ответ мордорским оркам из партии

Др Михаэль Павлов
Д-р Михаэль Павлов: ответ мордорским оркам из национал-толкиенистической партии.

Несколько дней назад прочeл о создании в России очередной антисемитской организации. Меня сильно возмутил тот факт, что , повидимому, кучка необразованных  особей (наверняка-не прочевших ни единого произведения Толкиена)решила трактовать произведение великого писателя в своих низменных целях. Людьми их назвать у меня язык не поворачивается. Такую партию могли создать скорее грязные орки из Мордора, а не русские националисты. Поэтому и статью я назвал "ответ оркам". В статье я не буду приводить свои измышления, а приведу тексты нескольких толкиенистов и некоторые энциклопедические данные о Толкиене.

Вот,что пишет о Толкиене википедия:

"Джон Ро;нальд Ру;эл То;лкин (англ. John Ronald Reuel Tolkien; МФА [d;;n ;r;nld ;ru;;l ;t;lki;n]; 3 января 1892 года — 2 сентября 1973 года) — английский писатель, лингвист и филолог. Наиболее известен как автор повести «Хоббит, или Туда и обратно», трилогии «Властелин колец» и их предыстории — романа «Сильмариллион».

Толкин был оксфордским профессором англосаксонского языка (1925—1945), английского языка и литературы (1945—1959). Католик по вероисповеданию, вместе с близким другом К. С. Льюисом состоял в литературном обществе «Инклинги». 28 марта 1972 года Толкин получил звание командора Ордена Британской империи от королевы Елизаветы II.

В 1914 году Толкин записался в Корпус военной подготовки, дабы оттянуть призыв на военную службу и успеть получить степень бакалавра. В 1915 году Толкин с отличием закончил университет и пошёл служить лейтенантом в полк Ланкаширских стрелков; вскоре Джон был призван на фронт и участвовал в Первой мировой войне.

Джон пережил кровавую битву на Сомме, где погибло двое его лучших друзей из ЧК («чайного клуба»), после чего возненавидел войны, заболел сыпным тифом и после длительного лечения был отправлен домой с инвалидностью. Последующие годы он посвятил научной карьере: сначала преподаёт в Университете Лидса, в 1922 году получил должность профессора англо-саксонского языка и литературы в Оксфордском университете, где стал одним из самых молодых профессоров (в 30 лет) и скоро заработал репутацию одного из лучших филологов в мире.

Известно. что Токлиен терпеть не мог Гитлера и Нацистскую Германию......"

 

Теперь обратимся к другой статье:

"Пильхер Брэдфорд Р., пер. Натальи Роор для sem40 — Центральный Еврейский Ресурс, 24.12.2003
Спасибо за статью, Наталья Семёнова!
На Земле Толкиена нашлось место и евреям
Несмотря на то что трилогия «Властелин колец» полна скрытых аллегорий, многие критики и поклонники пытаются уловить в книге религиозную, философскую и политическую нити. А можно ли найти на Средней Земле что-то еврейское?

Как говорят об эпопее, «Властелин колец» может занять верхние позиции в списке популярности. Было снято три фильма, просмотр которых в совокупности занимает девять часов (полная версия выпущена на DVD). Три фильма основаны на сюжете книги Дж.Р.Толкиена. Но еще больше удивляет миф, лежащий в основе истории о борьбе за Среднюю Землю с войском Саурона, миф, который покорял сердца многочисленных поклонников книги и вызвал огромное число споров по поводу своего аллегорического значения.

Одни, читая «Властелина колец», видят в книге опыт, приобретенный автором во время Первой мировой войны. Другие видят в ней древний аналог периода расцвета нацизма, который охватил Европу как раз в тот период, когда писатель работал над книгой. Кто-то видит в книге христианские метафоры, кто-то — восхваление нордическому характеру, на основании чего делают вывод, что Толкиен был тайным антисемитом и симпатизировал нацистам.

В действительности, Толкиен написал письмо сыну, в котором он высмеивал Гитлера, недоумевал по поводу того, как нацизм принимает черты некогда великой традиции нордического мифа, традиции, которую Толкиен чтил и которая оказала огромное влияние на сагу о Средней Земле. Когда германское издательство решило опубликовать книгу Толкиена в немецком переводе, автора спросили, есть ли у него предки-арийцы. Он ответил, что если они хотят узнать, не еврей ли он, ему ничего не остается, как пожаловаться, что, к сожалению, в его жилах не течет кровь этого одаренного народа.

Толкиен был еще более выразителен в своем презрении к аллегорическим интерпретациям «Властелина колец», повторяя снова и снова, что он писал не о нацизме, не о Первой мировой войне, не о христианстве или о чем-либо еще, а только о Средней Земле. Хоббиты не представляют никого, кроме самих себя. Фродо – это только Фродо, а не метафорический образ кого-либо или чего-либо. Так говорит Толкиен, и так оно есть на самом деле.

