Р И М

Татьяна Подплутова 2
Р   И   М.

Уезжая  из  Рима,  Гете  воскликнул: « Кто  видел  Италию  и  особенно  Рим,  тот  никогда  не  будет  слишком  несчастным».  Это и понятно, ведь  город  соединил  в  себе  целые  эпохи  истории,  жизни  многих  поколений  людей,  необыкновенные  и  удивительные  события.   Несметные  сокровища  культуры,  прекрасные  дворцы  и  памятники - всё это Рим.  Словом,  это  « Вечный  город!»,  который  сумел  дважды  покорить  мир.  И  еще  Рим  -  город  цезарей,  пап.

Вот  он  -  древний  город, который предстал пред нами.  Знакомство  с  Римом начато с  знакомства с  собором  Святого  Петра, расположен  на  территории  суверенного  государства  Ватикан.  История  рассказывает,  что на  месте собора  Святого  Петра  и  площади  в  древнеримские  времена  находился  цирк,  на  арене  которого  во  времена  Нерона  предавали  мученической  смерти  христиан.  В  67  году  сюда  после  судилища  был  приведен  и  апостол  Петр.  Его  распяли  головой  вниз.  В  326  году  в  память  об  этом  император  Константин  повелел  построить  на  святом  месте  базилику  во  имя  Святого  Петра.  Она  простояла  более  тысячелетия.  Когда  она  обветшала,  папа  римский  Николай V  в 1452  году  решил  строить  грандиозный  храм.  В  1506 году  папа  Юлий II поручил  знаменитому  архитектору  Браманте  начать  строительство  собора.

Браманте  задумал  церковь  в  виде  греческого  равностороннего  креста.  После  его  смерти  Рафаэль  перепланировал  церковь  в  виде  креста  латинского, т. е.  вытянутого  в  длину. После Рафаэля строительство собора возглавил  Микеланджело  Буонаротти. После  его  смерти  архитекторы  Джакона  делла  Порта  и  Доминико  Фонтана  по  проекту  Микеланджело  возвели  два  купола:  внутренний  округлый,  и  внешний – вытянутый  вверх.  Карло  Мадерна  достроил  продольные  капеллы  и  оформил  фасад  собора.  18  ноября  1626  года  папа  Урбан VIII  освятил  новый  собор.

До  1990  года  собор  Святого  Петра  в  Риме  являлся  самым  большим  храмом  христианским  в  мире.  Размеры  храма  потрясают.  Высота  собора 189 метров,  длина  без  портика – 186,36 метров,  а  с  портиком  -  211,5 метров.  Перед  входом  в  собор  возвышаются  огромные  статуи  святых  апостолов  Петра  и  Павла.  Петр  держит  в  руках  ключи  от  Царствия  Небесного,  врученные  ему  Господом.  В  собор  ведут  пять  дверей. Последняя с правой  стороны - Святая,  и  открывается  она  в  Святой  или в  Юбилейный  год. Огромные  бронзовые  двери  центрального  входа  выполнены  флорентийским  мастером  Филаретом  ( XV век). В  верхней  части  дверей  изображены  большие фигуры  сидящих  на  троне  Спасителя  и  Богородицы.   В  центре  -  апостолы  Петр  и  Павел. В  двух  нижних  клеймах  изображены сцены  судилища  у Нерона  и последующей казни апостолов: усекновение  главы  святого Павла  и  распятие  святого  Петра. Двери  обрамляют сценки  на  темы  древних  мифов.  Над  дверями  помещен  мраморный  барельеф  Бернини  «Иисус  вверяет  Петру  ключи  от  Царствия  Небесного».  С  внутренней  стороны  дверей  -  клеймо  мастера,  который  изготовил  двери.

На  полу  собора  -  большой  круг  из  порфира.  Он  обозначает  место,  где  в  Рождественскую ночь 800 года  Карл  Великий, первый  император Священной  Римской  империи, преклонил  колени  перед  короновавшим  его  папой. Убранство  собора  чрезвычайно  пышно.  Собор  Святого  Петра  на  протяжении  веков  украшали  выдающиеся  мастера  искусств.  Почти  все  изображения  на  стенах  и  сводах  собора  выполнены  мозаикой.  Здесь  находится  скульптура  «Пьета» («Оплакивание  Христа») работы  Микеланджело.

