Сказка об Олеше Голопузом. П. Н. Рыбников. 1867

Стив-Берг
7. СКАЗКА ОБ ОЛЕШЕ ГОЛОПУЗОМ.
В некотором царстве, в некотором государстве жил был мужичок.
У этого мужичка был сын Олёша.
С малолетства Олёша у дьячка выучился грамоте, а потом сделался такой лентяй, что кроме печи никуда не ходил.
Вот и говорит отец Олёше: «Пора тебе, Олёша, и к работе привыкать?» —
«А что, - говорить Олёша: - докормите до уса, так и буду помогать».

Вот и ус у Олёши пробился.
Отец и говорит опять: «Олёша! пора тебе и пахать». —
«А на что пахать, - говорить Олёша, - пахать? — лучше на печи лежать. Докормили до уса, так докормите и до бороды, а тогда уж и пахать стану».
Выросла и борода, а Олёша кроме печи и света Божьего не знавал.
Вот отец и говорит опять: «Ну, пора тебе, Олёша, и за ум хватиться. — Люди добрые, из твоих-то товарищей, уж некоторые и деток имеют, а ты и пахать не умеешь».

Олёша на другой день и поехал пахать, а день-то был такой жаркой, что оводов и комаров гибель насела на его и на лошадь.
Он и давай их бить, да и пробил весь день.
Под вечер он стал их считать: считал, считал да и сосчитать не мог.
Приехал домой, уж темно было, да и говорит отцу: «Уж я тебе не пахарь, да и не кормилец, а наживай-ко хлеб-то сам! Я поеду света посмотреть, да себя показать: у меня сила богатырская — поеду да потешуся, да еще дайте мне эту клячу».
Отец видит, что и "взаболь" (1* [*1. В самом деле].) от него не хлеб, взял да и отпустил.

Олёша взял косу да топор да толокна мешок, да на клячу рогожу накинул, да сел и поехал.
У кого-то он слыхал, что богатыри-то ездят, так записочки за собой кидают; — и он тоже вынял лоскуток бумаги да и пишет: «Едет сильный и могучий богатырь Олёша»... да и задумался, какую дать себе Фамилию: он не знал, как прозывался отец, да и он сам: смотрел, смотрел да увидел, что балахон у него разорван, и сквозь его видно пузо: вот он и написал: «Олеша Голопузой».
«Я, Олеша Голопузой, в один час и в одну минуту три тьмы, три тысячи богатырей (за богатырей то он принял оводов) избивал, а мелкой силы (т.е. мошек) и сметы [счёту, описи] нет. Так вам сильным и могучим богатырям от меня, Олёши Голопузого, взад ехать — не уехать, и вперед ехать — не уехать; а лучше мне, Олёше Голопузому, в ясные очи показаться».
Написал да и бросил.

Вот едет за ним настоящий богатырь и видит, что лежит записочка, сошел с коня, поднял и читает: «Едет сильный и могучий богатырь Олеша Голопузой. Я, Олеша Голопузой, в один час и в одну минуту три тьмы, три тысячи богатырей избивал, а мелкой силы и сметы нет. Так вам, сильным и могучим богатырям от меня, Олеши Голопузого, взад ехать — не уехать, и вперед ехать — не уехать; а лучше мне, Олеше Голопузому, в ясные очи показаться". —
"Какой это,  - думает он, - такой богатырь? Я, кажись, всех сильных и могучих богатырей знаю, а такого не слыхал; да и это бы ничего, а он так еще похваляется, что, вишь, сильным и могучим богатырям от меня, Олеши Голопузаго, взад ехать не уехать и вперед ехать не уехать, а лучше мне, Олеше Голопузому, в ясные очи показаться? Хорошо, поеду".
А сам вынял лоскуток бумаги и написал: «Едет в Царство Царя Кощея сильный и могучий богатырь Иван сын царской. Я, Иван сын царской, в один час и в одну минуту могу избить столько силы, сколько есть на дне моря камешков».
Вот едет и скачет он за Олешей и видит, что едет такой хухляк с косой да с топором, что и за богатыря не принял и хотел проскакать мимо, а Олеша и кричит ему: «И потише можешь ехать-то!»  —
Иван сын Царской подъехал к Олеше и говорит: «Ты ли сильный и могучий богатырь Олеша Голопузой?» «Известно, что я», - говорить Олеша: «А много ли ты можешь убить силы в один час и в одну минуту и куда теперь едешь?»
«Я, - говорит, Иван сын Царской, - еду теперь в царство сильного и могучего царя Кащея, а силы в один час и в одну минуту могу избить столько, сколько есть камешков на дне моря». —
«Ну, нам такие люди и надобны: поезжай рядом». —
А для Ивана сына Царского это было сущее наказание, потому что у него конь рвался, а у Олеши кляча еле-еле двигалась.

