Стрельба на поражение

Федор Быханов
Какого только не бывает теперь оружия самозащиты. От газовых баллончиков до шумовых пистолетов. А есть еще и такие «стволы», что годятся, кроме того, в прикладных целях. Например, получить опыт и приобрести умение стрелять в тире по мишеням. Только одно условие обязан соблюдать владелец данной «игрушки» – осознавать со всей серьезностью, куда направляет ствол, собираясь нажать на курок.
…В одну ночь житель города Бийска с улицы Советской стал и потерпевшим, и преступником. А все плохое началось для него с решения... вооружиться. Так, чтобы чувствовать себя более уверенным на улицах родного города, выпускник высшего учебного заведения Юрий Костолевский приобрел за немалые деньги газобаллонный пневматический пистолет системы «МР-654К». Тот самый, что   предназначался создателями для тренировочной и любительской стрельбы сферическими пулями. Шариками с углублением, хорошо известными всем, кто когда-либо стрелял из детской забавы – «воздушки», на которую, как известно, не требуется особого разрешения.
Сам пистолет внешним обликом походил на самое настоящее оружие, хотя прицельно палить из него можно на расстоянии не более пяти метров в ясную погоду. Но и того не требовалось Костолевскому. Он просто  желал, как оказалось, просто иметь при себе некое подобие оружия. Говоря проще, вещь, которая бы сама по себе могла отпугнуть возможных недругов. Тем более, что он уже успел побывать в роли ограбленного.
Только оказалось так, что в опасный момент даже подобный пистолет не спасает от беды, если принесли к ней ноги подвыпившего смельчака, готового смело шагать по ночной пустынной улице.
Вообще-то вернуться под безопасный кров своего дома Юрий Костолевский мог ещё засветло, когда на улице больше прохожих и не так велика вероятность нежелательной встречи со злоумышленниками. Но молодой человек задержался в компании с приятелем-автомобилистом, вместе с которым отмечали предстоящий профессиональный праздник в пивном баре, оказавшимся как раз по дороге.
Беседа друзей затянулась почти до полуночи, тогда как по пути им было лишь до гаражей по улице Дзержинского, где начинался спуск к частному жилищному массиву. Попрощавшись, Костолевский, невольно провел рукой по карману, оттянутому пистолетом. После этого, реально чувствуя тяжесть оружия, безбоязненно, как уже бывало, шагнул в темень, окружавшую, запертые на дверные замки боксы.
И вот тут из-за угла на него набросились двое парней.
Жертва нападения сунул руку туда, где обычно носил свою «пугалку» – пневматический пистолет, но не успел достать его наружу, так как макет настоящего оружия никак не хотел появляться наружу, зацепившись ручкой за карман. Тогда как налетчики не упустили возможность воспользоваться этим мимолетным замешательством жертвы. Сбив его на землю, они попытались забрать то, ради чего и выбрали для грабежа именно Юрия – деньги, какие носят при себе состоятельные граждане с вошедшими в моду, сумочками, предназначенными  для такого содержимого.
Но, привлекательная для грабителей,  барсетка у того при нападении выпала из рук. Пришлось неизвестным налетчикам заниматься  поиском добычи. И пока они, спеша завершить свой умысел,  лихорадочно шарили руками по земле, пытаясь нащупать под своими ногами сумочку жертвы, избитый ими, Юрий Костолевский, совершенно забыл про пистолет.
И даже успел попросить о пощаде:
 – Забирайте все, только меня оставьте в покое.
Грабители тем временем нашли в темноте то,  что хотели и бросились наутек. И вот только тут избитый прохожий вспомнил, что в барсетке, помимо денег и документов, лежали ключи от гаража, в котором той ночью находилось сразу пятнадцать различных автомобилей. Следовало вернуть ключи и Юрий, несмотря на боль от ушибов бросился вслед за своими обидчиками, ориентируясь лишь по направлению возможного бегства обоих.
Пробежав какое-то расстояние, преследователь увидел перед собой компанию молодежи – девушку и двух парней, в руках одного из них, ему показалась, собственная барсетка. В пылу отчаяния он даже и не представлял себе, что по роковой случайности мог встретиться не с теми, кто на него только что напал, а с другими людьми – сверстниками грабителей.
