Моцарт и Сальери ч 3

Ольга Сергеева -Саркисова
            Я в Зальцбурге и,как всегда,
            Гуляю и мечтаю...
            Вот, мы в кафе у дома с Моцартом сидим,
            Горячий шоколад вкушаем,
            О Музыке и жизни говорим...


   Я      -         Недавно слушала я музыку Сальери....
                Она прекрасна, Моцарт! Что ты скажешь?

 МОЦАРТ   -      Согласен я с тобой! Прекрасную он музыку писал!
                Успешен был, и зависти не знал...
                Ведь тридцать девять опер написал! Да он же гений!
                Своё дитя не зря учиться я к нему отдал.

  Я       -                Так гений иль злодей? Тут версий много
                всяких, тут вон что говорят...

  Моцарт   -                Конечно гений! Сплетням ты о нём не верь!
                Он друг мой, никакой он не злодей!
                МузЫка, - вот что нас объединяет
                "Двух сыновей гармонии" одной и
                ей мы преданно всю жизнь служили.
                Вот в этом наше и родство, и братство!
                Нет преданней сынов, чем мы с Сальери,
                Поверь мне,глупым слухам ты не верь.
               
                Да! Я тебе, конечно, верю!
                Но, люди всякое, однако, говорят.
  Я    -          Ты знаешь,сколько уж веков подряд
                твою музЫку люди восхваляют?
                Что Гений ты, - то это каждый знает!
                А над Сальери суд в веках идёт.
                Его так медленно и верно убивают!
                Как отвратительно всё это так бывает. 
                Напрасно я считаю... Не везёт.
                Ведь больше двух веков
                его семейство слезы льёт!
                И музыку его так часто не играют.
                Что скажешь ты? Кто прав?
                Кто виноват? Ответь мне, Моцарт,
                -   Коль тебе он брат...


  Моцарт   -   Скажу - напрасно люди говорят!
               Он истинный талант! И, даже,гений!
               Да,слышал я, что он страдает.
               Слова, мы знаем,- убивают!
               С Сальери мы всегда друзьями были,
               совместную кантату сочинили.
               Мою он "Свадьбу Фигаро" вернул в репертуар,
               и дирижировал её, деньгами помогал.
               "Волшебной флейтой" восхищался, как своей!
               Не каждый душу так откроет, уж поверь! 
               Какие он таланты воспитал!         
               При этом никого из них не обокрал!-
               Бетховен, Шуберт, Лист, Зюсмайер,Черни.
               Его же оперой Ла-Скала был открыт! -
               Ну, словом, был он фаворит!
               Куда мне до него! Жаль, что История молчит.
               Он - капельмейстер в Вене,
               Придворный композитор, дирижёр,
               и, несомненно, - гений и талант!
               Хотя немного и педант.
               Возможно, что потом История рассудит.
               напрасно, думаю, судачат плохо люди.
      
  Я      -    Я думаю, что прав ты, Моцарт,
              Сальери никого не убивал.
              Он не убийца, а успешный музыкант!
              Зачем ему? Всё он имел при жизни:
              Успех и деньги, уважение, любовь.
              На тридцать лет тебя он пережил,
              И в сумасшедшем доме свою  жизнь окончил.
              Но как он эти годы  жил???
              Несчастный! Ты представь...
              Да разве это жизнь!? Одни мучения!
              А для кого-то видно,- развлеченье...

            
             Наказан жизнью после твоей смерти:-         
             ведь кто- то слухи распустил,
             что будто Моцарта Сальери отравил...
             - "aqva toffana"* угостил.      
             Напрасно человека обвинили! С тех пор-
             хоть был живой ,но "мертвым" стал отныне!
             Тут зашептались все, что, якобы он не творец,
             что на себя он твой хотел одеть венец!
             Как говорил Шекспир:-
             "Уж лучше грешным быть, чем грешным слыть!
             Напраслина страшнее обличения!"
             Мы видим - гибнет радость бытия...
             -Вот зависти и подлости творение!

 МОЦАРТ  -   Завидовали все ему, не мне,поверь.
             О!Зависть, всё разрушить ты сумела.
             Сальери, как никто, как настоящий друг,
             Все сложности души моей он мог понять,
             И Музыку мою восторженно принять.
             Он ей одной так преданно служил.
             Они ж ...его в глазах людей чернили,
             Вражду и слухи между нами поселили.
             Но всё неправда! Он талантлив был,
             и преданно лишь Музыке служил, как я

   Я     -   Я думаю, что Моцарт и Сальери -
             Две стороны одной медали.
             А разве вы не ожидали?
             И их не стоит разделять.
             Их имена навеки слиты вместе,
             Трагедия двух гениев, друзей,
             Их жизнь была отравлена интригой,
             Которая спаяла жизни двух семей.

            Не верь же слухам, мой герой!
            Они сжигают душу, жалят, как змеёй.
            Сальери жертвой пал жестоких слухов,
            И Пушкин эти слухи описал,
            Так, в газетёнке на досуге прочитал.
            Ах, если бы он знал, что тот не убивал!
            Другую бы поэму написал- о дружбе гениев,
            И Чашу дружбы выпил с ними тоже,
            Я думаю, что им бы он не отказал,-
            Любовь и дружба ведь для них всего дороже!
             ***
             Летят года, проходят за столетием, столетие,
             Но суд, по - прежнему, не прекращается, идёт.
             Хотя, на стороне Сальери, - все мы видим-
             вот Моцарт рядышком встаёт...   

                ***

  ***       - Я знаю, необычный суд в Милане был,
            в мае 1997 года, через два столетия после всех событий проходил,
            слушалось дело Сальери об отравлении им Моцарта.
            преступление двухвековой давности! 
            Антонио Сальери был оправдан.

    *Aqva toffana-  яд, который изготовила впервые колдунья в 17в. Джулия Тоффина
    **  учениками Сальери были выдающиеся музыканты- Бетховен, Шуберт, Черни, Лист, Зюсмайер, Мейербер,  и даже сын Амадеуса Ксавьер. Все его высоко ценили и восхищались его талантом.

    03.04.2013.

     *** фото-  портрет Антонио Сальери. из интернета.