семечки...

Мария Полежаева 2
              семечки...

        Часть первая

   Стоит глубокая осень и благодатные дни ее,пропитанные энергией жаркого лета,радуют своим уютным теплом.
   А в природе между тем идут неустанные, естественные приготовления к зиме,которая уже совсем рядом,где-то совсем близко, на ее подступах.
   И всё вокруг меняет свой облик,становясь строже и собранней,пусты скошенные поля,а деревья сняв свои шелестящие наряды стоят  теперь друг от друга на некотором расстоянии, стараясь впитать в себя как можно больше летней солнечной энергии ,окутывают себя её невидимой пеленой.
   Все реже слышатся прощальные голоса птиц,улетающих в тёплые края.
   А вот если посчастливится увидеть, как летят клином в небе журавли,прощаясь до будущей весны,то возникает не преодолимое желание остановиться и проводить караван взглядом,а потом ещё долго стоять, не отрывая свой взор от лазурного неба,где к беззаботно перекатывающимся белым облакам присоединяются тёмные тучки,и потемнев облака продолжают своё движение дальше.
   А вдали,почти у самого горизонта дождевые тучи рассыпаются каким-то образом вновь.
   Постоят ещё золотые осенние дни...
   Плотная завеса седого тумана все чаще поднимается по утрам,окутывает и держит в своих объятьях всю окрестность сплошным,клубящимся дымом до самого восхода солнца.
   Лишь оно, с помощью лучей своих горячих,помогает подняться с земли густой невесомой пелене тумана,который постепенно поднимаясь,рассеивается в воздушном пространстве,и всё окружающее вновь обретает свои очертания.
   Вот в один из таких дней Игорь собрался съездить за семечками,потому что ежедневное напоминание жены о них уже изрядно достало его.
   Сегодня,не успев ещё толком проснуться,Игорь услышал недовольное и громкое бурчание жены.
   "Ты соберёшься когда-нибудь,хоть чужих людей проси".
   "Да  успокоишься ты когда-нибудь, дались тебе семечки эти, только об них говорить,скоро уже сниться будут.
Сколько раз я тебе объяснял,что договорился ну всё, понеслась душа в рай, завелась".
   Через некоторое время не выспавшийся,  не довольный Игорь подходил к дому Павла.
   Тот был дома и копошился  в гараже.
   Здороваясь,Игорь кивнул на машину:
   "Чего это с ней?"
   "Да чёрт её знает, ни с того ни с сего заартачилась,так пустяки,а ты что,Петрович,хотел с утра?", спросил Павел.
   Послушав Игоря сказал:
   "Вот так и есть, никак не угадаешь женские капризы,то им одно подавай,то другое.
Ты думаешь моя забыла про семечки, как же,дожидайся, а того ведь понять не может,  что некогда ещё было,да и не убегут они никуда,всё ведь обговорено".
   Павел поднял капот машины и пару минут, молча посмотрев,снова закрыл.
   "Сегодня после обеда съездим,сейчас я дойду к кое-кому,а потом подшаманю ее,пара пустяков", кивнул Павел на машину", "и поедем,пара пустяков в Сосновку  съездить, больше разговору".

