Завет императора Юлиана

Дневники Акель
Флавий Клавдий Юлиан (известен под прозвищем «Отступник») был последним языческим римским императором. Хоть Юлиан и был воспитан в христианской среде, его душа с детства неудержимо тяготела к язычеству.

В то время христианство уже стало официальной религией Римской империи. Все гонения на христиан закончились и началось активное притеснение язычников, которых на тот момент в империи было гораздо больше.

Наблюдая, насколько недавно гонимые христиане стали вести себя агрессивно, провоцируя постоянные конфликты на религиозной почве, Юлиан обдумывал необходимость серьезных  религиозных реформ. И, став императором, он сразу же издал эдикт о веротерпимости.

Вопреки сложившемуся представлению, жестокостью Юлиан Отступник не отличался и никаких кровопролитных гонений на христиан не устраивал. У христианских общин было конфисковано имущество, ранее отнятое ими у язычников. В первую очередь это касалось храмовых зданий и священной утвари, переделанной для использования в христианских обрядах.

Юлиан провел школьную реформу, по которой государственное образование (а оно было в Римской империи) становилось светским и преподавателям было запрещено проповедовать любые религиозные убеждения.

Призывая к веротерпимости, Юлиан стремился положить конец кровопролитным межрелигиозным конфликтам, раздирающим империю на части, и создать единое светское государство.

Но завершить свои реформы, Юлиану было не суждено. Его убили через три года после того, как он стал императором.

Выдержки из философского сочинения императора Юлиана "К Царю Солнцу":

"Я – спутник Царя Солнца. Следовать за Ним – всегда было моим страстным желанием. Никакие жизненные обстоятельства не принуждали меня к выбору пути. Мое посвящение в культ Митры – доказательство любви к Богу Солнца и верности Ему.

Могу признаться, что с раннего детства моя душа была очарована сиянием Бога Солнца. С самых малых лет мое сознание совершенно изменялось благодаря солнечному свету, просвещающему темный эфир Вселенной. Я не только жаждал непрестанно смотреть на Солнце днем, но и, выходя из дома ночью, не мог оторвать свой взор от небесного свода. Когда небо было чистым и безоблачным, я, забыв обо все земном, направлял свою душу к звездам, полностью сливаясь с красотой Небес. В такие моменты я совершенно не обращал внимания на своих спутников, не слышал их слов и не думал о том, что делаю сам. Отдаваясь созерцанию Неба, я считал излишним заниматься суетными земными делами.

Когда у меня еще только начала расти борода, кое-кто предполагал во мне астроманта, гадающего по звездам. Но, клянусь Богами, в то время я даже не знал о существовании такой науки. 

Но зачем я рассказываю об этом сейчас, имея сказать Вам гораздо большее? Пусть мое христианское прошлое погрузиться в забвение! Пусть мои слова свидетельствуют, что Небесный свет, наполняющий все вокруг, пробудил мою душу и побудил к созерцанию красоты Небес.

С самых ранних лет я знал, что Луна движется в сторону, противоположную движению Вселенной, хотя никто и не говорил мне об этом. Я всегда завидовал счастливому жребию тех, кому Бог дал тело, сплоченное из семени священника и пророка, и они могли открывать сокровищницу мудрости. Но я очень благодарен Богу Солнца за жребий, которым Он наградил меня. Я родился в царствующем роду и был приведен моим Богом к власти над народами Земли.

На самом деле, следует верить мудрецам, говорящим, что Бог – отец всех людей, а не только пророков или императоров. Ибо сказано, что человек и Солнце вместе порождают человека. Бог Солнца засеял нашу Землю душами, произошедшими не только от Него, но и от других Богов. И потому каждая душа может выбрать Свое предназначение и посвятить себя Своему Богу. Служение Богу это прекраснейшее из предназначений человека.

Как же мне восхвалить Своего Бога? Надеюсь, моя похвала не покажется лживой, если я опишу сущность Солнца и его благодеяния во всех Мирах?

Наш Божественный и всепрекрасный космос от высочайшего свода небес и до последних пределов Земли сохраняется от распада лишь провидением Бога. Нерожденный, Он извечно рожден и будет нерушим во все времена. Он суть солнечный луч. Он по ту сторону Ума и потому непостигаем…

…Он творит день и ночь. Он перемещается, управляет и изменяет Вселенную. Какой бы иной звезде могла принадлежать такая сила? Как же, наблюдая за движением Солнца, можно не верить, что и Божественные роды умных сверхкосмических Богов наполняются благотворной силой, исходящей от Солнца? Даже хор звезд уступает Ему место своего водителя. Планеты кружатся вокруг Него в хороводе, держась на значительном расстоянии, словно оказывая почтение своему царю…

…Призовем в свидетели Аполлона, восседающего с нашим Богом, и вспомним его слова:

«Един Зевс, Един Аид, Един Гелиос суть Серапис!»

