Как много в этом звуке!.. 5

Леонид Ременюк
84

Человеческая память устроена как прожектор: освещает отдельные моменты, оставляя вокруг неодолимый мрак…
Кадиевка. Солнечный, жаркий майский день 1953 года.  После обеда я прилёг на диван  в нашей большой комнате и заснул, а проснулся через час, когда после  перерыва возобновило работу Всесоюзное радио. Диктор Ольга Высоцкая зачитывала текст  последних известий. В конце выпуска  она сообщила, что в предыдущий день  два альпиниста из Британского  Содружества наций взошли  на высочайшую вершину планеты в Гималаях.

По страницам зарубежной печати
29 мая 1953 года новозеландец Хиллари и индиец Теншинг стали первыми покорителями  Эвереста. Но американский исследователь Хольцель считает, что Эверест был покорён значительно раньше  англичанами Мэллори и Эрвином. 8 июня 1924 года  в безветренный день доцент Кембриджского университета Мэллори и студент Эрвин начали восхождение по северному ребру Эвереста. Они находились уже в 250 метрах от вершины  и через три часа, вероятно, могли оказаться у цели. Один из  участников  английской экспедиции Оделл с высоты 7900 метров наблюдал в бинокль за передвижением альпинистов. Он ясно видел  маленькую фигурку, к которой вскоре  присоединилась и вторая. В 12 часов 55 минут обе фигурки навсегда исчезли в облаках, закрывавших вершину.
… Ещё школьником Хольцель прочитал в журнале  драматическую историю английской экспедиции 1924 года. Гималайская трагедия  взволновала его. Несколько лет он тщательно изучал  все материалы, посвященные покорению Эвереста. На основе изученного Хольцель  предложил свою версию разыгравшейся  в 1924 году драмы. Он считает, что Мэллори в одиночку, без Эрвина, пошёл на штурм вершины. Мэллори  и Эрвин разделились, считает Хольцель, потому что вышли из строя кислородные аппараты, которые либо замёрзли, либо были пробиты. В возникшей ситуации Мэллори оставил внизу более молодого Эрвина и пополудни взошёл на вершину. На спуске его застала ночь. А та ночь  оказалась самой морозной за всё время пребывания экспедиции в Гималаях. Мэллори знал, полагает Хольцель, что шансов остаться живым у него совсем немного, и он замёрз, вероятно, той ночью недалеко  от вершины. Эрвин же спускался  в более благоприятных  погодных условиях, но был застигнут  снежной бурей, сорвался и упал на северный склон горы. Некоторые исследователи считают, что оба альпиниста вместе прошли последнюю часть  пути и вместе погибли. «Эверест никогда не раскроет своих тайн», -  утверждают они, - «но, по крайней мере, один из них взошёл на вершину».