          Часть вторая
               
   Дорога в Сосновку хоть и была сухой,но лучше от этого она не становилась,была вся разбитой,в сплошном панцире колдобин,но для Павла такая дорога не препятствие,не впервой.
   "Не успеем и заметить,как доедем", говорит он,когда тронулись в путь.
   А Игорь,едва лишь они выехали на полевую дорогу ведущую в соседнее  село,подумал,что такая встряска кого угодно взбодрит и в чувство приведёт.
   Своей машины у него нет и приобрести её у него не возникает желания, этим он удивляет многих своих друзей.
   Вообще он любит ходить пешком и считает, что это полезное дело,
"ноги конечно устают,но они создают уют голове,отдыхающей в это время".
Это подходит, когда он находится в своём селе, а так если куда-нибудь за пределы, то приходиться добираться на машине.
   Зимой вот благодать и он отдает предпочтение добираться на лошадях,запряженных в сани.
    И тут Игорю вспоминается Пётр ,такого возницу поискать ещё надо,вот уж знаток своего дела.
   Ехать с ним зимой на санях сплошное удовольствие,когда тот несётся,сдвинув набок серую кроличью ушанку,чтобы не мешала,и этим обнажает половину головы и торчащие во все стороны рыжие волосы.
   На сани ему приходится запрыгивать уже на ходу,потому что стоит ему лишь взять в руки вожжи,как ретивый Малец срывается с места и несётся снежным вихрем.
   А вот на поворотах Петр вырисовывает полозьями саней такие крутые виражи,что не только дух захватывает,но ещё  всегда присутствует вероятность пробкой вылететь из саней.
   Сейчас Игорю вспомнился случай,когда Пётр вез их с ветврачом от фермы до центральной конторы.
   Ветврач спокойно,без какой-либо опаски,уселся на сани,бережно держа в руках большую коробку с пробирками,а на первом же повороте,не успев ничего сообразить, так быстро вылетел из саней,что Игорь сидевший рядом, даже не успел удержать его, коробка улетела дальше хозяина своего и пробирки из неё рассыпались по снегу стеклянными сосульками.
   Совсем другое дело,если бывало приходилось ехать с Витькой Клином,тут уж насмотришься на его выпендрёж.
   Вот ведь, едет так,как будто везёт нечто невесомое,легко бьющееся,и при этом гоношится без всякой меры, да  чёртом рассыпается в своих подхалимных ужимках, "откуда это в нем это холуйство?"
   Воспоминания Игоря,следующие непрерывной чередой,обрывают весьма ощутимые толчки.
   "Нарыли тут траншей", проговорил Павел,"теперь малость потрясет,Петрович,
    Сосновские владения пошли"

                часть третья

   Вот оно поле с подсолнечником,которое издавна было спорным.
    Сельчане считали его своим,а жители села Сосновка думали иначе, понятное дело  спорили,но вопрос этот  разрешался мирно, его раньше,и до сих пор продолжают засевать семенами подсолнечника,другие культуры  не родятся на этом поле.
   И вот из года в год,в летнюю пору тысячи золотистых солнц,обрамлённых зелёной каймой,приветствуют всех проезжающих мимо изящным поклоном головы.
   А обилие нектара радует многочисленные семейства крылатых насекомых,в число которых входят и трудолюбивые пчелы. 
Здесь,в селе можно купить ароматный,янтарный мед с особым терпким вкусом.
   Поле стоит не убранным до глубокой осени,лишь тогда подсолнухи скашивают,измельчают и добавляют в силос.
   Столько уж времени никто не видит ничего странного в том,что в пору созревания этой культуры,к полю со всех сторон подтягиваются любители семечек, не только местные жители,но и из других мест.
Короче и понятнее сказать, всем кому не лень.
   А вот заготовка любимого народом продукта процесс и вовсе простой,взяв в руки деревянную колотушку, выбивай  себе в удовольствие семечки на расстеленный на землю мешок.
   И если случиться  в эту осеннюю пору проезжать мимо и остановиться,то и особо прислушиваться не надо,услышишь доносящиеся со всех сторон поля звуки,характером своим напоминающие своеобразный концерт народных умельцев.
   Приглушенные ударные тона поначалу раздаются отовсюду не решительно,но набирая темп,вселяют этим в себя бодрость,а потом начинают звучать уверенно и весело.
   А затем они все вместе сливаются в едином громком  и раскатистом звуке,который вновь рассыпается на множество длинных и коротких мелодичных звуков, получается что-то вроде музыкальной переклички.
   Вот после таких музыкальных представлений остаются лежать лишь горы пустых шляп,как наглядное пособие мастерства и трудолюбия  больших  любителей семечек.
   Ну а люди,которым вроде  неловко днём,у всех на виду к полю идти, чтобы не конфузиться,добираются туда семьями  поздно вечером,да так порой увлекаются этим занятием,что возвращаются домой глубокой ночью,довольными и с большим урожаем семечек.
   Подъехали к селу,в котором Павел с Игорем бывали уже,и не один раз,  знакомы они со многими здешними мужиками,а остановился Павел у дома Ефима,который обрадовался, увидев гостей.
   "Здорово,мужики, заходите,вы в самый раз угадали,баня топится", говорит Ефим здороваясь.
   Мужики начали было отказываться и ссылаться на неясные дела,но тут подошла жена  Ефима и внесла ясность:
   "Да что вы,мужики,лопочете тут, успеете вы домой,в самом деле,баня почти готова".
   "И то,баня не помешает", говорит Игорь, Павел соглашается с ним.

