Изгой. Глава 34

Игорь Срибный
Глава 34

     Утром Егор с Катей спустились в библиотеку, а старик занялся «расшифровкой» дедовой рукописи.

     Они закончили перепись книг, и Екатерина занялась изучением реестра. И здесь Егор увидел, насколько она профессиональна в своем деле. Катя знала почти все о каждой книге, которую брала в руки, и легко называла автора и рассказывала краткую историю книги. Егор был просто поражен ее познаниями.

     - "Деяния Петра Великого, мудрого преобразителя России, собранные из достоверных источников и расположенные по годам"… - нараспев прочла она название книги, с трепетом взяв в руки тяжелый том. – Московская типография Николая Степанова, 1788 год. Автор - Иван Иванович Голиков - родился в Курске в купеческой семье. Учился грамоте у местного дьячка. Настоящий подвижник - собрал около полутора тысяч печатных и рукописных книг, в которых, по его выражению, «рассыпано было премножество дел Петровых».  Ты не можешь даже представить, Егор, какую историческую, культурную и коллекционную ценность я держу сейчас в руках. Редчайшее издание. Вряд ли есть где-то в частных коллекциях второе такое же…

     - Ты радуешься, как малый ребенок новой игрушке! – улыбнулся Егор.

     - Как же мне не радоваться, если я посвятила книгам всю свою жизнь, лишив себя простого женского счастья. Егор…

     - Да, Катя! Чего ты замолчала?

     - Я хотела тебе сказать… Если я забеременею после нашей ночи, я буду рожать. Несмотря на риск. Все же мне сорок один год…

     - Я не знаю, что тебе сказать, Катюша. Наверно, только то, что это твое решение, и я должен с ним согласиться. Отговаривать не буду.

     - Вот и хорошо! Не следует меня отговаривать, потому что я это твердо для себя решила. Теперь уповаю только на божью помощь!

     - Ну, теперь вот и я породнюсь с Кондратом Федоровым! Кто бы мог подумать?!

     - Что ты будешь делать со своими книгами Федорова? – спросила Катя, поежившись при упоминании имени писателя.

     Егор пожал плечами.

     - Не знаю… Могу сказать одно – сжигать я их не буду!

     - Тогда жди нового визита Черняка!

     - Постараюсь убедить его, что от меня эти книги не попадут ни к кому. Спрячу их.

     - Вряд ли ты сможешь переубедить его. Не тот это человек!

     - А ты думаешь, Черняк человек? Я в этом не уверен!

     - А кто же он?! – нервно хохотнула женщина. – Ты же не думаешь, в самом деле, что он дьявол? Это же смешно!

     - Я не знаю, кто он и знать не хочу! – вдруг разозлился Егор. – Но уж точно не человек!

     - Да полно тебе, Егор! В каком веке ты живешь?!

     - Катя! В присутствии Черняка я видел Иешуа! Так же точно, как сейчас вижу тебя! Я мог бы прикоснуться к его телу, распятому на кресте! И это не было галлюцинацией!

     Екатерина с испугом взглянула на Егора.

     - Тебе померещилось! – воскликнула она. – Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда!

     - Думай, что хочешь, - упрямо возразил Егор. – Но э т о было! И я никогда не смогу забыть желтое тело в кровавых потеках… Потому что, видел его…

     - Ладно, Егор! Пусть так и будет. Это твои воспоминания, и я не имею права вторгаться в них. Хочу только предостеречь…

     - Не нужно! – перебил ее Егор. – Я знаю, что ты скажешь. Булгаков, Гоголь, Беккер, Достоевский, Кафка… И так далее…

     - Да, но подумай…

     - Я уже все обдумал, Катя. Твой отец как-то сказал, что любители книги – это секта отверженных. Так вот: я вступил в эту секту и пройду свой путь, каким бы тернистым он не был!

     - Ты упрям! Но может быть, это и хорошо. Словом, жизнь покажет.

     - Что-то вы засиделись здесь! – послышался с лестницы голос Анатолия Игнатьевича. – Катя, время обеда. Ты думаешь нас кормить?

     - Да-да, папа! Иду!

     Старик спустился в библиотеку и присел в кресло.

     - Я на середине пути, Егор! – сказал старик. – Теперь работа пошла веселей, поскольку попривык к почерку. Там довольно много интересного, вам будет что почитать. Личность Федорова – довольно зловещая, но вместе с тем и привлекательная, со слов деда. Но это, если не знать, какую жизнь Изгой прожил до того, как стать писателем.

     - Он-то сам знал… Потому и начал искать и уничтожать книги, еще до того, как на горизонте возникла фигура Черняка. Хотя, я думаю, здесь больше довлела над ним опасность разоблачения, элементарные меры предосторожности, чем желание спасти человечество от пагубного влияния своих книг.

     - Совершенно с вами согласен, молодой человек. В записях деда есть один эпизод, как нельзя полно характеризующий Изгоя. Он писал свои книги днем, а по ночам выходил на разбой, принося Ефросинии деньги и драгоценности. А значит, это был совершенно беспринципный человек. Когда издательство разорилось, новый хозяин вышвырнул прабабку вон, не заплатив ни гроша за работу. Ефросиния рассказала об этом Изгою, и на следующий день издателя нашли на бульваре с перерезанным горлом… Ефросиния была вне себя от ужаса, но Ваньку уже ничто не могло остановить. Ненависть ко всему, что окружало его, а особенно, к людям,  перехлестывала через край. Моя прабабушка уже откровенно боялась его. Он, видимо, понял это и исчез из ее жизни, дав  возможность создать семью. Но вот что интересно: дед пишет, что Федоров имел свидание с сыном, уже после смерти Ефросинии. Мальчику было всего пять лет, и вряд ли он запомнил человека, представившегося ему отцом. У мальчика ведь был другой отец, коего он считал родным и чью фамилию носил.

     - Откуда же об этом узнал ваш дед? Ну, если мальчик этого не запомнил?

     - Дед прочел об этом в дневнике гувернантки, которая гуляла с мальчиком в сквере, когда к ним подошел незнакомец. Он попросил разрешения поговорить с мальчиком, но та отказала. Тогда он так взглянул на нее, что она потеряла дар речи. Она даже не смогла описать его, до того была напугана. Вспомнила только, что человек сильно хромал.

      - Хромал?! – воскликнул Егор.

      - Уж не думаете ли вы, Егор, что это был Черняк?!

      - Нет-нет! Ибо этого не может быть! Разве только, если Федоров не обрел каким-то образом бессмертие, и бродит теперь по белу свету, представляясь Черняком…

      - Егор, что вы такое несете?! Сами думаете, о чем говорите?! Какое бессмертие? Какой Федоров?!

      - Я только высказал предположение…

      - Бессмысленное… И беспочвенное, надо сказать.

      - Но это только на первый взгляд. Мы сами не знаем, что можем, а что нет. И кто стоит за нами – Бог или Дьявол… Кто хранит нас по жизни…

      - Ну-у, Егор, вас что-то сильно занесло! Думаю, вам срочно нужно посетить психиатра. Иначе, ваша необузданная фантазия заведет вас в такие дебри....
 
      - Ладно, проехали! Я пошутил, Анатолий Игнатьевич. Не принимайте мои слова за чистую монету.

      Старый букинист внимательно посмотрел на Егора, но промолчал.

      Из кухни до них долетел голос Екатерины, зовущей обедать…

Продолжение следует -