Тем не менее нельзя удержаться от анализа такой богатой эпической истории, как трилогия «Властелин колец». Определенно, она поражает силой повествования, а аллегорические возможности ее неисчерпаемы. Если история о Средней Земле действительно история о борьбе добра против зла, она не должна пострадать от философского анализа. Учитывая огромный потенциал, заключенный в эпопее Толкиена, совсем немного было сказано о том, сколько еврейских тем можно обнаружить на страницах этой книги.

Личность, потерпевшая неудачу

По большей части экранизация «Властелина колец» является единственным способом показать, что евреи присутствуют в этой истории. Хотя книге уже полвека и по популярности с ней может конкурировать только Библия, большинство ее не читало. Для них, может быть, будет лучше и не начинать читать. Основные сюжетные линии итак уже известны.

Если вспомнить нордические мифы о великих героях, интересно, что Толкиен выбрал крупное братство, взявшее на себя бремя разрушения одного кольца и освобождения Средней Земли от растущей угрозы Саурона. С армией Оркса на пути к Роковой Горе и в финальной битве с Сауроном никогда не борется один великий воин. Чтобы одержать победу над злом, нужен именно союз людей, хоббитов, карликов, эльфов, колдунов и даже армии мертвых.

Идея, согласно которой отдельный человек не в силах преодолеть пороки человеческой натуры и зло, характерна не только для иудаизма. Тем не менее это определенно еврейская тема. Только в общине еврейский народ может выполнять мицвот, дарованный Б-гом на горе Синай. Отсюда — необходимость в миньяне для молитвы, акцент на непрерывность избранного еврейского рода, обладающего качествами, свойственными не одному индивиду, а всему народу. Действительно, даже те индивиды, которые были рождены, чтобы возвыситься в еврейской истории, в конечном счете опускались до мирского уровня. Никто не знает, где похоронен Моисей. Царя Давида обвинили в том, что он взял в жены жену другого человека.

Похожие параллели проводятся в мифах о Средней Земле. Великий герой Фродо Баггинс, скромный хоббит, избранный носить кольцо до финальной сцены на Роковой Горе, в конечном счете терпит поражение. Он падает, сраженный кознями Голлума, изгоняет своего лучшего друга Сэма. В конце он пленен силой кольца: он отказывается уничтожить его и просит оставить его себе.

Но изгнанный друг Сэм спасает Фродо от поражения. Он отказывается оставить своего друга, возвращается, спасает его от Оркса и бережет кольцо от рук Саурона. Когда Фродо не в силах идти, Сэм несет его на руках. Еще более трогательно выглядит Голлум, который в итоге отправляет кольцо в огонь Роковой Горы. Не будь этого крайне порочного существа, который жил навязчивой идеей обладать кольцом, Фродо удалось бы бежать вместе с кольцом и Средняя Земля была бы утрачена.

Что сказать о человеке, даже самом благородном из всех, которому не удалось выполнить миссию по спасению мира? Что сказать, когда победу можно одержать только благодаря узам дружбы, силе общины и даже влиянию зла?

Когда я смотрел экранизацию финальной главы трилогии, я не мог избавиться от ощущения, что еврейская тема воплотилась в понимании ецер хары (злого начала). Раввины однажды заявили, что ецер хара на самом деле было добром (очень хорошим, по словам Г-спода), потому что без него мы не стали бы творить и работать на земле. Голлума трудно представить в качестве персонификации ецер хары, даже если его действия, продиктованные ревностью, спасали положение. Но великая эпопея Толкиена показывает, что злой герой может быть так же полезен в творении добра, как и положительный герой.

Кольцо было уничтожено, зло в лице Саурона было изгнано из Средней Земли, и перед нами новый король Арагорн, выступающий перед собравшимися жителями Средней Земли. Мы должны объединиться, говорит он, чтобы исправить мир. Он выбирает волнующие слова, и они отражают иудейское понимание «тиккун олам» (исправление мира). Эта нить, которая тянется от братства в первом фильме до самого конца, видна так отчетливо, что ее нельзя не заметить. Мы должны объединяться не как отдельные индивиды, а как народ в достижении одной цели – исправления мира. В этом и заключается квинтэссенция иудаизма.

История продолжается

Но даже когда великое зло побеждено и история завершается, на самом деле она продолжается. Для тех, кто не читал трилогию, финал «Возвращения кольца» может показаться особенно затянутым. Мы видим коронацию Арагорна, его воссоединение с Арвен, свадьбу Сэма. Мы видим, как хоббиты возвращаются в свое графство, как Фродо завершает работу над своей книгой. И, в конце концов, мы видим, как Среднюю Землю покидает последний корабль с эльфами и другими «союзниками».

