общем внешний вид современных туркмен – различен, но соответствует, практически всем видам племен, наций и народностей потомки, которых и составляют ныне общность (переросшую в национальность) – туркмены. И почему именно таджикам обязаны туркмены своим самоназванием, куда смотрели и почему молчали узбеки, например, киргизы или казахи, не говоря уже о вечных соперниках персах, тоже ведь соседи. Интересно, что узбек(ничего личного, никакого осуждения или возмущения  – простой интерес здравомыслящего) пишет родословную туркмен (пусть даже и по «их просьбе») и ссылается на таджиков, а у самих узбеков никаких воспоминаний о пришлых наследниках Огузхана (который должен быть похожим на них, потомков Чингизхана,  как объявил о себе и своем народе Тамерлан) не осталось? А сами таджики почему-то не решились опубликовать «свои воспоминания». Хазары, соседи по Хазарскому морю (Каспийское) «канули в Лету», но м.б. у них тоже какие-нибудь сведения имелись. В 1669г.(через девять лет после написания «Родословной туркмен») Разин попытался разгромить трухменские(!) улусы, так, что Русские тоже о соседях знали, кстати и называли(официально - трухменцы) их на свой лад(а почему ?, причем до прихода Советской власти). Спасибо уйгурам, списали(первоисточник?)на своем языке «Огуз-наме» (сказание о жизни Огуза – предка всех туркмен) и сумели сохранить  в Парижской национальной библиотеке.
 
(Извечная !) Гордость туркмена заставляет его быть обязанным самому себе даже в истории своего самоназвания. Вот  почему     туркмены ищут и собирают по крупицам из всех возможных источников  знания о своей родословной, истории своих предков.  Тюрк Иман (Тюрк-Асыл - род, предок; Иман - луч (света, солнца). Тюрк Иман - Туркмен - так можно понимать: "Asly nurdan" (с давних времен - "Луч предков"). Так произошли на земле туркмены.(С.Туркменбаши «Рухнама»).

История одних из предков туркмен.
ЭФТАЛИТЫ  (в исторической литературе их иногда называют еще:  «Белые хунны»).