                Часть третья
         
   А через четверть часа, Марина вошла к сидящим в кухне мужикам, сказать, что баня готова.
Первым в баню идет Игорь,а спустя час с лишним мужики,впитавшие в себя благодатный дух бани,сидят снова в кухне за столом и не спеша пьют пиво.
   Сейчас за столом собрались большие любители поговорить, громко и обо всём: об урожаях,о погоде, многие темы затрагивают,которые в другое время им бы и на ум не пришли.
   "Такая вот штука интересная,а в Африке мужики тоже пьют пиво после бани,или что-то другое", произносит Ефим с некоторым размышлением в голосе.
   "Да знаешь, там всё по другому,по простому, у них напитки в виде фруктов на деревьях растут,  такие есть,которые один съешь и как бы запросто пару литров пива выпил", говорит Игорь, так убедительно,точно сам это не однажды уже испробовал .
   "Как там насчет бань,это вопрос,а вот  парилки им не нужны это точно,там же такое пекло круглые сутки стоит,что в любом месте срывай ветку,да и действуй сколько душе твоей угодно".
   И неизвестно,сколько бы ещё рассказывал об этом Игорь мужикам,слушавшим его не перебивая, но в это время Марина поставила на стол полную тарелку жареных карасей,и разговор тут же переключился в другое русло.
   Сразу заговорили о рыбалке.
   "Что ни говори там,а рыба сытная еда и не приедается", говорит Ефим и сидящие за столом соглашаются с его мнением.
Вот и наглядное подтверждение, три мужика с таким аппетитом едят жареную рыбу,будто ничего не может быть вкуснее.

               
         Часть четвертая

   За разговорами время пролетело не заметно, вот она осенняя темень стоит,месяц едва народился.
   От предложения гостеприимных хозяев переночевать и ехать домой утром, мужики отказались.
   "Да тут езды  кот наплакал", говорит Павел,когда собрались уже ехать,едва не забыв семечки,за чем собственно и приезжали.
   Хорошо что хозяйка вовремя об этом вспомнила, теперь Павел укладывает в багажник два,полных,матерчатых мешка с семечками.
   Попрощались с хозяевами,Игорь удобно устроился на заднем сиденье,Павел завёл машину и они не спеша поехали.
   Вот и поле с подсолнухами показалось вблизи,а там в кромешной тьме,то тут, то там, мелькают огоньки фонариков.
   "А что,Паша,если мы с тобой по одному подсолнуху срежем", предложил Игорь, "просто так для интересу".
   Павел без разговоров останавливился напротив поля,развернув машину так,чтобы свет фар освещал его.
   Они оба вылезли и пошли искать подходящие экземпляры, для этого пришлось им  зайти немного в глубь, разводя руками толстые стебли в стороны.
   Издали ,с разных сторон раздавались глухие звуки выбивания семечек,а вот рядом было  тихо.
   Срезали каждый по одному подсолнуху и сели в машину, положив рядом с собой по огромной с крупными семечками  шляпе,поехали.
   Пока ехали,Игорь успел даже немного вздремнуть,а когда стали уже доезжать6 он встрепенулся:
   "Вот это я понимаю, расфасовка такая,что не понятно куда и пиво подевалось,вроде как и не пил вовсе".
  "Однако в этот раз мы доехали быстро",говорит Павел,останавливая машину у дома Игоря.
   Они оба вылезли из нее,Игорь пошел открыть калитку,чтобы занести мешок,а Павел в это время открыл багажник и не увидел мешков.
   Он стоял и не верил своим глазам,а затем нагнувшись стал трогать руками дно и боковины багажника.
    "Что за чертовщина,да не может этого быть,вот так номер",изумился Павел,и  пивной хмель словно испарился сам по себе.
   Игорь открыл калитку, стоял  и ждал,  не понимая почему это Паша так долго возится с мешком,  он спросил:
   "Мешок что ли развязался?"
   "Они оба развязались,да так что ни один и не завяжешь", ответил Павел и подумал,
"надо же,все таки семечки убежали".
   На самом дне багажника лежал   старый, весь в латках мешок,который он достал и приподняв его в воздухе,  разглядывал вместе с озадаченным Игорем эту находку, из которой упали на землю две деревянные,увесистые колотушки...