И мы Лыковы!

Петров Владимир
   
     У моей тещи Марии Дмитриевны Попелковой девичья фамилия Лыкова. В 1978 году она с мужем переехала из Бакчара Томской области на Волгу в г. Камышин.  Еще в тех восьмидесятых годах прошлого столетия, когда пошли в печати знаменитые статьи журналиста Василия Пескова о жизни  староверов Лыковых, я порою подтрунивал над своей женой Валей:
 – Опять о твоей родне пишут.
   По телевизору или по радио что-нибудь о тех Лыковых скажут, я  тут опять кричу: Валя!
Она  порой  хмурилась:
- Не родня они, вот пристал.
   В те годы к Марии Дмитриевне в Камышин  приезжала ее младшая сестра тетя Галя из села Зырянское  Томской области и Валя  присутствовала при разговоре за таежных Лыковых.
- Я сердцем чувствую, - говорила тетя Галя, - это родственники наши.
- Ну, какие они родственники, – махала рукой Мария Дмитриевна, – мы на Урале родились, а они где в Красноярском крае!
Порой, вспоминая детство, жена говорила:
- Я хорошо помню, года два уже было мне, бегу по деревне, а кто-нибудь спросит, чья  я девочка, а я  и отвечаю:  Лыкова я !– и бегу дальше. Отец с мамой уже жили, а брак зарегистрировали позже,  через года три. В свидетельстве о рождении так у меня и указано  – Лыкова.
    Приезжал в Камышин и  брат Марии Дмитриевны дядя Ваня,  в 1944 году он ушел из Плотниково на фронт и попал в десантные войска. Хорошо помню как улыбаясь, он говорил :
- Год я себе в свидетельство о рождении приписал, да все знали и в сельсовете тоже, но никто ничего не сказал… Первый десант у нас был в Польше…
   Золотые руки  были у дяди Вани, куда бы не заносила судьба не выпрашивал он себе квартир, а строил на новом месте дом, и построил их он больше десятка… Так было и в Сибири, и в Крыму, Латвии... Умер он едва перешагнув шестидесятилетний возраст.
   Еще живя в Сибири Мария Дмитриевна с тетей Галей  ездили в Казахстан к брату Федору, переехавшему туда на новое жительство, но в последние годы связь с ним потерялась…
  12 апреля 1988 года моя жена Валя родила сына Валеру именно в день рождения своей мамы Марии Дмитриевны.
И в моем сыне течет кровь Лыковых.
  Идет время, никого не щадит. В шестьдесят восемь лет в Томской области скончалась тетя Галя.
  Валентина как - то сказала:
 -У тети Гали в детстве другое имя было,  вспомнить сейчас не могу. В общем, смешное старое имя, а она в то время  и в суде в Бакчаре секретарем работала и в прокуратуре, на селе человек видный. Ну какое уже имя было то, в общем сменила она его… Не то Аграфена, не то Апраксья ?
В апреле 2008 года скончалась и теща моя Мария Дмитриевна.
Когда оформляли необходимые документы, я впервые увидел запись в ее паспорте - место рождения Тюменская область Исетский район с. Кирсаново 12 апреля 1922 года рождения и переспросил жену :
- Валя, мама то говорила, что родилась на Урале. Какой тут Урал, это же Сибирь.
- Ну, наверно это относится как-то к Уралу. Она не могла ошибаться.
Уже потом, вникая в историю Тюменской области, я узнал, что в 1923 году была образована Уральская область и село Кирсаново входило в эту область, а в 1934 году Исетский район стал входить в Омскую область и был в ней десять лет. Такие бывают порой географические прыжки, так что не удивляйтесь тем Лыковым, родившимся в одном селе то в Омской области, то в Тюменской.
Порой Валя говорила :
- Почему они уехали из Кирсаново мама толком объяснить не могла, ребенком еще была. Ей было лет двенадцать, то есть уезжали примерно в 1934 году. Хорошо помнит, что там жили родственники, помнит свой дом и что родители жили хорошо. Помнит, как погрузились в ночь  и приехали на станцию, сели в поезд. Потом из Томска добрались до Плотниково и жили в близлежащих поселках, а затем и в поселке Ярь, какая - то дальняя родня здесь была.  Уже потом мама говорила, что отца хотели избрать не то председателем колхоза, не то председателем сельсовета, а он не хотел, потому и уехали…
     Грамотный человек он был, он и потом в сельсовете в Плотниково работал.