Несмотря на то, что полемика по эфталитской проблеме продолжается уже 150 лет, мы по-прежнему не знаем ни происхождения эфталитов, ни языка, на котором они говорили.
…нужно признать (Гумилев Н.), что эфталиты были не среднеазиатскими степными кочевниками, а горцами Памира и Гиндукуша.
"Хотя эфталиты народ Уннского племени, но они не смешаны и не сносятся с известными нам Уннами, ибо ни смежной области у них нет, ни вблизи от них не живут"
(Прокопий Кессприйский История войн римлян с персами). "Из всех уннов они одни белы телом и не безобразны лицом" Прокопий хорошо знал кочевых гуннов Причерноморья с их ярко выраженной монголоидностью, которая ему, как и Аммиану Марцеллину и Иордану, представлялась верхом безобразия
Монеты, приписываемые эфталитам, имеют легенды на брахми и пехлеви , титулы же, имена собственные и географические указывают на тесные культурные связи с Ираном и Индией . Что же касается титулов, совпадающих с тюркскими (тегин, ябгу), то они скорее заимствованы тюрками у эфталитов, чем наоборот, так как с тюркского языка они не читаются.
Пелио правильно отметил, что нет никаких оснований считать эфталитов тюрками, и в дальнейшем, когда они столкнулись друг с другом, тюрки никак не считали эфталитов сколько-нибудь похожими на себя.
….мы не можем точно сказать, на каком языке говорил народ, но знать и городское население говорили по-персидски (см. Ибн-аль Мукаффа и Мукадасси).  Именно поэтому возникло прозвище эфталитского царя - Хушнаваз .( По легенде, прозвище Хушнаваз было дано эфталитскому царю за то, что он, будучи влюблен в одну из придворных дам, так хорошо играл для нее на струнном инструменте навазе, что соловей прилетел и сел на струны . Неважно, насколько справедлива и точна легенда: Хушнаваз - слово персидское и общеупотребительное, означающее: искусный музыкант).
….в Бадахшане в районе Файзабада находится долина Ефталь . Это богатая долина, с прекрасным климатом, но ныне приходящая в запустение, так как река, протекающая через нее, углубила свое дно, так что она теперь течет в глубоком ущелье. Стало затруднительно брать из нее воду для орошения, и сады пропали, остались только богарные поля, от чего, естественно, сократилось население, ибо сады не могут прокормить большое число людей . Ныне в долине Ефталь живет всего около 12 000 человек. От окрестных жителей они отличаются белым цветом лица и говорят на персидском языке, но "предками своими считают афганцев и являются наиболее храбрыми среди афганских племен" . Район долины Ефталь носит название Хафталь, и А. А. Семенов высказал предположение, к сожалению оставшееся незамеченным, что это название дано еще эфталитами….. Обратимся к антропологии горной страны Памира и Гиндукуша, где, по историческим данным, базировались эфталиты. Подавляющее большинство населения там принадлежит к памиро-ферганской расе, но одно из четырех патанских племен - африди - рыжеволосы и голубоглазы. Этот тип часто встречается среди афганцев, памирцев и редко среди горных таджиков . Попытки объяснить это альбиносизмом , которые делались 30 лет назад, явно не состоятельны. Тут скрещение двух расовых типов, точнее, двух рас II порядка…
В Кушанское время, I - II вв., одна из ветвей этого племени, хуа, поселившаяся в долине Ефталь, получила новое имя: йеда (китайское), ефталиты (греческое), хайталь (арабское) от названия долины или от имени первого вождя. В конце IV в, это уже организованное племя, а в начале V в. государство с претензией на гегемонию во Внутренней Азии и Индии.  Надо думать, что в эпоху их расширения и политического господства название "эфталиты" распространялось на всех подданных эфталитского царя, как это постоянно бывает в Азии, но с падением державы оно осталось за жителями долины в окрестностях Файзабада
…куда девались эфталиты, имевшие такое широкое распространение в V - VI вв.? Среднеазиатские эфталиты подверглись тюркскому влиянию,  индийские - вошли в состав раджпутов, а оставшиеся в горах сейчас считают себя афганцами. Как народ они перестали существовать после тюркского погрома 567 г.
…………………………………………………………………………..
 ..после 468г.  ….Самое любопытное в дальнейших событиях - то, что дошедшие до нас персидские и армянские источники (армяне были в то время подданными Ирана) ничего не сообщают о ходе войны на восточной границе. Учитывая неизбежную тенденциозность средневековых хронистов, следует предположить, что война была для персов неудачной и патриотически настроенные авторы предпочитали о ней умалчивать. Лишь у Лазаря Парбского мы читаем фразу: "В мирное даже время никто не мог мужественно и без страха смотреть на эфталита или даже слушать о нем, не то что идти на него войной открыто" . Очевидно, упомянутое выше изменение границ связано с контрнаступлением эфталитов, которые в 70-х гг. V в. выбили хионитов из Согда и, надо думать, овладели территорией современной Туркмении, так как иным путем они не могли бы соприкоснуться с персами в районе Гургана, потому что Хорасан продолжал оставаться персидским. Таким образом, эфталиты обошли персидские укрепленные форпосты с фланга и заняли Дахистан , позицию, позволявшую им в любой момент ворваться во внутренние области Ирана.