Вот ехали они,
близко ли — далеко ли;
низко ли  — высок ли: —
скоро сказка сказывается,
а не скоро дело делается.

Вот едет другой богатырь и видит две записочки; поднял и читает:
(на одной) «Едет в царство сильного и могучего царя Кащея сильный и могучий богатырь Иван сын царской. Я, Иван сын царской, в один час и в одну минуту могу избить столько силы, сколько есть камешков на дне морском»;
(на другой): «Едет сильный и могучий богатырь Олеша Голопузой. Я, Олеша Голопузой, в один час и в одну минуту три тьмы три тысячи богатырей избивал, а мелкой силы и сметы нет. Так вам, сильным и могучим богатырям, от меня Олёши Голопузого, взад ехать — не уехать, и вперед ехать [скакать] — не уехать [не ускакать]; а лучше мне, Олеше Голопузому, в ясные очи показаться». —
"Как это, - говорит Илья Королевич (это быль он) - Я всех сильных и могучих богатырей и Ивана сына Царского знаю, а этого не слыхал; да и это бы ничего, а он так похваляется, что «вам сильным и могучим богатырям от меня, Олёши Голопузого, взад ехать не уехать, и вперед ехать не уехать; а лучше мне, Олёше Голопузому, в ясные очи показаться». Хорошо, поеду". —
А сам вынял лоскуток бумаги и написал: «Едет в царство сильного и могучего царя Кащея сильный и могучий богатырь Илья Королевич. Я, Илья Королевич, в один час и в одну минуту могу избить столько силы, сколько есть листочков в лесе». Написал да и бросил, а сам поскакал за Олёшей.

Вот слышит Олёша, что скачет кто-то, и говорить Ивану сыну царскому: «Скажи, чтобы тише ехал-то».
Иван сын царской остановился и говорит: «Тише, тише. Это сильный и могучий богатырь Олёша Голопузой».
Илья Королевич подъехал к Олёше и говорит: «Здравствуй, сильный и могучий богатырь Олёша Голопузой!» —
"Здорово, - говорит Олёша, -  много ли ты можешь в один час и в одну минуту избить силы и куда теперь едешь?».
«Я еду, - говорит Илья королевич, - в царство сильного и могучего (богатыря) царя Кащея, а силы в один час и в одну минуту могу избить столько, сколько есть листочков в лесе». —
«Ну, - говорит Олёша, - нам такие люди и надобны: поезжай рядом».

Вот они едут (да записочки подкидывают),
близко ли — далеко ли,
низко ли — высоко ли:
скоро сказка сказывается,
да не скоро дело делается.—

Вот едет еще богатырь Данило Белой, и видит — лежат три записочки, сошел с коня и читает: (на одной) «Едет в царство сильного и могучего Царя Кащея сильный и могучий богатырь Иван сын Царской. Я, Иван сын Царской, в один час и в одну минуту могу избить силы столько, сколько есть камешков на дне моря».
(На другой): «Едет в царство сильного и могучего Царя Кащея сильный и могучий богатырь Илья Королевич. Я, Илья Королевич, могу в один час и в одну минуту избить силы столько, сколько есть листков в лесе».
(На третьей): «Едет сильный и могучий богатырь Олёша Голопузой. Я, Олёша Голопузой, в один час и в одну минуту три тьмы три тысячи богатырей избивал, а мелкой силы и сметы нет. Так вам, сильным и могучим богатырям, от меня Олёши Голопузого, взад ехать, не уехать, и вперед ехать, не уехать, а лучше мне, Олёше Голопузому, в ясные очи показаться». —
«Как, - говорит Данило Белой, - Я всех сильных и могучих богатырей знаю, а этого не слыхал; да и это бы ничего, а он еще так похваляется, что «вам сильным и могучим богатырям от меня, Олёши Голопузого, взад ехать, не уехать, и вперед ехать, не уехать, а лучше мне, Олёше Голопузому, в ясные очи показаться». Ну, так и быть — поеду да посмотрю, что это за птица такая». [Записке не оставляет, лоскутов бумазейных нет, али чернила высохли, аль письму неучен]
Вот слышит Олёша, что кто-то скачет, и говорит Илье Королевичу: «Скажи, чтобы ехал-то потише!».
Илья Королевич остановился и говорит: «Тише, тише — это сильный и могучий богатырь Олёша Голопузой».