85

МГПИИЯ.  Середина октября 1967 года. Два часа дня. Я поднимаюсь на второй этаж и останавливаюсь у стенда  с зарубежной информацией. Вот подборка  материалов о событиях в Боливии вокруг  Че Гевары. 10 сентября 1967 года  президент Боливии генерал Барриентос назвал мифом  распространённое  средствами массовой информации сообщение о присутствии Че Гевары  в стране, на следующий день Барриентос  пообещал 2000 долларов каждому, кто захватит мятежного аргентинца живым или мёртвым. Ещё 7 ноября 1966 года Че Гевара прибывает в партизанский отряд, расположившийся в местности у реки Ньянкауасу (Боливия). 8 октября 1967 года – бой в ложбине Юро, раненый Че попадает в плен.
9 октября убийство Че спецсолдатом США в селении Игера.
… Эрнесто Че Гевара родился в Розарио (Аргентина) в 1928 году. Он окончил медицинский факультет университета        Буэнос-Айреса в 1953 году, но уже к тому времени  стал известен в стране как активный деятель студенческого и левого революционного движения. Че Гевара  посетил ряд латиноамериканских стран. В гватемальском  городке Петене  он устроился  на работу по специальности  доктора медицины, активно  сотрудничал  в рядах Демократического союза молодёжи и даже занимал  пост заместителя министра здравоохранения  в левом правительстве президента Арбенса. Здесь, в Гватемале, в июне 1954 года его застал военный переворот полковника Кастильо Армаса, в результате которого было свергнуто демократическое  правительство, а президент Арбенс с семьёй и своими сторонниками покинули страну.
… Я помню тот июньский вечер 1954 года. Закончился последний урок  в 10 «Б» Кадиевской СШ № 44. Возвращаясь домой, я  повернул по дороге к тресту «Кадиевуголь», у входа в который  находился газетный  стенд, где под стеклом всегда вывешивался  свежий номер «Ворошиловградской правды». Сгущались сумерки.  Уже было трудно что-либо увидеть, но мне всё же удалось прочитать  в газете сообщение  о кровавых событиях  в Гватемале.
… Че эмигрировал в Мексику, где состоялась его встреча с братьями  Фиделем и Раулем Кастро. Он был включён в их группу  единомышленников, готовившуюся высадиться на Кубе для борьбы с антинародным режимом  диктатора  Батисты. Об обстановке в этой стране красноречиво писал  английский писатель Г.Грин в романе «Наш человек в Гаване».
В декабре 1957 года на яхте «Гранма» повстанцы осуществили дерзкий морской  переход к восточному берегу Кубы, высадились там и приняли  неравный  и жестокий бой  с правительственными войсками.  Оставшиеся в живых, в том числе и раненый Че Гевара ушли в горы. Более года длилась  изнурительная борьба.  Наконец, 1 января 1959 года повстанческая армия  вошла в Гавану, а ещё через  несколько месяцев Фидель Кастро сформировал  революционное правительство,  в котором Че Гевара  занял посты министра  промышленности  и президента   Национального банка.
В ноябре 1964 года Че Гевара  находился в Москве  во главе кубинской  правительственной  делегации на  праздновании  47-ой  годовщины Октябрьской революции.
11 ноября  он выступил  в Доме дружбы  на учредительном собрании  Общества советско-кубинской  дружбы.
«Че Гевара обращал на себя внимание даже своим внешним видом.
Он казался стройным, по- своему изящным, хотя и был довольно коренастым. Лицо у него было мужественным и одновременно благородным. Подкупала его обаятельная улыбка. Из разговоров с ним создавалось впечатление о нём как о всесторонне образованном, культурном, начитанном человеке. Все его слова, жесты, дела и поступки были проникнуты искренностью, скромностью и простотой», - вспоминал очевидец. Был ли Че романтиком? Несомненно. Но он был революционным романтиком.
«Мы всегда симпатизировали революционным романтикам, даже когда были не согласны с ними», - говорил в своё время Владимир Ильич Ленин, напомнив мысль Маркса о социальных революциях как подлинных локомотивах истории.
И кубинская революция не являлась исключением в этом ряду.
… Я хорошо помню своё мировосприятие в начале 60-х годов, когда я был молод, здоров и мечтал о будущем. Я бредил Кубой. Я знал по именам почти всех героев и руководителей Кубинской республики. Каждая весточка с острова Свободы вызывала в душе глубокую и искреннюю симпатию к далёкой заморской стране.
А прочитанная мною тогда повесть Хэмингуэя « Старик и море» усиливала это чувство к трудолюбивому и героическому народу.
«Когда я вернусь в Гавану, в лазурный край, меня ты любимой песней моей встречай.
Вдали от Гаваны милой, в чужом краю, я пел день и ночь прощальную песнь твою: «Где б ты не плавал, всюду к тебе, мой милый, я прилечу голубкой сизокрылой. Парус я твой найду над волной морскою, ты мои перья нежно погладь рукою».
О, голубка моя! Будь со мною, молю, там, в этом синем и пенном просторе, в дальнем чужом краю…
Как тебя я люблю, как ловлю я над рокотом моря нежную песнь твою!»

86


Курс синхронного перевода читал у нас Владимир Григорьевич Чернов.
Это был высокий мужчина лет сорока пяти с большим опытом переводческой работы в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке. Дважды в неделю наша группа - 9 студентов – собиралась в специально оборудованной для синхронщиков аудитории на четвёртом этаже здания МГПИИЯ.
Обычно занятия проходили в начале второй половины дня. Все усаживались за длинный стол прямоугольной формы и Владимир Григорьевич начинал  урок с опроса каждого студента на темы международной жизни. Беседы шли исключительно на английском языке. Была весна 1968 года. Шестой, последний курс учёбы в институте. « Как развиваются события в Чехословакии?» - спросил Чернов у меня на очередном уроке. «Президент Новотный ещё не ушёл в отставку?»
«Пока ещё держится, Владимир Григорьевич. Но оппортунистическая пресса безумствует, загоняет его угол. Особенно неистовствуют профсоюзные и молодёжные газеты. Лишь «Руде право» молчит, не участвует в истерии.
Дубчек, Черник, Смрковский, другие лидеры  компартии Чехословакии открыто выступают на страницах  печати с нападками на главу  государства, пытаясь склонить его к концепции так называемого «социализма с человеческим лицом». Они игнорируют известное  положение ленинизма: всякое ослабление  идеологии социалистической  неизбежно ведёт к усилению  идеологии  буржуазной. Только в Братиславе руководители компартии Словакии  Ленарт и Биляк  твёрдо  придерживаются коммунистических  интернационалистских позиций», -  рассказывал я,  отвечая на вопросы преподавателя.
Чернов и сокурсники  внимательно слушали  меня. Потом все студенты уединились в спецкабинах,  оборудованных магнитофонами  и устройствами для  прослушивания,  диктовки и записи на плёнку переводимого материала. Мне досталась кассета  с выступлением на съезде КПСС в Москве генерального секретаря компартии Великобритании Джона Голлана.
Я включил в работу аппаратуру и начал быстро переводить его речь с английского языка на русский, отставая от оратора на пару слов. Память точно фиксировала прослушанный материал, а голос выдавал  в запись  адекватный  русский перевод. Когда в конце  урока Чернов  прослушал в записи мой  синхронный перевод,  он остался доволен  им и поставил  мне в журнале  группы  отличную оценку.
… 13 марта 1968 года президент ЧССР Антонин Новотный ушёл в отставку со своего поста. События развивались стремительно и приняли необратимый характер.
Во второй половине  августа союзные войска  стран-участниц Варшавского Договора вступили на территорию Чехословакии…