Уголовная манера

Федор Быханов
Почерк у каждого свой. И не только на письме. По отлично выполненной работе узнают настоящего мастера. Голос любимого певца не спутаешь у репродуктора. Только существует манера исполнения и дурных поступков. Которую стараются использовать в своей работе сотрудники уголовного розыска, сталкиваясь с похожими, как две капли воды, преступлениями.
…Уже бы мог готовиться к освобождению из мест лишения свободы,     по приговору суда, уроженец села Сычевка Степан Почкин, но помогло ему сделать это еще раньше, прошлогоднее решение соответствующих органов об условно-досрочном предоставлении уголовнику права выйти из изоляции, чтобы присоединиться к законопослушным гражданам. Видимо, серьезно полагали те, кто приглядывали за рецидивистом-грабителем, что он уже осознал степень своего падения и больше не станет нарушать закон.
Вот так и вышел Почкин тем летом из-за колючей проволоки. Не досидев за ней, без малого, полтора года. Только ненадолго. А лишь для того, чтобы вскоре оказаться там же, но на куда больший срок – четыре с половиной года, назначенные за очередное преступление, совершенное вскоре после появления молодого человека на новом месте жительства по улице Минской.
Вообще-то в городе Бийске Степан остановился тайком. Официально он зарегистрировался на жительство по другому адресу – в поселке Первомайском. Поступить так у него имелась своя причина. Замышлял он новое преступление, а чтобы не сразу вышли на него сотрудники правоохранительных органов, и запутывал он, как мог, свои следы.
Сказать прямо, далеко не сразу стал Почкин именно грабителем и разбойником. По всем этим статьям Уголовного кодекса России его не раз судили уже после того, как молодой человек закончил среднее специальное учебное заведение и получил престижную профессию. Только не терпелось ему получить, как можно больше денег, не дожидаясь, по примеру других, выдачи аванса и заработной платы. Потому самый короткий путь к осуществлению своей мечты он, после предыдущих имущественных преступлений, увидел именно в налетах на тех, кто не смог бы устоять против его крепких рук и злого нрава.
Прежние судимости не прошли бесследно для налетчика. Теперь, затевая новое «дело», он, казалось  бы, продумал и  учел все до мелочей. Приметил место, где могла поджидать его изрядная добыча, побеспокоился и о том, чтобы остаться неузнанным. Про одно забыл –  сам его преступный почерк мог выдать с головой. Как и получилось на самом деле.
Но в тот вечер, оказавшийся последним перед очередным визитом в камеру с решеткой в окне, Степан ни о чем таком не узнал. Все его устремления были направлены в сторону торгового павильона на улице Туркменской, где успел побывать несколько раз, украдкой ведя слежку за продавщицей.
Не догадываясь об истинных замыслах этого посетителя, Ольга Листьева не особенно таилась от людей в своей коммерческой деятельности. Выручку всегда складывала в кассовый ящик, который не запирала на замок. Не имела под рукой и кнопки тревожной сигнализации. Хотя по вечерам не так-то много, как ей бы хотелось,  покупателей появлялись на пороге торговой точки. Потому, порой  длительное время продавщица находилась в помещении одна. Теперь-то, наверное, она стала более предусмотрительной, а тогда просто опешила, когда из распахнувшейся двери внезапно появился страшный верзила с черным лицом.
О том, что маски применяют все преступники в кинокартинах, Почкин убеждался не раз, просиживая часами перед телевизором, так как на работу, по своему обыкновению, не устраивался, предпочитая находить деньги для семьи и маленького ребенка привычным способом.
Жена злоумышленника ни о чем не догадывалась, даже когда недосчиталась в комоде одной пары колготок. Этот предмет женского гардероба ее супруг использовал для изготовления маски, в которой намеревался совершить грабеж. Заодно обзавелся и кожаными перчатками, чтобы не оставить отпечатков пальцев. Как раз в этой своей преступной «униформе» он и ворвался в торговый павильон, предварительно разглядев через окно, что там нет никого из посторонних, кроме продавщицы.
Перепрыгнув через прилавок, грабитель сбил с ног женщину, придавил ее к полу коленом и заставил почувствовать свое превосходство. Когда та, охваченная страхом, замерла на жестком полу, он начал обшаривать ящик с деньгами. Взял себе не только выручку в размере 2857 рублей, но и пакет из-под кофе, в котором, как успел узнать, хозяин заведения приготовил три сотни рублей для расчета с поставщиками товара.
Рассовав деньги по карманам, незваный визитер исчез из торгового павильона также стремительно, как перед этим и появился, на ходу сдирая с себя маску, чтобы на улице никто не догадался о том, откуда он идет, и что там делал.
Во время следствия потерпевшая как могла, описала внешность своего обидчика. Этот ее рассказ, дополненный данными из картотеки преступников-рецидивистов, занимающихся подобными нападениями, вывел розыскников именно на Почкина. Уже на другой день он был задержан, не успев даже потратить часть добычи.
 В камере, поняв, что  ему снова «не отвертеться» от грядущего приговора, парень предпринял все возможное, чтобы смягчить будущее наказание. Он попросил перо и бумагу, чтобы написать заявление о явке с повинной. Более того, еще до суда задержанный возместил ущерб, нанесенный предпринимателю, владеющему торговым павильоном на улице Туркменской. И такое усердие не оказалось напрасным. Суд учел все смягчающие вину обстоятельства. Только уж больно тяжким было само преступление. Да еще имелся за плечами и тот срок, который не отбыл Степан Почкин, выйдя, как нам уже известно, на свободу условно-досрочно. По новому приговору, из исправительной колонии общего режима осужденный выйдет теперь через четыре года шесть месяцев.