Горго (Джурджан) стал восточным оплотом Сасанидской державы, и границы ее чрезмерно сузились. Именно эта причина повела к возобновлению войны ]. В 482 г. шахиншах Пероз с многочисленным войском попал, вернее, был заманен в глубокое ущелье, замкнутое тупиком. Узкий вход в ущелье эфталиты преградили отборным отрядом, и все персидское войско оказалось в ловушке  без пищи и воды . Среди персов воцарилось уныние, но эфталитский царь Хушнаваз оказался весьма гуманным и умеренным. Он предложил Перозу мир на таких условиях, которые тот с восторгом принял, скрепив клятвой. Однако клятву Пероз нарушил, возобновив войну в 483 или 484 г.
На этот раз персы двинулись через степь. Эфталиты выкопали длинный, широкий и глубокий ров с узкими перемычками и замаскировали его, создав род волчьей ямы. Затем их легкие отряды заманили персов к этому месту, причем вся остальная эфталитская армия стояла за рвом.
Преследуя бегущий эфталитский авангард, персы развернутым строем ударили на эфталитов, и первые ряды попали в ров, не будучи в состоянии сдержать разгоряченных лошадей. В числе погибших оказался шахиншах со всеми сыновьями. Оставшиеся в живых потеряли бодрость и сдались в плен ]. Наследник Пероза, Кавад, вынужден был согласиться на уплату дани. Она выплачивалась два года. ***
….В 494 г. эфталиты вторглись в Иран, восстановив на престоле ранее свергнутого законного шаха Кавада. За это им было заплачено золотом. В дальнейшем между персами и эфталитами царило полное согласие, и эфталитские стрелки сражались с византийцами в рядах персидского войска
К началу VI в. Торамана(царь эфталитов) занял большую территорию в Северо-Западной Индии и добрался до Центральной Мальвы. Лишь в 510 г. он был побежден правителем империи Гупта Бханагултой.
Перед началом своего расцвета государство эфталитов охватывало горную страну по обе стороны Памира, а именно области: Синд, Бост, Ар-Рохадж (Арахозия), Забулистан, Тохаристан, Дардистан, Кабулистан, Индийские земли и Арахозия были добыты эфталитами в результате удачных войн, а горные долины Тянь-Шаня и Хотан - одним походом 495-497 гг., после чего эфталиты стали гегемонами Средней Азии. ( Эфталиты были народом воинственным, но немногочисленным!!!).
… Остается только одна возможность - признать горный узел Западного Припамирья родиной эфталитского народа, источником его мощи и цитаделью его культуры. Откуда бы ни пришли предки эфталитов в долину Ефталь, эфталитами они стали именно в ней.
**********************************************************
*Недавно(!) открытая замечательная фреска на Афрасиабе (Самарканд), согласно определению В. А. Лившица (личное сообщение), изображает эфталитское посольство, прибывшее в Самарканд из Термеза, т. е. с юга.(Статья опубликована "Вестник древней истории", 1967, No 3, стр. 91 - 98.к вопросу о «недавно»).
 *** Балями передает подробности этого похода несколько иначе. По его версии, персов заманил в бесплодную пустыню лазутчик, намеренно искалеченный(!!!) для внушения доверия персидскому шаху. Этот рассказ полон литературных реминисценций (ср., например, с легендой о взятии Дарием Вавилона при помощи Зопира) и невероятен по подробностям, тогда как Прокопий сух и деловит. (См.: Zotenberg H. Chronique de Tabari, tr. Sur la version persane d'About-Ali Mo'hammed Bel'ami., т. II, стр. 131 - 137). Дестунис Г.С. Сказания Приска Панийского., стр. 35 - 38. Этот рассказ тоже повторен у Балями с некоторыми несущественными деталями, вероятно, вымышленными в целях назидания (Zotenberg H. Chronique de Tabari, tr. Sur la version persane d'About-Ali Mo'hammed Bel'ami., т. II, стр. 139 - 142). Ниже он прилагает рассказ о третьем походе, которым якобы с помощью лишь военной демонстрации была достигнута полная дипломатическая победа. Этот рассказ не подтверждается другими источниками и, видимо, является патриотическим вымыслом (там же, стр. 142 - 144).
***** я попытаюсь изложить свой взгляд на эти дополнения в своей работе «Путь змея на скале»(1), в связи с тем, что в походах персов на страны саков и массагетов(скифов) тоже присутствует обязательный «Иван Сусанин» обязательно искалеченный, которому в «очередной раз  доверчивые персы(!) вверяют свою жизнь и судьбу похода»!!!.(О.Розыева)
По материалам работ Н.Гумилева «Эфталиты  и их соседи в 5в.»( и» Эфталиты - горцы или степняки».
Апрель2013

