Как мы создавали литературный клуб

Михаил Палочкин
В жизни каждого человека есть дела, которыми он очень гордится. В моей жизни одним из таких дел стало создание литературного клуба на сайте "Аргументы и Факты - Алтай". Об истории этого клуба я хочу рассказать поподробнее.

В "АиФ-Алтай" я пришел в начале февраля 2010 года. Газета существовала уже давно, а вот сайта не было. Передо мной как редактором сайта стояла задача запустить и поддерживать портал. Мы с коллегами активно взялись за это дело. На сайте стали появляться материалы из газеты, заработала лента новостей, стали публиковаться фоторепортажи.
 
На сайте были созданы все условия для творчества. Открыть новую рубрику - пожалуйста. Предложить креативную идею - только в плюс. Так что когда я предложил создать на сайте "АиФ-Алтай" раздел "Литературный клуб", руководство поддержало это начинание.

Почему мне в голову пришла такая идея? Прежде всего, мне была интересна сфера литературы. С самого детства я писал стихи и небольшие рассказы. Иногда они были выспренными и подражательными, иногда душевными и удачными... Но они регулярно писались. И как любой пишущий человек я понимал, насколько важно для автора быть услышанным своими читателями.
А ведь многие авторы-любители такой возможности не имеют. Конечно, есть местные литературные журналы. Однако в них работают и публикуются в основном профессиональные писатели и поэты, а самодеятельным авторам там места нет. Более того - зачастую маститые коллеги разносят произведения новичков в пух и прах. Так, что у человека и вовсе пропадает желание писать.

Понимая все это, мы решили сделать литературный клуб очень демократичным. Публиковать в нем все произведения, которые нам присылают люди. При этом мы не рецензировали и не отбирали произведения. Наша задача была - стать площадкой для встречи автора и читателя. А плохое произведение или хорошее - пусть решит сам читатель. И отразит это в своих комментариях.

От идеи мы перешли к реальным делам. На сайте "АиФ-Алтай" был создан специальный раздел "Литклуб" (http://www.altai.aif.ru/litklub). В ленте новостей сайта мы разместили объявление с приглашением поучаствовать в нашем проекте. Аналогичный текст вышел и в газете. Оставалось ждать авторов.

Пока авторы думали и решали, нужно было с чего-то начинать. И я решил начать с себя. 25 июня 2010 года в литклубе вышла первая публикация - подборка моих стихотворений. Почин был дан.

Стоит сказать, что для каждого автора мы завели персональный раздел. И из странички каждого произведения можно было перейти в раздел автора. Кроме того, после каждого произведения помещалась биография автора.

Дальше к участию в литературном клубе подключилась моя коллега Юлия Артемьева (Рябинкина). Мы опубликовали на сайте несколько ее стихотворений. Кстати, к тому времени у 22-летней Юлии было уже около ста стихотворений, несколько рассказов и повесть. Эта талантливая, красивая и яркая девушка поражала читателя глубиной своих произведений.

Чуть позже к нам присоеднился Константин Гришин. Хотя присоединился, наверное, неправильное слово. Костя, с которым мы были знакомы еще по вузу, занимался литературой профессионально и давно. Поэтому его участие было для нас очень важно. Еще бы - состоявшийся автор согласился поучаствовать в нашем проекте.  В литклубе вышло несколько его стихотворений и небольших рассказов.

Еще одним автором литклуба стала журналист из Залесовского района Олеся Нестерова. Стихи она писала со школы, чуть позже начала писать и прозу. В литературном клубе выходило много произведений Олеси. Но мне лично особенно запомнился совершенно запредельный и берущий за душу рассказ "Монолог умершего актера", посвященный памяти актера драмтеатра Дмитрия Мальцева.