Громадный  купол  собора  Святого  Петра,  сооруженный  по  проекту Микеланджело,  взмывает  вверх. Его   диаметр  -  42  метра. По  фризу  купола  и  далее  по  фризу  всей  церкви  -  мозаичная  надпись  со  словами  Христа: «Ты – Петр, и  на  сем  камне  Я  создам  Церковь  Мою,  и  не  одолеют  ее  врата  адовы;  И  дам  тебе  ключи  Царствия  Небесного;  и  что  свяжешь  на  земле,  то  будет  связано  на  небесах;  и  что  разрешишь  на  земле,  то  будет  разрешено  на  небесах». К  основанию  купола  ведет  пологая  лестница  и  лифт. На   стенах  лестничного  прохода   автографы,  побывавших  здесь  коронованных  особ.  Лестница  выводит  на  внутренний  балкон,  с которого  можно  видеть  всю  алтарную  часть  собора.

Внутреннюю  часть  купола  украшают  изображения  четырех  евангелистов:  Матфей  -  с  ангелом,  водившим  его  рукой  при  написании  евангелия.  Марк  -  со  Львом.  Лука  -  с  волом.  Иоанн  -  с  орлом.  Лев,  вол,  орел - окружали  престол  Бога.

В  центре  собора  возвышается  великолепный  алтарь с  неугасимыми  лампадами.  Они  горят  над  ракой  с  потемневшим  от  времени  гробом,  где  хранятся  мощи  апостола  Петра.  Алтарь  называется  папским,  потому  что  служить  перед  ним  мессу  может  только  папа  римский. Над  алтарем  установлен огромный  бронзовый  балдахин  работы  Бернини, вознесенный  на  витых колоннах  на высоту 29 метров.   Хотя  в  интерьере  собора  алтарь  и  не  выглядит  особенно  большим,  но  по  высоте  он  равен  четырехэтажному  зданию.  Неподалеку  расположилась  бронзовая  фигура  святого  Петра,  сидящего  на  папском  престоле  и  держащего  в  руке  ключи  от  Царствия  Небесного.  Ступни  апостола  побелели  и  стерлись  от  прикосновения  верующих. Люди  просят  о  помощи. Всё это великолепие волнует.

А какая интересная в центральной апсиде собора кафедра,  с  которой  проповедовал  Петр.  Над  кафедрой,  в  небольшом  окне  сияет  голубь,  парящий  в  солнечных  лучах  - символ Святого  Духа. Ну, очень волнительно!

В  центре  левого  алтаря  -  мозаичная  копия  с  картины  Николы  Пуссена  «Мученичество  святого  Эразма», а по бокам - круглые  медальоны с  изображением  святых  князя  Владимира  и  Ольги, принесших  веру  Христову  на русскую  землю.   Напротив,  по  бокам - медальоны  с  изображением  славянских  учителей  Кирилла  и  Мефодия.

Центральный  алтарь  капеллы  Крещения  украшает  мозаика «Крещение  Христа».  Следующая  капелла  расположена  на  месте  распятия  святого  Петра.  Ее украшают  три  алтаря  и  мозаичная  копия с картины  «Распятие  святого  Петра».   В  капелле  находится  единственная  в  соборе,  написанная  маслом,  картина  Пьетро да Контона « Троица  Новозаветная».   

Собор  Святого  Петра  -  это  Ватикан.  Колоннады,  расположенные  полукругом  вдоль  коротких  сторон  площади,  состоят  из  четырех  параллельных  рядов  колонн тосканского  и  дорического  ордера,  которые  образуют  три  внутренних  прохода. Над  антаблементом  возвышаются  140  огромных  статуй  Святых. Двадцатиметровые  крытые  колоннады  впечатляют  своей  монументальностью.  Это  80  столбов  и  284  колонны  особым  образом  расположенные  в  четыре  ряда.  Может  и  не  случайно,  что  количество  столбов,  колонн  и  обелиска  составляет  365. 

Город-государство  Ватикан  был  создан  в  результате  договора  11  февраля  1929  года  между  Римско - католической  церковью  и  Италией.  Ватикан  находится  на  территории  Рима,  на  холме  под  названием  Монте – Ватикано.  Ватикан  - центр  христианства  и  его  культуры.  В  древние  времена  Рим  был  владыкой  мира  в  качестве  столицы  могущественной  Римской  империи,  а  в  средние  века  стал  сердцем  христианства и папства. Сегодня  Ватикан - основной  город  Италии.  В  Ватикане  огромное  количество  музеев  и  галерей,  здесь  же  находится  и  самый  большой  музей  под  открытым  небом.  Именно  здесь  хранятся  древние  реликвии  и  памятники  искусства,  созданные  великими  мастерами.
 