Зная, что при нем пистолет очень похожий на настоящее боевое оружие, Юрий Костолевский потребовал вернуть ему ключи. Но незнакомцы побежали от него прочь. И он пустился следом. Начавшаяся ночная погоня отняла немало сил у Юрия, однако он почти достиг своей цели – запыхавшись не меньше его, двое парней остановились на более-менее освещенной местности. И тут вдруг пошли обратно, прямо на преследователя.
Поняв, что теперь, при свете фонарей, никого взять на испуг своим пневматическим муляжом боевого оружия, Костолевский сам забеспокоился о возможных последствиях очередной неравной схватки.
Не желая вновь быть избитым, недавний преследователь закричал недругам:
–  Стой не подходи!
Но его слова не произвели должного результата. Тогда, сняв «пугалку» с предохранителя, Юрий произвел один предупредительный выстрел вверх, после чего несколько раз «саданул» в сторону приближавшихся незнакомцев.  По их последовавшему поведению стрелок понял, что не промахнулся. Один даже присел на землю, после чего оба снова бросились от него бежать.
В очередной раз испытывать судьбу Костолевский не стал, повернул обратно, а дома, поведав жене о своих злоключениях, попросил вызвать «Скорую помощь». Та взялась за телефон. Приехавшие по ее звонку медики осмотрели пациента и по виду опухшей руки поняли, что травма серьёзная. Пришлось Костолевскому отправляться в больницу, где рентгеновский снимок подтвердил самые худшие предположения – перелом кости. Понадобилось накладывать гипсовую повязку.
Потом, казалось бы, после черной полосы, начался и вполне светлый период. Через три дня неизвестные лица подбросили барсетку, что силой отняли у Юрия, той роковой ночью. Сделали это  прямо у знакомых  гаражей, забрав из нее только деньги. Зато вернув владельцу документы и ключи. Ещё через несколько дней нашелся и мобильный телефон, также отнятый в ту злополучную ночь. Его изъяли у сторожа одного из средних специальных учебных заведений.
Только к той поре уже сам Костолевский был под следствием. По какой-то случайности именно учащийся того самого техникума, чей сторож владел его «сотиком», студент Сергей Воробьев, лишился правого глаза по вине Костолевского.
Жертвой преступления студент Воробьев стал в тот самый вечер из-за своей общительности. Знакомая отмечала день рождения, и он с однокурсником пошли её поздравить в компании ещё одной девушки. Несмотря на долгое застолье, молодежи спиртного не хватило. Втроем они отправились в круглосуточный магазин по улице Дзержинского, когда вдруг прямо на них из-за угла гаражного строительного кооператива выскочил неизвестный мужчина, потребовавший вернуть ему, якобы, только что отнятую у него,  барсетку.
По скандальному тону взволнованного голоса парни поняли, что спорить бесполезно, попытались избежать общения с незнакомцем, а в итоге были обстреляны тем из пистолета. Одна пуля при этом попала Сергею в куртку, а другая в правый глаз. Испугавшись, студенты убежали в дом своей спутницы. Увидев при свете, что из глаза идет кровь, Сергей ушел домой, и уже его мать вызвала «Скорую помощь».
Лечение потребовало вмешательства окулистов из краевой больницы, но и они не смогли спасти глаз. Так юноша потерял половину зрения. В своем заявлении в правоохранительные органы Воробьёв заявил иск к Костолевскому и потребовал взыскать с того 490 тысяч рублей в счет компенсации морального вреда, а также наказать виновного в виде реального лишения свободы.
Слова юноши, ставшего инвалидом по зрению, подтверждали показания свидетелей. По факту грабежа Костолевского налетчиков обнаружить не удалось. Зато сам он оказался на скамье подсудимых. Обвинили Юрия в причинении тяжкого вреда здоровью, совершенного при необходимой обороне.
Суд приговорил Юрия Костолевского к лишению свободы сроком на девять месяцев условно с годичным испытательным сроком. Кроме того, с осужденного взыскано в счет компенсации вреда в пользу Сергея Воробьева сто тысяч рублей.
Что же касается пневматического газобаллонного пистолета системы «МР-654К», изъятого в качестве вещественного доказательства, то его вернули владельцу – Юрию Костолевскому. Вот только вряд ли теперь он будет так же полагаться на его защиту, выходя из дома. Надежнее будет – не засиживаться до полуночи в пивном баре, чтобы потом одному возвращаться темной улицей.