         Будь светильником самому себе.

 Дополнение  к «Asly nurdan»  - "Луч предков"
Возвращаясь, к уже однажды высказанному:
*По одному из преданий «наследников Огуз-хана (был он сам «одной кости» с монголами), попавших в Мавераннахр, таджики(!) сначала называли тюрками. Через пять-шесть поколений под влиянием климата подбородки у них постепенно стали короткими, глаза – большими, лица – маленькими, носы крупными. …Таджики(?!?) увидели их и назвали тюрками, а прежним тюркам(кому?) дали имя тюркманенд, что значит: похожий на тюрка. Простой народ (в некоторых странах существовали так называемые  «сословные языки», когда знать говорила на «своем» языке – как же тогда они называли старых и новых тюрков? Ведь они  могли оставить свои  культурные записки наследникам) не мог выговорить тюркманенд и говорил туркмен». Абульгази  Боходур хан «Родословная туркмен». ок.1660г. (Умнейший/хитрейший человек своего времени, милейший Абульгази Боходур хан после восшествия на престол быстренько удалил всех туркмен, занимающих ключевые  посты и доходные места в «своем» государстве,  избавился от всех соперников/претендентов на власть, которых они могли поддержать, а затем соизволил, после нижайшего прошения   написать «Родословную туркмен», для них же, чтобы те не забывали -  кто они и откуда. «Родословная тюрков» осталась не завершенной.)

В связи с приведенными выше высказываниями у меня вопрос к Абульгази: зачем туркменам было нужно ждать пять-шесть поколений и надеяться на  помощь   климата (особенного), чтобы приобрести ту внешность, которую все равно и по сей день имеют представители  туркменских племен (и поколений уже после «новых турмен» и «туркмананден» прошло немало, и климат был разный и «добрый к ним, и злой»)  - неужели только ради приобретения имени (см. «Asly nurdan»  - "Луч предков")
 
ТАДЖИК  - В Средней Азии в VII в. жили согдийцы, а термин "таджик" еще в VIII в. значил "араб", т.е. воин халифа.   Наср ибн Сейяр в 733 г., подавляя восстание согдийцев, был вынужден пополнять свои редевшие войска хорасанскими персами, уже принявшими ислам. Набрал он их много, и потому персидский язык стал господствовать в его арабской армии. После победы, когда мужчины-согдийцы были убиты, дети проданы в рабство, а красивые женщины и цветущие сады поделены между победителями, в Согдиане и Бухаре появилось персоязычное население, похожее на хорасанцев. Но в 1510 г. судьбы Ирана и Средней Азии разошлись. Ираном овладел тюрк Измаил Сефеви, ревностный шиит, и обратил персов в шиизм. А Средняя Азия досталась узбекам-суннитам, и жившее там персоязычное(!) население сохранило старое наименование "таджик", чему до падения бухарской династии Мангытов в 1918 г. никакого значения не придавалось. Когда же в бывшем Туркестанском крае были образованы Узбекская и Таджикская республики, то потомки хорасанских персов, завоевателей VIII в., жившие в Бухаре и Самарканде, при переписи записались узбеками, а потомки тюрок, завоевателей XI и XVI вв., жившие в Душанбе и Шахрисябзе, - таджиками. Оба языка они знали с детства, были мусульманами, и им было безразлично, как их запишут. За последние 40 лет положение изменилось: таджики и узбеки оформились в социалистические нации, но как рассматривать их до 20-х годов, когда религиозная принадлежность определяла этническую (мусульмане и кафиры/иноверцы), а родов у таджиков не было? И ведь оба этнических субстрата: тюрки и иранцы - были в Средней Азии "импортными" этносами тысячу лет назад - срок, достаточный для адаптации.(Гумилев Н. «Этногенез и биосфера земли»)
В конце XV в. русские отряды с верховьев Волги начали нападать на средневолжские татарские города, чем вынудили часть населения покинуть родину и уйти под предводительством Шейбани-хана (1500-1510) в Среднюю Азию. Там их встретили как злейших врагов, ибо местные тюрки, носившие в то время название "чагатаи" (от имени второго сына Чингиса-Чагатая, главы среднеазиатского улуса), управлялись потомками Тимура, врага степных и поволжских татар, разорившего Поволжье в 1395-1396 гг.
Ордынцы, покинувшие родину, приняли для себя новое имя- "УЗБЕКИ» в честь хана Узбека (1312-1341), установившего в Золотой Орде ислам как государственную религию. В XVI в. «узбеки» разгромили последнего тимурида – Бабура, который увел остатки своих сторонников в Индию и завоевал там себе новое царство. Так вот, оставшиеся в Самарканде и в Фергане тюрки(!) носят имя своих завоевателей – узбеков. Те же тюрки, но ушедшие в Индию, стали называться «монголами», в память того, что триста лет назад они подчинились монгольскому царевичу. А подлинные монголы, осевшие в XIII в. в Восточном Иране, даже сохранившие свой язык, называются хэзарейцами, от персидского слова «хэзар» – тысяча (подразумевается боевая единица, дивизия).
А где же монголы, по имени которых названо «иго», тяготевшее над Русью 240 лет? Как этноса их не было, ибо всем детям Джучи на три орды по завещанию Чингиса досталось 4 тыс. воинов, из коих только часть пришла с Дальнего Востока. Этих последних называли не «татары» а «хины», от китайского названия чжурчжэньской империи Кин (совр. Цзинь). Это редкое название последний раз упомянуто в «Задонщине», где «хиновином» назван Мамай. Следовательно, «иго» было отнюдь не монгольским, а осуществлялось предками кочевых узбеков, коих не нужно путать с оседлыми узбеками, хотя в XIX в. они смешались, а ныне составляют единый этнос, равно чтущий Тимуридов и Шейбанидов, бывших в XVI в. злейшими врагами, потому, что эта вражда потеряла смысл и значение уже в XVII в.(Гумилев Н. там же)