Ватикану  принадлежат  три  римских  собора, несколько  дворцов  и  вилл,  общая  площадь  около  0, 7 кв. км. Неподалеку  от  Рима  расположена  и  летняя  резиденция  Папы  Римского.  Постоянных  жителей  в  Ватикане  нет.  Здесь  проживает  Папа  Римский,  руководители  римской  курии, и работники  учреждений  Ватикана. В  Ватикане  находятся  собор  Святого  Петра,  а  также   дворцы  с  обширной  библиотекой  и  музеями,  правительственные  здания,  храмы,  жилые  дома,  сады.  У  Ватикана  есть  свой  собственный  герб,  государственный  флаг  и  гимн,  свои  денежные  знаки  и  почтовые  марки,  банк, сервер  в  Интернете,  своя  гвардия  и  свой  правитель - Папа  Римский. Ватикан в основном  исполняет  религиозные  функции,  а  сферой  деятельности  государства  является  весь  мир.

Свое  знакомство с Римом  начали на площади  Святого  Петра  в  Ватикане. Перед  нами  огромная  площадь. Собор  Святого  Петра.  Выше  собора  в городе  и  в  Риме  нет  ни  одного  здания.  В  центре  площади  высится  египетский  обелиск  -  трофей  императора  Калигулы,  добытый  в  Гелиополе.  Обелиск  окружен  двумя  фонтанами,  созданными  классиками  барокко,  Мадерна  и  Бернини.

Между  фонтанами  и  обелиском  отмечены  две  точки.  Если  встать  на  одну  из  них  и  повернуться  к  соответствующей  колоннаде,  то  откроется  оптический  эффект,  задуманный  архитектором,  -  колонны  всех  четырех  рядов  выстроятся  в  один  ряд.  140 неповторимых  статуй  святых  венчают  эти  грандиозные  колонны.

Обелиск  простоял  в  городе   в  неизменном  виде вплоть до  эпохи Возрождения.  Средневековые  римляне  полагали, что в металлическом  шаре  на  вершине обелиска  хранится  прах  Юлия  Цезаря.  Площадь  Святого  Петра  имеет  форму  эллипса,  наибольший  диаметр  которого  равен 240 метров. Планировка  площади,  в  которой   приняли  участие  колоннады,  и  которые  имели  особое  символическое  значение,  была  осуществлена  по проекту  Лоренцо  Бернини (1656 – 1667г.г.). Грандиозная  площадь  в  виде  двух  симметричных  полукружий.  Здесь  собираются    верующие,  чтобы  слушать  выступления  понтифика. Папа появляется в «ложе  благословения»  над  фасадом  собора.  Отсюда  Первосвященник осеняет крестом  всю  свою  паству.      
         
Что  удивительно,  что  никто  не  замечает  белую  линию,  нарисованную  на  брусчатке  по  внешнему  периметру,  которая  является  государственной  границей  Ватикана.  Эта  площадь, окруженная  колоннадами, и ограниченная  белой  линией,  и есть государство Ватикан. Один  из видов вооруженных сил Ватикана - швейцарская  гвардия.  Это старейшая  армия мира, сохранившаяся  до  наших  дней.  Основанная  в  1506 году,  она   сегодня  включает 110 гвардейцев,  которые   готовятся  в  швейцарских  вооруженных  силах  и  служат  в  Ватикане.  Гвардия  была  создана  по  распоряжению  папы  римского  Юлия II,  известного  покровителя  искусства.
 
Гвардейцы  несут  службу  по  обеспечению  безопасности  священной  персоны  папы и  его  резиденции. У  входа  в Ватикан, на  всех  этажах  Апостольского  дворца,  у  покоев  папы  и  государственного  секретаря.  Без  их  участия  не  проходит  ни одна месса  в соборе  Святого Петра, ни  одна аудиенция, или  дипломатический  прием.  По  традиции  в  ее  составе  только  швейцарские подданные,  официальный  язык - немецкий.  Все  они  должны  быть католиками. Возраст - от 19 до 30  лет.  В  честь  Латеранских  Соглашений, утвердивших  автономию  Ватикана, в 1930 году   Муссолини  проложил  из  центра Рима  на  площадь  широкую  «улицу  Примирения».

