А. М. Горький об обществе потребления

Александра Кутырёва
Проблема возникновения потребительского общества, о которой  с тревогой говорят и пишут сейчас все ответственно мыслящие люди, учёные  и журналисты, не так нова, как на первый взгляд кажется. У неё есть социально-исторические корни, память о которых и изучение которых позволяет посмотреть на неё более глубоко. Да, потребительский образ жизни связан с небывалым ростом производительных сил, технических достижений, но ориентация на него заложена внутри капитализма как социального строя. В погоне за « прибылью любой ценой», культивировании эгоизма и индивидуализма. Именно это волновало лучшие умы человечества и было главным пунктом критики капитализма.
    

Опасность безудержного личного потребления, отмечал ещё А.И. Герцен после революций 1848 – 1849 годов  характеризуя её  как угрозу для развития человека,  его личности, предупреждая о неприемлемости такого пути развития  для России. В ХХ веке  эта опасность стала ещё  более явственной. В русской культуре того времени особенно много внимания ей уделял А. М Горький. Неприятие мещанства, борьба с ним  были лейтмотивом его творчества. Мещанство сейчас – это прежде всего потребительство. Потребительское общество – это общество мещан, буржуазных эгоистов и индивидуалистов. Как своеобразную идеологию потребительства Горький характеризовал литературу декаданса.
      

В статье «Поль Верлен и декаденты», впервые напечатанной в1896 году, он отмечал, что первые декаденты появились во Франции в конце 70-х годов Х1Х века, когда торжество буржуазии и её миросозерцания стало несомненным. Буржуазия победила и тотчас же начала создавать себе свою жизнь. «Ей создали театр  Пальерон и Сарду, ей создали поэзию апологет мелких чувств и будничной жизни Коппе и его товарищ, грубый материалист и скептик Ришпен. Для неё создали музыку, живопись и всё , чтобы иметь право счесть себя культурной. Явился спрос на философию, которая оправдывала бы буржуазию, требующую для своего обихода чего – либо попроще, посерее, не очень высокого, не нарушающего собою сон совести и не зовущего в небеса и на создание новой жизни, а чего – либо упрочивающего, узаконивающего старую жизнь. Жизнь стала бедна духом и темна умом, полное падение морали, оскудение идеализма, и якобы философская проповедь свободы греха заняла место проповеди свободы от греха, а нравственность всё более и более падала».

 
Возможно в этом состояла духовная  суть мещанства,  расцветшего пышным цветом и призванная на службу философия  вполне выразила идеалы и дух  индивидуализма.  Стало возможно многое подлое и низкое, «многое такое, что было совершенно невозможно даже четверть века тому назад. И в то время как одним жилось и дышалось в этой атмосфере свободно и легко, другие – более честные, более чуткие люди, люди с желанием истины и справедливости, люди с большими запросами к жизни – задыхались в этой атмосфере материализма, меркантилизма и морального оскудения.»
      

Задыхались и искали выход, как и сегодня, когда  люди с высокими помыслами и совестью задыхаются в душной атмосфере всепоглощающего вещного комфорта. Природу индивидуалистического вырождения человека философы и писатели начала ХХ века пытались осмыслить в различных теориях личности и коллектива.
      

А.М. Горький по этому поводу написал большую статью «Разрушение личности», впервые напечатанной в книге «Очерки философии коллективизма»  в 1909 году, ровно сто лет назад. В неё он показал  начало драмы индивидуализма, чутко уловив трагическую диалектику  расцвета  и  деградации личности, начавшей  осознавать себя как новую творческую силу, независимую от духовных сил коллектива. «Росла все разделяющая частная собственность, обостряя отношения людей, возникали непримиримые противоречия, человек должен был напрягать все силы на самозащиту от поглощения бедностью, на охрану личных своих интересов, постепенно теряя связь с обществом и государством. И даже, как это мы видим теперь, он едва выносит дисциплину своей партии, его тяготит даже семья».
      

Как будто сказано о сегодняшнем дне, поскольку важнейшим «продуктом общества потребления  является распад семьи в наиболее материально развитых странах Запада. Семья – это прежде всего ответственность и служение,  которые как раз и не хочет брать на себя индивидуализированная потребляющая  личность, поскольку это – время, деньги, ресурсы и ограничение потребления. В западных странах сокращается количество  заключённых браков растёт количество разводов, падает рождаемость. Взаимоотношения между людьми стали носить кратковременный, случайный, мимолётный характер сделки, на что обратил внимание Э. Тоффлер в своей работе «Шок будущего». Его выводы неутешительны: в угоду личному  потреблению, пассивно-комфортному существованию индивида возрастает угроза гибели человека как рода. Философы и социологи говорят о постсовременном человеке, как сугубо индивидуализированном, «децентрированном» субъекте и даже о его смерти. Это не просто теоретические домыслы, это  -  отражение реального положения личности.
    