Три Бога – одно Божество. Боги Зевс и Гелиос едины в своей верховной  власти. И справедливо назвал Платон Аида мудрым Богом. А мы зовем Его Сераписом, именуя невидимым и умным. Ибо к Аиду восходят души тех, кто жил наилучшим и справедливейшим образом. Не думай о Нем, как о том, перед кем мифы учат трепетать. Нет, Аид кроткий и милостивый Бог, поскольку он освобождает наши души от оков тела…

Аполлону пристало знать лучше, чем нам все относящееся к своей природе. Ибо он пребывает с Гелиосом, общается с ним благодаря простоте мышления, непоколебимости сущности и постоянству энергий.

Но Аполлон никоим образом не отделен от Диониса, источник которого – Гелиос. Дионис всегда подчиняет свою творческую деятельность Гелиосу, а значит, они соправители. Аполлон же истолковывает нам прекраснейшие мысли этого Бога.

Поскольку Гелиос охватывает в себе все начала прекраснейшего и умного смешения, он есть сам Аполлон Мусагет. А поскольку он наполняет целое нашей жизни благим порядком, он рождается в чувственном космосе Асклепия, хотя прежде этого космоса он имел его при себе…

Если же кто-то увидит и другие многие силы, окружающие этого Бога, то никто все равно не сможет исследовать их.

Помимо упомянутых нами Богов, на Небесах есть еще их великое множество. Эти Боги были познаны теми, созерцал Небеса не тщетно и не как скотина. Ибо поскольку Гелиос делит Зодиак на двенадцать божественных сил, и затем снова делит каждую из двенадцати на три части, мы имеем тридцать шесть Богов всего.

Зачем же я буду говорить о Горе и называть других Богов, царствующих с Гелиосом? Ведь из деяний Солнца человек учится понимать каждого Бога, который созидает умными благами целое Небо и придает ему умопостигаемую красоту. Исходя из этого, люди учатся понимать Бога и в целом и в частностях, а из обилия дарованных благ узнавать дающего.

Бог Солнца управляет всеми космическими движениями, вплоть до самых низших. Выстраивая в единый порядок великое войско Богов и подчиняя его единому руководящему принципу, Гелиос передает власть над этой армией Афине Провидице.

Как говорится в мифах, Афина была рождена из головы Зевса. Я же говорю вам, она изошла из Гелиоса – целая из целого, продолжая и сейчас же находиться в нем. Я утверждаю, что Афина изошла не из высочайшей части Гелиоса, но целая из целого. И в этом мои слова расходятся с мифом. Но во всем остальном, поскольку я полагаю, что Зевс ничем не отличается от Гелиоса, я нахожусь в полном согласии с легендами.

Афина приняла свою сущность от Гелиоса, будучи его совершенной мыслью. Она связывает тех Богов, которые вокруг Гелиоса. Она изливает чистую и незапятнанную жизнь, распределяет ее от высочайшего свода Небес через семь сфер и вплоть до Луны. 

Благодаря Луне, Афина созерцает умопостигаемое, космизирует материю, которая лежит ниже и уничтожает присущую материи дикость, смятение и беспорядочность. Людям эта Богиня подает блага мудрости, ума и творчества.

Я скажу еще немного об Афродите, которая, как единодушно утверждают богомудрые финикийцы, помогает Гелиосу в демиургии, во что я и сам верю. В самом деле, Афродита - есть слияние Небесных Богов, Она гармония и единство. Ибо Она – родственница Солнцу, и когда Афродита движется в одном с ним направлении и приближается к нему, она наполняет Небеса благорастворением и дает земле силу рожать, поскольку помышляет о вечном рождении живых существ.

И все же Солнце – это первичная причина непрерывного рождения, Афродита его сопричина. Она чарует наши души своей радостью, посылает из эфира вниз к земле сладчайшие и чистейшие лучи света – лучи, блистающие чище, чем золото.

Размышляя о здоровье и спасении всех, Гелиос рождает Асклепия, спасителя и врачевателя. А как Он одаряет нас, посылая на землю Афину вместе с Афродитой!

Гелиос обладает властью среди умных Богов, вокруг своей собственной неделимой личности Он объединяет великое множество Богов. Он – водитель и господин, поскольку дает их природе породительную силу и наполняет целое Небо не только лучами видимого света, но и другими бесчисленными и невидимыми благами. Значит, блага, получаемые от других Богов, были именно Солнцем сделаны совершенными..."