Данило Белой подъехал к Олёше и говорит: «Здравствуй сильный и могучий богатырь Олёша Голопузой!» —
«Здорово, здорово, - говорит Олёша, - а сколько ты можешь в один час и в одну минуту избить силы и куда теперь едешь?» —
«Я еду в царство сильного и могучего царя Кащея, а силы в один час и в одну минуту могу избить столько, сколько есть песку по краям моря».
«Ну, говорит Олеша: нам такие люди и надобны, поезжай рядом».

Вот они ехали,
близко ли — далеко ли,
низко ли — высоко ли:
скоро сказка сказывается,
да не скоро дело делается, —

И наконец, приехали они на луга царские, раскинули шатры белополотнянные, выставили на них Флаги шелковые, а Олёша раскинул рогозку да и повалился.
Те богатыри насыпали своим коням пшена белоярого, налили сыты медовые, а Олёша спустил свою клячу на Божью волю; а она тех коней и объела, да богатыри и прекословить ему не посмели.

На другой день начали они клич кликать, а у Царя Кащея дочь просить; а если Царь Кащей им откажет, так грозили войско прибить, царство разорить, а дочь силом взять.
А лишь только увидели, что выходит войско из города, и пошли к Олёше и говорят: "А скажи, сильный и могучий богатырь Олёша Голопузой: сам ли ты пойдешь против войска или нам велишь?» —
«Пусть идет меньшой брат", - сказал Олёша.

Не прошло и часу, как приезжает меньшой брать (Иван сын Царской) и привозит на копье голову воеводы и говорит: «Ни одной души не осталось на поле сраженья и дерзкую голову воеводы к ногам твоим я привез». —
«Ну, говорит Олёша: ты достоин чести — спасибо!»

На другой день они опять выехали прежний клич кликать, и лишь только увидели, что выходить из города войско, поехали в шатры к Олёше и говорят: «Скажи нам, сильный и могучий богатырь Олёша Голопузой: сам ли ты поедешь против войска, или которому либо из нас прикажешь?»
«Пусть, - говорит Олёша, - едет средний брат». —
Не прошло и полуторых часов, как приехал средний брат (Илья Королевич), привез на копье голову воеводы и говорит: ни одной души не осталось на поле сраженья и дерзкую голову воеводы к твоим ногам я привез». —
«Ну, - говорит Олёша, - и ты достоин чести — спасибо!».

На третий день Царь Кащей вывел против них все войско — сколько осталось, и лишь только это увидели богатыри, пришли к Олёше и говорят: «Скажи нам, сильный и могучий богатырь Олёша Голопузой, сам ли ты поедешь против войска, или которому либо из нас прикажешь?» —
«Пусть, - говорит Олёша, - едет старший брат».
Не успели те богатыри ничего сделать, как приехал старший брат (Данило Белой), привез голову полководца и говорит: «Ни одной души не осталось на поле сраженья и дерзкую голову воеводы к ногам твоим я привез». —
«Ну, спасибо", -  говорить Олёша.

Вот видит Царь Кащей, что беда приходит и посылает гонца к сыну Демьяну Кащеичу, что приехали под его царство четыре богатыря, и войско, сколько было в царстве, всё прибили «и хотят царство мое разорить и сестру твою силом взять».
Демьян-то Кащеич был 12-ти лет, а ростом 12-ти сажен, а толщиною 6-ть сажен; он ездил на волшебном коне и бился с сильным и могучим царем Далматом. —
Царь Далмат я сам-то был богатырь, да и в царстве у него было до ста тысяч богатырей, и он хотел взять за себя сестру Демьяна Кащеича, прекрасную царевну Елену Кащеевну.
Демьян Кащеич в неделю проскакал три тысячи верст и начал по чистому полю разъезжать и тех богатырей на битву вызывать.
Богатыри и говорят между собою: «Ну, если сам Олёша Голопузой не поедет, то нам тут верная смерть».
Однако ослушаться не смели и пришли к Олёше и говорят: «Скажи нам, сильный и могучий богатырь Олёша Голопузой, сам ли ты войдешь против Демьяна Кащеича, или из нас кому либо прикажешь?» —
"А что, разве я своей очереди не знаю?!" - говорить Олёша!