В июле 2010 года к плеяде авторов литклуба присоеднилась Ольга Харева из Заринска. Забегая вперед, скажу, что Ольга была одним из наиболее активных участников нашего клуба - постоянно присылала новые произведения, приезжала на встречи клуба, охотно шла навстречу предложениям. В общем, Ольга - тот человек, без которого наш клуб бы не состоялся! В июле же в нашем клубе появилась и Валерия Кузнецова. На тот момент Валерии было всего 19 лет, но рассказы она писала очень взрослые, талантливые и проницательные.

Отдельно стоит сказать про Любовь Горохову, учителя русского языка и литературы из Волчихинского района Алтайского края. В нашем клубе публиковались стихи и рассказы Любови. А мне лично особенно запомнилась ее поэма "Степные рапсодии", посвященная матери Любови - Анастасии Григорьевне Гороховой.

В конце июля мы подводили итоги первого месяца работы литклуба. В заметке по этому поводу говорилось: "Почти месяц назад, 25 июня на сайте «АИФ-Алтай» стартовал проект «Литературный клуб». За это время в проекте уже приняли участие восемь авторов из городов и районов Алтайского края – Барнаула, Заринска, Волчихи, Залесово и др.
Многие их них представили в «Литературный клуб» свои поэтические произведения. Это Юлия Артемьева, Михаил Палочкин, Константин Гришин, Олеся Нестерова, Ольга Харева, Любовь Горохова. Жанры их поэзии различны, отличаются темы и поэтический язык авторов. Общее, что их объединяет – мощное творческое начало и желание выражать себя в слове.
Причем авторы не ограничиваются только стихотворениями. Любовь Горохова, например, представила еще и поэму «Степные рапсодии», посвященную своей матери. А Ольга Харева прислала в «Литературный клуб» «Шуточную сказку про Цену и Зарплату» в стихах.
Не менее разнообразен и прозаический раздел нашего клуба. Здесь представлены рассказы Константина Гришина, Юлии Артемьевой, Олеси Нестеровой и Валерии Кузнецовой". Конец цитаты.

Шло время, и появлялись новые авторы. Свои замечательные стихи в литклуб прислал врач из Рубцовска Владимир Нужный. Кроме того, в литклубе появились стихи Светланы Лырчиковой. О Светлане стоит сказать отдельно. Мы с ней работали в "АиФ-Алтай". Светлана - журналист от Бога и с большой буквы. Она разбиралась в самых сложных и конфликтных темах. Писала отличные тексты. И была самым активным работником сайта "АиФ-Алтай". Именно благодаря ее усилиям сайт стал по-настоящему насыщенным и интересным. Как оказалось, Светлана пишет не только журналистские тексты, но еще и талантливые стихи.

Конец июля 2010 года подарил нам нового автора - Зою Лукьянову. "Пишу стихи исповедальные, доверительные, с верой в светлое начало человека. Они посвящены переплетению земного и небесного в реальной жизни, живым человеческим переживаниям, отношениям, радости восприятия бытия", - писала Зоя Николаевна о своих стихах. Ее талантливые, человечные и красивые произведения стали украшением нашего литклуба.

В августе 2010 года литклуб совершил прорыв - он стал мультимедийным. Кроме текстов, на нем стали появляться аудио- и видеозаписи, на которых авторы читали свои произведения. В итоге читатели смогли услышать стихи и прозу в неповторимой авторской интонации. В литклубе публиковались аудиозаписи Ольги Харевой, Зои Лукьяновой, Михаила Палочкина и других авторов.

В августе же автором литератерного клуба стал Алексей Блохин - журналист по профессии и поэт по духу. За время существования литклуба Алексей опубликовал множество стихов и рассказов. Его произведения всегда отличала особенная красота и лиричность. Кстати, позже в литклубе начал публиковаться и сын Алексея Петр.

Вскоре нам прислал свои рассказы Виталий Рассыпнов. Виталия Александровича я считаю наиболее яркой находкой нашего литклуба. Этот обаятельный, талантливый и яркий человек писал потрясающе жизненные рассказы. Они трогали душу каждого человека.
В литклубе появились и авторы-религиозные мыслители. Сергей Жук и Борис Кривогорницын в своих произведениях поднимали важные вопросы о вере, совести, смысле жизни.