Жена его, бабушка моя, я ее хорошо помню, набожным человеком была, все богу молилась. Ну, наверно пока она богу то молилась, муженек приглядел в Плотниково молодую женщину и перешел к ней жить, наверно больше года у нее и жил. А сороковом году перед войной горе случилось, Дмитрий зимой в селе провалился в полынью и потом заболел и становилось ему все хуже. И  пришел он умирать домой, в свою семью и так несколько месяцев пролежал и умер…
     Как то однажды я спросил об отчестве ее деда Дмитрия :
– Ну вот, нет теперь мамы и переспросить не у кого, а ведь я знала… А теперь могу и ошибиться, в свидетельстве о рождении должно быть указано.
Достали свидетельство о рождении - документ этот интересный называется запись о рождении. О месте рождении Марии Дмитриевны записано так - д. Кирсанова Красновской волости Ялуторовского уезда Тюменской губернии .
  Человек, заполнявший документ,  указал просто об отце Лыков Димитрий 30 лет – а вот отчество не указал, но и графы такой не было. В отношении жены- Лыкова  35 лет,  а вот имя читается плохо, чернила расплылись,  вроде как Мирана, закорючки в общем еще те…  Не могли же ее так звать.
В общем так , чем на сегодня мы располагаем в  отношении деда Дмитрия – год рождения неизвестен, отчество точное неизвестно, место рождения неизвестно – да слабовато…
И только в последние годы в одной из статей Песков указал, что в разговоре отец Агафьи Лыковой Карп Иосипович, упомянул о селе Лыково, что оттуда они.
Знаменитое ныне Лыково располагается в Упоровском районе Тюменской области, я посмотрел по карте от Кирсаново до Лыково расстояние небольшое километров тридцать… А ранее это был один Исетский район, Упоровского до 1932 года не существовало.
Неужели действительности те таежные Лыковы какая - то дальняя родня? А может и не родня вовсе?
В Бакчаре живет хорошая знакомая нашей семьи Долгополова Галина Михайловна. Я позвонил и услышал простой ответ:
- А я по своим родственникам как раз в архив хотела сходить.
- Галя, – кричал в телефон я, - раньше были похозяйственные книги села – может быть в них есть какая информация.
И буквально через дней десять я получил конверт и радости моей не было предела. Галя все сделала добросовестно и книги похозяйственные нашла и выписки составила.
В первой  выписке  по селу Ярь за 1938 год указано -
Лыков Дмитрий Иванович 15 мая 1891 г. рождения,
Жена Лыкова Миронья Афанасьевна 1883 г рождения,
Дети - Мария 1922 г., Иван 1926 г, Федор 1930 г, Агафья 1933 г.
 В выписке по с. Плотниково   за 1939 год  указано о том, что в 1939 г. у Лыкова Дмитрия с Новожиловой  Еленой Логиновой,  родился ребенок – девочка - Лыкова Антонина Дмитриевна, в похозяйственной книге было отмечено,  что прежний муж Новожиловой был осужден на 10 лет, а сам Дмитрий Лыков был служащим.
Вот такой поиск – теперь мы знаем точное имя, отчество, год рождения деда Лыкова Дмитрия и его жены, и точное имя тети Гали известно – Агафья! Выходит и среди наших Лыковых была своя Агафья!
 В некоторых публикациях рассказывается о семьях Лыковых и их детях,  к сожалению именно по Лыково, чтобы  в семье именно у Ивана  родился  сын Дмитрий  в 1891 году я не нашел.
А хитер дед Дмитрий – у его жены Мироньи разница в возрасте с новой зазнобой его сердца была почти в двадцать лет! 
Интерес вызывает теперь и точная фамилия жены Дмитрия. Ведь сюда в Кирсаново едут со всей страны старообрядцы поклониться могиле известного духовного наставника Мирона Галанина – не отсюда ли секрет имени Миронья? А ведь можно запросить и Загс Кирсаново, точнее запрос нужно делать уже в областной Загс, может быть в книге регистрации браков за 1922 год указана ее девичья фамилия, должна же быть указана.
Течет река жизни… Лыковых по этой веточке можно найти и в Германии, Латвии и в Красноярске, и в Томской области, и в Камышине…
    Впереди еще много находок. Я прошу откликнуться  тех Лыковых, хорошо знающих свою родословную, ведущих свой род именно из этих мест – из Упоровского и Исетского района Тюменской области.