19 августа 1991

Леонид Словин
                ДЕНЬ ПУТЧА


«19 августа 1991 года. 16 часов…

Книжное издательство. Патриотическое литературное объединение.

Я пришел получить гонорар за публикацию в их журнале.

Из обстановки шока и безысходности , в которой как и многие, я находился с утра, после происшедшего государственного переворота, введения чрезвычайного положения, указа Янаева о смещении Горбачева, заявления о передаче власти самозваному Комитету по Чрезвычайному Положению, я  попал в атмосферу торжественной приподнятости.

Быстрые взгляды, радостные сервильные лица…
Смущение  собственной причастностью к грядущим радостным переменам.

Впрочем, еще приличествует некая озабоченность.
Еще нельзя торжествовать!
Но…
«Все идет как надо! Урра!»

Я был в этом здании впервые – рукопись для издания  я  передал через своего соседа по писательской даче в Алехнове, без всякой уверенности в том, что она  будет опубликована. Ничего в ней не было выдающегося: обычные ментовские хроники. Записки о первых днях работы в милиции в Костроме в пятидесятые годы…
К моему удивлению рукопись неожиданно «пошла».

И вот я здесь
В бюро пропусков по звонку редактора мне выписали пропуск в здание и поставили отметку - «сумка».
Я действительно был с сумкой.

Сотрудники издательства расходились с собрания, которое я определил для себя как митинг одобрения действий новоявленных путчистов и задач для работников издательства на период чрезвычайного положения. 
Информация-инструктаж генерала, только что вернувшегося из Политуправления.

На чьей стороне находятся симпатии моих работодателей не вызывало сомнений.

Патриотическое объединение занимало маленькую комнатку. Я вошел, представился.
Меня попросили подождать. В комнату постоянно входили какие-то люди. Все были чем-то озабочены, заняты. На столах в изобилии лежала  продукция, выпущенная по всей вероятности, объединением, в том числе антисемитская  брошюра « Красная сотня – черная сотня», где прославлялись черносотенцы.

С моим гонораром что-то задерживается, но я не спешу. Мне интересно.
Мой злобно - удрученный вид явно контрастирует с настроением обитателей кабинета.

Двое сотрудников объединения, в том числе и мой сосед по даче, вошли в комнату.

- Ну, как? Закончилось? – их спросили о проводившемся собрании - инструктаже.

-Нет еще.

-Только бы не пролилась кровь… - обращаясь ко мне, сказал второй, по внешности ветеран войны.

Он явно хотел вызвать меня на разговор, но я всем видом продолжал демонстрировать  враждебность.

Появились еще двое сотрудников издательства.

Высокий светлоглазый шатен сразу занялся документом , лежавшим на столе.

- Не знаете, как точно расшифровать ГКЧП? – спросил он у меня вдруг.

Я как раз в это время взял брошюру о черной сотне и присел к столу.

Неприязнь к этим людям, в которых я видел заговорщиков, готовых отобрать у всех у нас то, что мы только приобрели –ощущение свободы, надежду на свободу слова, на свободные выборы, демократию -  переполняла меня.

- Не знаю. Боюсь назвать их как-нибудь иначе…

Он с удивлением взглянул на меня.

Документ лежавший перед ним был озаглавлен:

«Председателю ГКЧП тов. Янаеву…» 

Это было приветствие участникам государственного переворота.

По-видимому,  авторы хотели обойтись в нем без аббревиатуры.

Ниже шло строк десять…

Было ли это лишь частью текста приветственной телеграммы – не знаю.
В том, что объединение одобряло действия путчистов сомнений не было.

Другой работник издательства, сидевший напротив, в этот время звонил в какую-то организацию.

Он знакомо по-райкомовски угрожал уже от имени новой власти:

- В Краснопресненской типографии у вас шлепают призывы Ельцина и Хасбулатова… Какой номер типографии? А вы сами не знаете?! – Он взглянул в мою сторону. Мы  обменялись презрительными злобными взглядами. – А кто за вас должен знать?! Я, что ли?! Кончилось это время! Срочно разберитесь!

«Этот точно  не посчитается с нами,  если они возьмут верх…»

Дневниковая запись августа 1991 года

Я убрал название издательства и объединения.
Сегодня упоминание их походило бы на донос.
……………………………………………..

В памяти осталось еще:
Безлюдная площадь перед  Библиотекой имени В.И.Ленина.
Вход в метро, пустой вестибюль и рукописный плакат на стене:
«ВСЕ К БЕЛОМУ ДОМУ!»

«ТРИ СЧАСТЛИВЫХ ДНЯ БЫЛО У МЕНЯ…»