Эта  широкая  улица  является  гордостью  местных  жителей и называется «дорогой  в  Ватикан».  Очертание  площади  с  улицей  ассоциируются  с  гигантским  ключом  и  напоминают  о словах Иисуса Христа, обращенных  к  апостолу  Петру. И  хотя  площадь  Святого  Петра  огромна,  но  ведь  это  самое  маленькое  государство. 

Набрав  святой  воды  из  источника,  по  улице  Примирения вошли  в  Рим.  Это  одна  из  важных  улиц  Рима.  Длина  улицы -  около  500 метров. Она  соединяет  Замок  Святого  Ангела  на  западном  берегу  реки  Тибр  с  площадью  Святого  Петра. Замок Святого  Ангела был  сначала  гробницей, затем  замком,  резиденцией  пап  и  хранилищем  их  ценностей  и  одновременно тюрьмой. В наши  дни - архитектурный  памятник  -  музей.

В  мире  под  названием  Рим  светило  солнце.  Все  казалось  радостным. Осень.  Самое  начало.  Сентябрь.  Поэтому  не  хотелось  осмысливать  жизнь, а  хотелось  радоваться  и  удивляться  действительности.  А  удивляться  есть  чему. Перед  нами  - древний  Рим.  Переходя  из  улицы  в  улицу,  из  переулка  в  переулок,  любовались  старым  городом.  Перед  нами  выростали  дворцы  и  архитектурные  шедевры  Браманта,  Борромини,  Сангалло,  Деллапорта,  Виньолы,  Бонаротти.

Только  здесь, в Италии ощущается  присутствие архитектуры и строгое её  величие. И  чем  больше  наслаждались  и  впитывали  красоту,  тем  чаще  поражала  необыкновенная  плодовитость  века. Сделав  очередной  поворот, попадаем  в  гости  к самому большому  фонтану Рима - фонтану  Треви. Законченный в 1762 году  скульптором Николо Сальви, фонтан изображает Нептуна, колесницей  которому служит  морская  раковина, запряженная  тритонами  и морскими коньками. Во времена  античности  на  этом  месте  находился  источник, снабжавший  Рим  водой. Фонтан  примыкает  к  фасаду  палаццо  Поли, принадлежавшего,  в  частности,  Зинаиде  Волконской.  Величественный  фасад  дворца  и  фонтан  воспринимаются  как  единое  целое,  и  поэтому  фонтан  кажется  еще  грандиознее.
   
Если  верить  легендам,  Рим  был  основан в 754–753 годах до н.э. В последующие  столетия  Рим  становится  крупнейшим  городом  мира.  Значения  политического  центра  он  лишается  только  в  330 году  после  переноса  столицы  империи  в  Константинополь.  В  середине  VI века  власть  перешла  к  Папе  Римскому,  а  спустя  два  столетия  Вечный  город  стал  столицей  Папской  области. Рим  снова  стал  столицей  в  1871 году  благодаря  Виктору  Эммануилу II.  После  возвращения  столичного  статуса,  Рим  интенсивно  застраивается.  Возникают  новые  магистрали,  строятся  помпезно – эклектические  здания  и  ансамбли,  такие  как  монумент Витториано   Виктору  ЭммануилуII.

Расположен  памятник  на  Венецианской  площади,  на  склоне  Капитолийского  холма.  Частью  монумента  является  двенадцатиметровая  бронзовая  конная  статуя  короля.  Под  ней  находится  могила  Неизвестного  солдата,  так  называемый  «Алтарь  Отечества». В  Витториано  располагаются  два  музея:  Рисорджименто  и  знамен  военного  флота.  Монумент  нагроможден  различными  деталями, которые  характерны  для  древнеримских  сооружений (колонны,  барельефы,  статуи).  И  он  выделяется  среди  других  зданий.

Римляне  называют  монумент по-разному, но мне он напомнил свадебный торт. Когда  попадаешь  на  площадь,  ослепляет  белизна  монумента.  Далее  двигаемся  по  направлению  старого  города. Подходим  к  Пантеону – храму  всех  богов. Одна  из  особенностей  Пантеона – отверстие  в  крыше.  В  полдень  через  отверстие  проникает  наиболее  сильный  световой  столб. Свет  очень  ощутим,  он «не  растекается»,  а  остается  в  форме  гигантского  светового  луча  и  становится  почти  осязаемым.  Во  все  времена  Пантеоном  восхищались  и  вдохновлялись  архитекторы.  В  интерьере  Пантеона достигнуто  равновесие  между  высотой  и  диаметром  сооружения.
         
