Тобиас Крисп. Вера - плод союза со Христом

Инквизитор Эйзенхорн 2
ВЕРА - ПЛОД СОЮЗА СО ХРИСТОМ
Тобиас Крисп
http://gracetruthministries.com/tcrispfruitofunionfaith.html.

 Мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши
1 Иоан. 2.1,2

Вы слышите в этих словах, во-первых, главный аргумент для народа Божия воздерживаться от греха: "Дети мои, пишу это вам, чтобы вы не грешили". Это призвано быть аргументом, чтобы убедить их, а именно: мы имеем Ходатая пред Отцом. Мы уже рассматривали силу этого аргумента и характер его.
1. Мы рассмотрели заступничество Христа, а именно то, что Он умоляет за Свой народ по правде Своей.
2. А также, в чем состоит дело, по которому совершается ходатайство Христа.
3. Как Христос призван от Бога к этому заступничеству, как наш Господь и действенный Ходатай, Который спасает каждого из Своих людей, за коих Он ходатайствует, и почему Иисус есть Ходатай в той же мере, что и Спаситель Своих людей от грехов их. 
Мы рассмотрели далее, что Христос обладает всей правдой, а также силой, и Он ходатайствует и умилостивляет за наш грех в силу Своей праведности. Так как эта Его способность зависит от этой правды, мы рассмотрим, что это такое, имеющее такую силу снимать вину и грех у членов Тела Христа, если они согрешили; рассмотрим это отрицательно и утвердительно.
Праведность, которая снимает грех, не есть наша собственная; мы ничего не делаем такого, что могло бы склонить небесный суд Божий к нашему помилованию; это делают не наши слезы, молитвы или посты, а только праведность Христа. Скажу несколько слов об этом, чтобы никто не думал, что наш отказ полагаться на что-то свое, чтобы добиться помилования от греха, отнимает или затмевает все то, что Сам Бог вложил в наши руки. Я не столь невежествен, чтобы никак не реагировать на клевету и людские пересуды о том, что якобы я учу, что дабы не оскорблять Бога, следует отбросить все дела христианина, и отвергая действенность их для спасения, я призываю вообще свергнуть их в народе Божием. Иногда говорят: "Это хороший слуга, но плохой хозяин"; то, что полезно у очага, опасно в верхнем этаже дома, и если что-то держать в своих пределах, это может иметь отличное применение, но все, что вырывается из своих границ, может быть опасно. Река несет людям пользу, но если она выйдет из берегов, она затопит все; вода необходима, но нет ничего опаснее, если она поднимается слишком высоко. Так же и с нашими делами и троном Христа; дайте им несвойственные им привилегии, и они будут отрицать Его, держите их в подчинении Христу, и они будут полезны в своем роде. Молитва, пост, бдительность, святость языка приносят пользу, поскольку они находятся в своих рамках, а именно прославляют Бога, являются благодарностью Ему и нашим послушанием Божию величию, а также деланием добра другим, и когда они рассматриваются как действия Бога, Который милостиво благоволит встречаться со Своим народом и делать в Нем вещи, которые ранее были милостиво даны во Христе. Господь призывает к молитве и посту, поощряя людей к делам не потому, что они сами по себе ценны и приводят к Богу, но потому, что Он возвестил, что когда Его призывают, Он ответит; так ради обетования Он радует нас в надежде и являет, что Он благ, когда призывает дом Израиля соблюдать эти вещи и находить пользу в поисках Бога, и если мы ищем Его, Он говорит: все это сделал Я; Я связываю Себя клятвой и не могу изменить ее, и если слово вышло из уст Моих, оно сбудется, и вы сделаете то, что хорошо для вас самих, и если Я взыщу дом Израилев, то вы будете искать Меня, и когда вы взыщете Меня, будет хорошо вам. Поэтому, когда мы приступаем к таинствам, мы рассчитываем на то, что Бог обещал нам, и заинтересованы в Его благах, и когда мы участвуем в них, мы должны взирать на обетование, а не на наше состояние, как если бы от наших способностей зависело все остальное и мы в силах были добиться того, чего желаем, но зная, что исполнение обетований только от Господа, поскольку Его праведность - не наша, и вера сама по себе от греха не спасает. Вера лишь сообщает Божию праведность (Рим.10.16); именно это апостол называет праведностью от веры, и это не может означать, что праведность есть сам акт веры, но вера доверяет праведности Христа.