А.М.Горький писал: « Душевно обнищавшая, заплутавшаяся во тьме противоречий, всегда смешная и жалкая в своих попытках найти уютный уголок и спрятаться в нём, личность неуклонно продолжает дробиться и становится всё более никчёмной психически. Чувствуя это, охваченная отчаянием, сознавая его или скрывая от себя самой, она мечется из угла в угол, ищет спасения, погружается в метафизику, бросается в разврат, ищет бога, готова уверовать в дьявола – и во всех её исканиях, во всей суете её ясно видно предчувствие близкой гибели, ужас перед неизбежным будущим, которое если и не осознаётся, то ощущается ею более или менее остро. Основное настроение современного индивидуалиста – тревожная тоска; он растерялся, напрягает все силы свои, чтобы как - нибудь  прицепиться к жизни, и нет сил, осталась только хитрость, названная кем – то  «умом глупцов  Его отчаяние всё чаще переходит в цинизм: индивидуалист начинает истерически отрицать то, чему  вчера поклонялся.» В такой ситуации человек не ощущает свою связь с миром, не сознаёт вокруг себя присутствие каких – либо  ценностей и даже постепенно утрачивает инстинкт самосохранения – теряет сознание ценности своей личной  жизни. «Бешеная работа нервов вызывает истощение, односторонне упражняемое мышление делает человека уродом, создаётся психика крайне неустойчивая; мы видим как растёт среди буржуазии неврастения, преступность и наблюдаем типичных вырожденцев.»
    

Актуальность высказывания  Горького подтверждают данные Всемирной организации здоровья:  согласно её данным, сегодня примерно пять процентов населения земного шара страдают депрессиями, из которых примерно пятнадцать  процентов совершают суицид. Смертность при депрессиях лишь немного уступает смертности от сердечно – сосудистых заболеваний. Кроме того, биологические механизмы депрессии и тревоги вызывают различные соматические нарушения,  способствующие развитию такой тяжёлой патологии, как онкологическая. Неслучайно существует высказывание: « рак – болезнь печали». Американские  исследователи прогнозируют в ближайшее время выход депрессий  на первое место по распространению, опередив сердечно – сосудистые заболевания.  Бегством от скуки называют сегодня туризм: потребитель жаждет новых острых ощущений, впечатлений, не терпит однообразия, а выбор желаний однотипен и однообразен. Расширяется эскапизм,  проявляясь в форме алкоголизма, наркомании и самоубийстве, как свидетельстве бессмысленности существования. Хотя А. М. Горький признавал, что несмотря ни на что, капиталистическое общество держится крепко своей тяжестью по инерции и при помощи армии, церкви и системы школьного преподавания.  « держится, но… разлагается, отравляемое выработанными им ядами, из них же первый, нигилистический, всё, кроме «ячности» и «самости», с отчаянием отрицающий индивидуализм».
    

В современном капиталистическом обществе потребление стало  главным содержанием социальной жизни. Оно не только  основа данного общества, но и конечная цель, идеал. Лозунг «сделаем жизнь комфортной» стал лозунгом многих государств, в том числе и России. Источник возникновения и прогрессирующего распространения потребления лежит не столько в сфере удовлетворения жизненно необходимых потребностей, сколько в идеальной сфере социально – психологической мотивации. Сознание граждан намеренно провоцируется на рост потребления  и неизбежно приводит к одержимости вещами, оставляя неудовлетворёнными как духовные потребности, так и нереализованными способности. Психическую неудовлетворённость и заглушают  более сильными раздражителями: экстремальными видами спорта, азартными играми, в том числе и компьютерными. Отсутствие возможности  реализации духовной активности приводит к разочарованию, распространяется психическая усталость и подавленность, скука, раздражительность, стрессы, чувство бессмысленности и абсурдности проходящей жизни. Важно понять, что такое состояние  присуще тому  обществу, к которому стремится весь мир, считая его идеальным.  Тому обществу, где самый высокий уровень комфорта. Но само оно вымирает. Получается, что мы стремимся к идеалам смерти. Это признают сами представители западной цивилизации.  В книге «Смерть Запада» П. Дж Бьюкенен пишет:  « Статистика абортов, разводов, падения рождаемости, неполных семей, самоубийств среди подростков, криминализации школ, наркомании, педофилии, рукоприкладства в браке, тяжких преступлений, заболеваний раком, внебрачного сожительства и падения  образованности показывает насколько глубок кризис  в обществе. Пустые детские и битком набитые приёмные психоаналитиков свидетельствуют о том, что у нас далеко не всё в порядке. И, распространяясь, эта зараза тащит в могилу всю нашу цивилизацию».
      

Всё это происходит на фоне беспрецедентного роста уровня благосостояния при одновременном упадке духовной культуры. Таково общество потребления, сочетающее в себе материальный комфорт, психическую неудовлетворённость, духовное оскудение, деградацию человека в целом. Но такое развитие не может быть бесконечным.Оно чревато кризисами с непредсказуемыми  результатами .Кажется, потребительское общество вступает в такой период, о чём свидетельствуют текущие события. К сожалению, ожидающие выхода из  кризиса,  видят его в возврате к прежнему  состоянию,  не изменяя ценностных ориентаций. Вернуться механически. Скорее всего это невозможно. Как мы видели, о тупиках и хаотичности буржуазного развития предупреждал великий писатель А. М. Горький . ещё сто лет назад.  Современное и своевременное  обращение к таким предупреждениям даёт возможность понять, что эти процессы связаны не со временем, а с социальной силой, социальной практикой. Кризис общества потребления нельзя преодолеть не меняя его основополагающих ценностей, не меняя социальный строй.