К  западу  от Пантеона  лежит  площадь  Навона  -  самая  интересная  площадь  Рима,  где  несколько  грандиозных  дворцов,  церковь  Св. Агнессы.  Напротив  церкви  -  фонтан « Четырех  рек». Фигуры  атлантов  изображают четыре  главных  реки  четырех  частей  мира( Нила,  Ганга,  Дуная,  Ла–Платы). Фигуры расположены  вокруг  скалистого  рифа,  на  котором  возвышается  античный  обелиск.

Площадь  Пополо  считается  одним  из  самых  продуманных  архитектурных  ансамблей  Рима.  С  двух  сторон  площади - монументальные  скульптурные  группы – фонтаны.  С  одной  стороны - «Римская  богиня» - работа  скульптора  Чеканини.  В  центре -  богиня  Рима,  рядом  с ней два бородатых  мужчины,  символизирующих  реки,  под  ногами  у  богини  римская  волчица,  которая  кормит  новорожденных.
С  другой  стороны  - фонтан  Нептун.  В  центре  Нептун  в  окружении  тритонов.  В  центре  площади  -  египетский  обелиск,  привезенный  императором  Августом. Историческая  площадь  была  местом  публичных  казней.  Сейчас  площадь  Пополо  -  это  пешеходная  зона,  на  которой  по  праздникам  проходят  концерты. 
 
Площадь - это  плод  трудов  лучших  ренессанских  планировщиков,  в  частности  Рафаэля,  придумавшего «трезубец»  -  расходящиеся  от  площади  веером  улицы:  Корсо,  Рипетта  и  Бабуина,  которые  были  проложены  с  повеления  папы Льва XV  в 1525  году.  Корсо  приводит  на  площадь  Венеции,  на  которой  проходили  знаменитые  конные  бега.  Рипетта  -  к  древнему  римскому  порту  на  Тибре,  мавзолею  Августа  и  Алтарю  Мира,  стоящему  на  берегу  Тибра.  Улица  Бабуина  ведет  к  испанской  лестнице  и  заканчивается,  влившись  в  вечно  бурлящую  площадь  Испании.  На  ней  расположено  и  Испанское  посольство.   Площадь  и  ошеломляет,  и   располагает  к  себе  одновременно.   Площадь  свое  название  получила  от  церкви  ордена  августинцев – церковь Санта – Мария – дель – Пополо, которая расположена  в  северной  части  площади. Построена  на  месте  могилы  Нерона, чтобы  очистить  проклятое  место. С  севера  площадь ограничена  воротами  Порта  дель  Пополо,  которые  называют  также  воротами  Фламиниев.  С  юга  площадь  замыкают  две  барочные  церкви  -  двойняшки,  между  которыми  и  берут  начало  три  улицы  -  три  луча.

Церковь,  стоящая  слева – Санта Мария ди Монтесанто,  а  справа - Санта Мария  деи  Мираколи.  Они  производят  впечатления  абсолютно  симметричных  построек.  Однако  это  не  так. Первая  церковь  овальная,  вторая  -  круглая. Карло  Райнальди,  архитектор  обеих  церквей,  был  вынужден  «втискивать»  строения  в  существующий  ансамбль. Вместе две  церкви  составляют  великолепный  ансамбль  в  стиле  барокко в центре  Рима.

Проходим от  площади Пополо по улице  Бабуина, и попадаем  на  площадь  Испании.  Площадь  изящна.  К  ней  спускается  Испанская  лестница,  у  подножия  которой  расположился  фонтан «Лодочка».  Грандиозная барочная  лестница  состоит  из 138  ступеней,  которые  ведут  с  Испанской  площади  к  расположенной  на  вершине  лестницы  церкви.  Испанская  лестница  признана  самой  красивой  лестницей  в  Европе.  Построенная  в  стиле  барокко  она  впечатляет  своими  размерами  и  архитектурой,  и  является  одной  из  знаменитых  и  любимых  мест  для  встреч  в  Риме.  Испанская  лестница  является  победительницей  конкурса  лестниц – красавиц,  лестниц – легенд. Здесь  устраиваются  показы  от  кутюр, концерты  шоу – звезд. Одри  Хепберн  простучала  здесь  каблучками,  увековечив  лестницу  для  Старого  и  Нового  света  в  мелодраме  «Римские  каникулы». В  1954 году  фильм  получил  три  премии  «Оскар».  Первая  -  за  лучшую  женскую  роль.
 