На мой взгляд,  сочинение милейшего Абульгази Боходур хана даже и не стоит рассматривать как источник дающий ответ на появление самоназвания – Туркмены. Тешил себя просвещенный правитель написанием «умных» трактатов, тем и оставил по себе память – а так бы: кто о нем что помнил….
Возможно ближе всего к истине, как всегда Глубокоуважаемый Гумилев Н. в своем объяснении самоназвания турки-османы, где главное  ударение лежит на слове – турки.
ТУРКИ-османы - … образовались на глазах историков путем смешения орды туркмен, пришедших в Малую Азию с Эртогрулом, газиев - добровольных борцов за ислам, в числе которых были курды, сельджуки, татары и черкесы, славянских юношей, забираемых в янычары, греков, итальянцев, арабов, киприотов и т.п., поступавших на флот, ренегатов-французов и немцев, искавших карьеру и фортуну, и огромного количества грузинок, украинок и полек, продаваемых татарами на невольничьих базарах. Тюркским был только язык, потому что он был принят в армии. И эта мешанина в течение XV-XVI вв. слилась в монолитный народ, присвоивший себе название "турк" в память тех степных богатырей, которые 1000 лет назад стяжали себе славу на равнинах Центральной Азии и погибли, не оставив потомства.  В данном случае  этноним отражает не истинное положение дел, а традиции и претензии.

Предполагаю, что  «претензии» на наследование  подвигов степных богатырей –тюрков  имели уже пришедшие туркмены, а нарождающемуся государству  самоназванье «турк» пришлось по вкусу(возможно традиционные  доблесть  и отвага пришлых туркмен играли не последнюю роль)  и так как  оно удачно было «навязано» соседям, в ходе захватнических турецких войн – то и успешно прижилось, и укоренилось. 
Май 2013

***Древней идеологией оседлых жителей этой страны(Туфанский оазис) был буддизм в форме хинаяны ("малой переправы" или "малой колесницы", т.е. наиболее ортодоксальное учение Будды без примесей), которую назвать религией нельзя. Бога хинаянисты отрицают, ставя на его место нравственный закон кармы (причинной последовательности). Будда - человек, достигший совершенства и являющийся примером для любого другого человека, желающего освободиться от страданий и перерождения путем достижения нирваны - состояния абсолютного покоя. Достичь нирваны может лишь целеустремленный человек - архат (святой), не зависящий ни от божественного милосердия, ни от посторонней помощи.