Мелисса и большое искусство

Мелиссанна
   Ранним утром в кофейне старый Йорго объявил новость: тетушка Деспина сдала свой домик на всё лето паре из Афин(из самих Афин, ре!).  Отдыхающие прибыли накануне вечером, оказались известными театральными деятелями (сам Котопулос! Ты не знаешь, кто такой Котопулос? Может, ты и про Каллас не слыхал на своем ишаке! Как что он забыл в нашей деревне, если такой знаменитый? А лучший воздух? А самое чистое море? Афинские знают, где отдыхать, они не дураки!)
    К восьми утра новость уже знала вся деревня. День был субботний, и у каждого жителя Мелиссы вдруг нашлись какие-то дела на платии*, а маленький базарчик был оживлен, как никогда. Даже бабка Адамандина, повязав парадный  черный платок, приковыляла и уселась в тени большого платана, опираясь на клюку и сурово поглядывая вокруг. Господин Кирьякос, деревенский староста, наряженный в свою самую белую рубашку, лениво, как всегда, потягивал фраппе** на своей веранде, а его супруга в нарядном платье делала вид, что читает модный журнал.
     Приезжие не обманули ожиданий жителей Мелиссы. В белых льняных костюмах, он в соломенной шляпе, она под кружевным зонтиком, полные и добродушные, они прошлись по базарчику и платии, радушно здороваясь с пейзанами, после чего любезно согласились попить кофейку у господина старосты.
    К обеду деревня гудела, как растревоженный улей, оглушенная ещё одной невероятной новостью: господину  Котопулосу так понравились жители Мелиссы, что он решил поставить с их участием спектакль по пьесе собственного сочинения.  Кастинг был назначен на вечер воскресенья.
-Панайоооти! Панайооот!!! Сынок, иди скорей домой, вымой как следует шею!! Ты у меня самый красивый, тебя обязательно возьмут на главную роль!! Как это не хочу!! О, я несчастная мать! Я тебя зачем растила, оболтуса, а? И причешись, и рубашку надень голубую!
- А ты чего расселась?  Хочешь, чтобы героиню взяли играть эту дуреху  Васо, дочку толстой Георгии? Или чернушку Тасулу? Быстро иди крути кудри, крась глаза..что? Ой, ну конечно, это неприлично, но если нужно, то можно! Иногда! Уфф, эти дети иногда так бестолковы! Вся в отца, прости Господи! Да-да,  кирия Мария, конечно, все пойдем, такое событие, сам Котопулос! А может, и телевидение позовут!
   Вечером воскресенья на платии были поставлены пластиковые стулья, а на возвышении возле платана пара кресел для режиссера и его супруги.  Всё  способное передвигаться население Мелиссы собралось в ожидании. Господин Котопулос поблагодарил сельчан за проявленный интерес и огласил список действующих лиц пьесы.
- Да, в массовых сценах будете вы, вы и вы,конечно, мадам, как же без вас,такой колоритный персонаж, вы будете играть мать героини. Как это не главная роль, побойтесь Бога, кто может быть главнее матери? Ну разве что мать героя, но это скорее отрицательный персонаж... эээ, мадам, да, как- кирия Дафни, вот у вас как раз нужный типаж! О чем вы говорите, это самое сложное – сыграть так, чтобы поверили... Господин Йоргос, не отказывайтесь! Нам не найти лучшего кандидата на роль предводителя. Какой возраст, о чем вы говорите? С  вашими  усами у Тарантино сниматься! А вы, юноша,да-да, вы, в голубой рубашке, вы будете играть героя.
Как это он не будет целоваться с героиней, мадам? В сцене прощания он должен это сделать! Я не хочу брать другую девушку, мне эта подходит! Ну и что с того, что ваш сын встречается с другой? Это же искусство!!   
- Мама, подумаешь, ну поцелую Ницу пару раз...
- Что? Целый год он пудрит мозги моей девочке, а целоваться на людях будет с этой пигалицей??   
- Пигалица - не пигалица, а главная роль у нее (умница, моя девочка!!), а твоей Куле вообще роли не досталось!    
- Эй, эй, дамы,тихо!! Не позорьтесь перед уважаемыми гостями!- попытался утихомирить мамаш староста.

  Репетиции проходили в здании местной начальной школы. За закрытыми дверями, чтобы не нарушать интригу, как объяснял  старый Йорго. Все участники будущего спектакля ходили по деревне с важным и таинственным видом, изредка выдавая односельчанам  скупые сведения: «сегодня мы отрабатывали сцену с предводителем» или « у тети Ники хорошо прошла сцена проводов жениха». Супруга господина Котопулоса  рисовала эскизы костюмов и обсуждала с деревенскими матронами детали. Бабка Адамандина так прониклась важностью момента, что вынула из сундука платье своей прабабки и принесла его для главной героини. Панайот частенько прогуливался по вечерам с Ницей, обьясняя это необходимостью дополнительных репетиций сцены прощания.
   Для театра был приспособлен большой полуразрушенный амбар на краю деревни. Местные умельцы сколотили крепкий помост для сцены и лавки для зрителей. В качестве декораций  использовалась принесенная жителями старинная мебель.
    Настал день премьеры. Принаряженные сельчане шумно рассаживались на лавках, толстая Георгия  принесла невесть откуда взявшийся настоящий театральный бинокль и любезно давала в него поглядеть всем желающим. Школьный учитель господин Стергиос рассказывал краткую историю греко-турецкой войны.Наконец зазвенел козий колокольчик, изображавший звонок, сооруженный из школьных штор занавес раздвинулся, и спектакль начался.
- Ой, ты только посмотри на Ники, просто Ласкарина Бубулина**!! А Йоргос-то, Йоргос! Хоть сейчас турков шашкой рубить!
- Панайоти, мальчик мой, береги себя!! Ой-ёй, да куда ж вы его на войну-то, один он у меня-я-я!!
- Ница, девочка моя, ой не вернется он, ой,чует мое сердце...
К чести господина Котопулоса, актеры, хотя и отвлекались на комметарии, мужественно продолжали играть. Лишь в ответ на громкий шепот матери Кулы: « Я убью этого проходимца!»  в сцене прощания герой несколько нервно дернулся, хотя вся сцена, как потом признали деревенские критики, была сыграна  очень и очень правдиво.
    Для заключительной сцены спектакля в углу сцены было сложено несколько дров, призванных олицетворять костер повстанцев. Старый Йорго, с большим воодушевлением произносящий заключительную речь предводителя, призывающего на борьбу с турками, вместо шашки резко взмахнул трубкой, которую раскурил для пущей достоверности. Трубка угодила прямиком в центр костра. Алая ткань, изображающая огонь, вспыхнула, и через три минуты уже полыхал  весь амбар.
- Дааа, вот он, реализм в искусстве, -задумчиво сказал школьный учитель, глядя на догорающий театр.
- Второго спектакля  не будет, я так понимаю? А я бы ещё раз посмотрела!- вдруг сказала бабка  Адамандина и захихикала. – Уж больно Йоти целуется хорошо!
 

*платия - небольшая площадь
** фраппе-холодный кофе со льдом
***Ласкарина Бубулина-героиня греческой революции 1821 года,адмирал российского флота

08-05-2012  http://blogs.mail.ru/mail/annamait/54290DD69FD368AB.html