Вот выехал Олёша против Демьяна Кащеича с косой да с топором и думает: «Однако смерть так смерть: пусть отсекут мне голову, и концы в воду».
А богатыри один за другим и уехали: так испугались Демьяна Кащеича.
Вот как стал Олёша съезжаться да и думает: «Дайко голову-то я наклоню: так хоть не уважу, как отсекут ее!"
Сдумано — сделано; а Демьян-то Кащеич думал, что это какая либо рыцарская хитрость, да повалился да и заснул.
Вот Олёша и думает, что долго богатыр-то головы не сечет: дайко взгляну; — взглянул, а Демьян-то Кащеич спит.
Олёша сошел с лошади да и давай по шее пилить косой: коса не берет, — давай топором, и топор не берет.
Что делать? —
Подошел он к Демьяну, а у него меч-то закинуть за спину, да так и заснул.
Вот Олёша (привязал) кой-как, приподнял меча да и спустил на шею, а голова-то и покатилась. Олёша привязал ее за волосы к хвосту клячи, а та и ни с места.
Вот он вскарабкался кой-как на лошадь богатырскую ехать к богатырям: посмотрит, а там и место чисто; поворотился да и поскакал в город, там царь Кащей встретил его с честью и славою, одели его как красную девицу, а Демьяна похоронили тоже с честью.
У Царя Кащея не пиво варить, не вино курить, а честным пирком и за свадебку!


Вот прошло после свадьбы почти три года.
[близко ли — далеко ли;
низко ли  — высок ли: —
скоро сказка сказывается,
а не скоро дело делается.]

В одно утро встает Царь Кащей и смотрит, а на его лугах царских раскинуты шатры белополотнянные, а на тех шатрах белополотнянных выкинут Флаг сильного царя Далмата!
Царь Далмат лишь только услышал, что Демьян Кащеич убит, и пошел войной на царя Кащея.
Царь Кащей не успел еще отойти от окна, как выехали из шатра три могучих богатыря и стали они кличь кликать и царя Кащея на бой вызывать; а если царь к ним не выйдет, то они его царство разорят, а прекрасную царевну Елену Кащеевну силом возмут».

Вот царь Кащей и говорить Олёше: «Зять мой любезный! ты прибил у меня всё войско и сына моего Демьяна убил; так вся теперь надежда у меня на тебя: сам ты защищай и жену свою и царство; а если ты врагов прибьешь, я тебе и царство сдам, однако и голова моя стара стала».
«Вот тебе, матушка, и Юрьев день!, - думает Олёша, - однако уж двух смертей не будет, а одной не миновать, а я еще вот, — что сделаю: не далеко от города, на дороге к лугам, есть дуб, так велю на этот дуб приделать шелковую петлю, да такую крепкую, чтобы скорее дуб сломился, чем она сорвалась, а как поеду к лугам-то, так и суну голову-то в петлю; хоть стыда меньше будет; а пусть там над мертвым хоть что делают».
Как задумано, так и сделано.
Вот и выехал Олёша да и стал править к самому этому дубу, да вместо себя-то и заправил в петлю коня.
Конь-то был такой сильный, что и вырвал дуб со всеми кореньями, да и побежал по войску, да куда прибежит — тут и улица, а повернет — там переулок, и наконец, притоптал и придавил до одного человека.
Вот царь Кащей так этому обрадовался, что в тот же день и сдал ему свое царство.
А Олёша так этим - удивил своих соседей, что во всю жизнь свою ни с кем не воевал (т.е. никто не смел с ним воевать).
А наш сильный и могучий Царь Олёша привез к себе отца и стал жить да быть.

        Я там был,
мёд и пиво пил:
пиво-то тепло,
по губам текло,
а в рот не попало.
                (Сообщено г. Барсовым.)
................
*1. В самом деле.
        *  *  *

ПЕСНИ
СОБРАННЫЕ П. Н. РЫБНИКОВЫМ!
ЧАСТЬ IV.
НАРОДНЫЕ БЫЛИНЫ, СТАРИНЫ, ПОБЫВАЛЬЩИНЫ, ПЕСНИ, СКАЗКИ, ПОВЕРЬЯ, ЗАГОВОРЫ И Т. П.
        издание Д. Е. Кожанчикова
САНКТПЕТЕРБУРГ.
        В ТИПОГРАФИИ ИМПЕРАТОРСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК.
(Вас. Остр., 9 линия, № 12.)
        1867.