Если, по-вашему, этого многовато, помните, что на протяжении всех этих событий мы узнаем об уроке, который Фродо преподал Сэму. «Теперь это твоя история», — говорит Фродо, когда они покидают Среднюю Землю, и вручает Сэму свои рукописи и своего любимого Бильбо. Здесь, всего в одной сцене, заключается основная концепция, которая также присутствует и в иудаизме. Передача опыта одним поколением другому, продолжение цели от одной эры к другой – все это присуще идее иудаизма, которая описывается в Торе в главе о приближении мессианских времен. Мыслью, что прошлое, настоящее и будущее навечно связаны друг с другом, и завершается фильм «Властелин колец».

Бильбо, Фродо, Сэм – история не кончается. На поставленные вопросы нет окончательных ответов. Угроза зла живет во всех нас, и поэтому приключения будут продолжаться. То, что Толкиен говорит об этом, не означает, что он специально изучал иудаизм, но нельзя отрицать, что наши ценности здесь ярко отражены.

Возможно, это — лучшее, что еврейский зритель может сказать о трилогии Толкиена. В ней отражено очень много ценностей еврейского народа. В истории, рассказанной Толкиеном, есть герои, но они имеют свои недостатки, и только объединившись, они могут одержать победу. Их удивительная история, в конечном счете, это история о звене в цепи. История началась еще до «Братства кольца» и продолжится после того, как эльфы покинут Среднюю Землю, и будут сказаны последние хвалебные слова в отношении «Возвращения короля». Путешествие не заканчивается никогда.

Так что, если иногда нам приходится откладывать на несколько часов нашу Тору, почему бы не посвятить их Толкиену? Важно, что его произведение соперничает в популярности даже с Библией, важно, что фильмы, снятые по его мотивам, так ярко показывают нам жизнь нашей же общины. Даже если Толкиен ненавидел аллегорию, в его работе ее все-таки можно найти. И как же велики границы Средней Земли, раз в ней нашлось место и для евреев!"

 

А вот-еще одна заметка, опубликованная на сайте newsru.co.il

Исследование: Толкиен хотел защитить евреев, очерненных Вагнером

время публикации: 25 декабря 2012 г., 09:42
последнее обновление: 25 декабря 2012 г., 09:49      
 

 

"14 декабря состоялась мировая премьера фильма "Хоббит: Нежданное путешествие", снятого Питером Джексоном по произведению Джона Р. Толкиена "Хоббит, или Туда и обратно".

В дни, когда картина покоряет мировой прокат, издание The Forward отмечает, что в гномах, придуманных Толкиеном, многие увидят сходство с евреями, а точнее, со стереотипными представлениями о них: гномы были изгнаны со своей родины, они одержимы золотом и возвращением своим сокровищ.

Между тем, Толкиена едва ли можно было назвать "антисемитом". Филолог по образованию, он был знаком с ивритом и, действительно, вложил в образы гномов некоторые еврейские черты. Несмотря на то, что Толкиен отвергал попытки интерпретировать его "Хоббита" и "Властелина колец" как аллегорию, не исключено, что симпатичные гномы были созданы им в попытке "переписать" либретто Рихарда Вагнера "Кольцо нибелунга", где образы гномов нарисованы откровенно антисемитским пером. Обе истории основаны на поисках магического кольца, кроме того, обе наполнены символами и мифами скандинавской мифологии. Однако Толкиен питал отвращение к стремлению Вагнера создать современную "расовую мифологию".

Известен случай, когда немецкий издатель "Властелина колец" обратился к Толкиену с просьбой представить подтверждение того факта, что в жилах писателя течет "чисто арийская кровь". Толкиен, почувствовав в этой просьбе желание выяснить, нет ли среди его предков евреев, ответил так: "У меня не арийские, а, скорее, индо-иранские корни: мои предки говорили на хинди, фарси, цыганском и других языках. Если я правильно понял, вам интересно, нет ли среди моих предков евреев. К сожалению, представителей этой одаренной нации среди них нет".

В письме другу писатель пожаловался на дерзкого издателя из Германии, отметив, что не считает свидетельство об отсутствии еврейской крови в жилах патентом на благородство. "

В виду  упомянутых мною статей мы могли убедиться, что Толкиен не был антисемитом. И мордорским оркам, осквернившим его имя, следует переименовать свою партию в национал-сауронистическую. А лицом их партии станет ныне не эльф леголас, а летящий на вивьене некромант-насгул.
д-р Михаэль Павлов

 

P.S. В настоящее время националисты многих стран склонны сотрудничать. Как, к примеру, в дружеской атмосфере общаются между собой иудейские националисты из Дома Давида, русские националисты из Общего Дела и Национал-Демократического Альянса, украинские националисты из Партии Свободы. Но нам не нужны оркские псевдонационалисты с их некромантами и вавилонскими зиккуратами на Красной Площади.