Здесь,  на  площади  Испании,  в  доме  номер 86,  расположено  кафе,  о  котором  знают  все,  кто  хоть что–то  слышал  о Риме  вообще.  Основанное  в 1760 году,  оно  принимало  в  своих  стенах  знаменитостей,  которых  судьба  забросила  в  Вечный  город.  Кафе  населено   живописными  и  скульптурными  портретами.  Бывал  здесь  и  Гоголь.

О  великом  прошлом  Рима  свидетельствуют  его  достопримечательности.  Колизей,  форум  и  эффектный Палатинский  холм,  фонтаны  и  церкви,  определяющие  облик  городского  центра. Римский  Колизей,  вмещавший  80  тысяч  зрителей,  имел  высоту 48,5 метра,  его  стены  в  плане  образовывали  эллипс.  Попасть  внутрь  Колизея  можно  было через  одну  из 80 арок.  Название  Колизей (в  переводе  на  русский   означающее  «колоссальный») постройка  получила  из - за  гигантской  статуи  Нерона,  установленной  при  входе. Памятник, изображавший  тирана в виде  бога  солнца.

Более  25  веков  прошло  с  тех  пор, как  древний  Рим  находился  на вершине своего  могущества, строил  подобные  дворцы. Колизей  потрясает. Взирая  на  его взметнувшиеся  в  небо  развалины,  которые  пощадили  века, думалось  над  тем, сколько  силы,  умения,  мастерства  должны  были  вложить  люди  в  строение,  чтобы  оно  могло  пережить  время!  Немая  громада  смотрит  на  мир  множеством  зияющих  окон, словно удивляясь тому, что её,  построенную  на тысячелетия, за 16 столетий  разграбили,  разрушили,  разобрали.

Здесь,  на  развалинах  Рима,  предаешься  размышлениям  о  минувшем  величии  Рима.  Как  стремительно  летит  время, как безжалостно  стирает  оно следы эпох,  целых  культур,  цивилизации. Если  даже  Рим  исчез, что  говорить о судьбе человека!  Для  чего  же  дается  нам  жизнь,  как  понять  смысл  ее  радостей  и  надежд,  если  каждый  из  нас  находится  во  власти  равнодушной  и  слепой  стихии  уничтожения?

Хотелось побродить по развалинам  Колизея, по  его  ступеням, на  которых  сидели  прежде  зрители,  но  время, отведенного  на  осмотр   достопримечательностей  катастрофически  не  хватало. А  ведь  в   средние  века  Колизей  в  Риме  использовался  как  крепость  различными  знатными  родами.  Колизей  с  момента  своего  создания  и  до  наших  дней  остается  символом  Рима,  своеобразной  «визитной  карточкой»  столицы  Италии.  Рядом  с  Колизеем  - Триумфальная  арка  Константина.  Она  расположена  между  Колизеем  и  Палатином  на  древней  Триумфальной улице.  Триумфальная  арка  Константина  лучше  всего  сохранилась  из  сооружений  Древнего  Рима,  и  была  воздвигнута  в  ознаменование  победы  императора  Константина  над  императором  Максенцием  в  312 году. В  битве  под  стенами  Рима  у  Мульвийского  моста.

Направляемся  к  Римскому  Форуму,  который  раньше  олицетворял  силу  и  могущество  Рима. В  эпоху  расцвета  Римской  Империи  на  территории  Форума  были  воздвигнуты  грандиозные  храмы,  памятники,  дворцы  и  триумфальные  арки. Форум  представлял  собой сложный  комплекс  площадок  и  зданий,  включая  Триумфальную  арку,  открывавшую  вход  к  большой  площади.  Напротив  Форума  Трояна,  позади  бронзовой  статуи  Юлия  Цезаря,  находятся  развалины  Форума  Юлия  с  остатками  храма  Венеры  Матери (построен  в 54 году  до  н. э.),  от  которой  якобы  происходил  род  Юлиев.
Возле  Форума  Трояна  находился  Форум  Августа,  где  возвышался  храм  Марса  Мстителя,  к  настоящему  времени  сохранились  три  колонны  и  возвышение,  на  котором  стоял  храм.  От  Форума  императора  Нерона (96 – 88гг.),  расположенного  рядом  с  Форумом  Августа,  сохранились  три  колонны  с  фризом,  где  изображена  Минерва.  На   противоположной  стороне,  у  римского  Форума  возвышаются  церковь  Святых  Косьмы  и  Дамиана,  базилика  Константина,  церковь  Санта  Франческа  Романа.

"Римская история есть беспрерывная трагедия – зрелище, достойное народов и человечества". Виссарион Белинский.