В августе мы собрали первые отзывы участников о литклубе. Вот что получилось:
Сергей ЖУК
- Создание «Литературного клуба на Алтае» - прекрасная идея. Вечерами я с удовольствием читаю произведения моих земляков. С удивлением и радостью узнаю, как много у нас талантливых и интересных людей. Это ведь хорошо, что у нас столько много поэтов на Алтае. Прозаиков чуть поменьше, но тоже хватает.
О художественных достоинствах произведений «Литературного клуба» я судить не берусь, но как не профессионалу, а дилетанту и любителю многие нравятся. Особенно стихи Алексея Блохина. Они светлые, тёплые, проникновенные. Их тематика близка и понятна моей душе, ведь я тоже люблю свою родину. Благодаря клубу я уже нашёл друзей. Думаю, будут ещё. Всегда рад откликнуться на приглашения к творческому союзу.
В честь годовщины нашего клуба хотелось бы провести на краевом уровне что-то типа презентации литературных чтений. А затем такие мероприятия сделать ежегодными.

Виталий РАССЫПНОВ
- В наше время есть мало возможностей заявить о себе. Старый, традиционный с публикацией своего творчества на бумажных носителях практически не доступен. Журнал, сборник, газета: все имеют своих авторов. Остаётся публиковать за свой счёт сборники мизерными тиражами - от 50 до 100 штук. И о твоей работе будут знать только самые близкие друзья. То, что делаете вы на сайте - это хорошо. Тем более, что есть возможность получить отзывы о работе. И это будут оценки читателей, а не литературных критиков или редакторов.

Алексей БЛОХИН
- Я, может быть, сужу слишком не объективно в силу своей неосведомлённости как новичок. Но мне кажется, что многое из того, что помещено на сайте, можно было бы вообще не публиковать. Может быть, нужна специальная комиссия, которая бы рецензировала все предлагаемые работы на начальном этапе? Публиковаться хочется всем, понимаю. Но, на мой взгляд, такой отбор был бы полезен всем. В остальном меня всё устраивает.

Олеся НЕСТЕРОВА
- Литературный клуб - это возможность показать свои творческие наработки широкому кругу читателей, а значит, услышать разные мнения. Это необходимо для дальнейшей творческой работы, позволяет понять, что у тебя как у автора получилось, что нет, и над чем еще нужно работать. Это возможность познакомиться с интересными произведениями молодых людей, почувствовать их мировоззрение.

Очень поразили меня стихи Вадима Пушкарева. Они были настолько яркими и сильными, что дух захватывало. Позволю себе процитировать одно из его стихотворений.

Я был еще совсем мальчонкой,
А где-то там, в глухом краю,
Уже росла моя сосенка,
Тая в себе судьбу мою.

Полвека быстро пробежало,
И до красавицы лесной
Далекий шум лесоповала
Стал доноситься стороной.

Тупой зубец кардиограммы
Уже сидит в моей груди,
Зловещий призрак пилорамы
Сосне маячит впереди.

Теперь мы понимаем оба,
Что недалек и наш черед,
Когда сосновой крышкой гроба
Она ко мне домой придет…

Ползут трелевщики как танки,
И остается делать вид,
Что на заброшенной делянке
Моя сосна еще стоит.

Особыми праздниками для меня были встречи участников литклуба. На них собирались далеко не все. Однако это было так интересно - познакомиться вживую, почитать друг другу стихи, поспорить, поделиться планами на будущее.

О литклубе я могу писать и говорить очень много - настолько ярко он мне запомнился. В этом небольшом очерке я перечилил лишь небольшую часть авторов  - надеюсь остальные не обидятся.

P.S. В апреле 2011 года я уволился из "АиФ-Алтай". Литературный клуб работал до конца 2011 года. А после, насколько я знаю, публикаций не было. А жаль - проект был просто чудесный.


4 апреля 2013 года