Я пришел, таким образом, к тому, что вера сама по себе не имеет силы снять вину или избавить от греха, но она есть лишь инструмент единения души со Христом. Я хотел бы, возлюбленные, чтобы вы отметили и учли это внимательно и духовно, чистосердечно и откровенно. Ибо на этом утверждении я настаиваю, и причина, по которой я повторяю его снова и снова, в том, что в вере как таковой нет объединяющей, скрепляющей или единящей власти, но она  лишь инструмент единения души со Христом, ибо прежде чем верить, душа соединяется со Христом, и она должна иметь это единство, прежде чем сможет верить.
Я сказал, что это касается лишь избранных, и повторю это и сейчас: избранный человек объединяется со Христом прежде, чем он сможет уверовать в Него. Душа должна быть объединена со Христом Его властью до того, как она уверует в Него. Но, возлюбленные, в то время как мы думали, что истина была выяснена достаточно, я обнаружил, что паче чаяния многие претыкаются об это утверждение и считают, что должно уверовать прежде, чем появится союз со Христом, и вера сама по себе предшествует союзу с Ним.
После того как я в прошлый раз говорил об этом, я получил сделанные в весьма простодушном духе, ибо так оно чаще всего и бывает, возражения против этого утверждения, и взвесив эти возражения, я считаю их достаточно весомыми, чтобы они требовали ответа. Кроме того, я считаю, что на них претыкались и очень глубокие и весьма ревностные люди, и таким образом, я желаю прояснить, как ответить на такие возражения, которые могут иметь место против истины, а также позволить вам увидеть опасности, которые неизбежно следуют за сопротивлением ей. Я сделаю это, оценивая искренность и изобретательность тех, кто стремится постичь то, что еще не так четко понимает, и делает это с духом, более ищущим удовлетворения, чем поддержания споров. 
Возражения эти, если говорить кратко, связаны с тем, что очень часто в Писании о вере говорится с точки зрения самого верующего, и отсюда делается неверный вывод, что расстояние между человеком и Христом сокращается за счет самого человека. Это тот же эффект, когда человеку кажется, что он приближается к другому, тогда как на самом деле другой приближается к нему. Если верующий приходит ко Христу и, следовательно, к вере, прежде будучи удален от Него, то он сам не видит, что у него не может быть никакой веры, прежде чем ее даст Христос, и что пока он далек от Него, у него нет никакого союза со Христом, у него нет ничего, что его с Ним объединяет. Основания для своих возражений такие люди берут из некоторых частей Священного Писания, где, как им кажется, говорится о том, что у людей есть некая сила верить, например: "Вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь" (Иоан.5.40). Отсюда следует, однако, сделать вывод, что у нас нет никакой силы и желания прийти ко Христу и, следовательно, верить, пока Он не придет к нам, и не может быть никакой веры вне союза с Ним. Аргумент, однако, имеет довольно сильные основания, не такие убогие, как может показаться, и понимая его неоспоримую силу, я постараюсь ответить на это возражение так откровенно, как смогу, и, возможно, другие возражения, которые могут быть сделаны, как и ответы на них, будут уже заключаться здесь. И чтобы вы могли лучше понять ответ, он должен быть дан двумя способами: в отношении вопроса и в отношении доказательства.
1. В связи с вопросом: до нашего прихода ко Христу мы далеки от Него и от веры, и потому прежде чем уверовать, между Ним и нами должно быть расстояние и не может быть союза. Для ответа на это, возлюбленные, мы должны принять во внимание, что значит расстояние и что значит приход. Если под расстоянием здесь  иметь в виду разобщенность (как представляется, на этом и основано возражение против союза), то мы должны сделать соответствующие выводы. Вы знаете очень хорошо, что "приход" здесь - это аллегорическое выражение, ибо приходящие не обязательно далеки до прихода. "Он способен спасти всех, приходящих к Богу через Него" (Евр.7.25). Здесь упоминается приход людей к Богу и способность Христа спасти пришедших к Нему. Теперь предположим, что человек был верующим много лет и един со Христом: должен ли он по-прежнему этот человек приходить к Богу через Иисуса Христа? Конечно, люди, после того как они уверовали, приходят к Богу, и далеки ли они от Него? Расстояние, даже разобщенность между Христом и верующими остаются всякий раз, когда бы они ни приходили. Посмотрим Иоан.17.13, где Христос говорит Самому Отцу: "И ныне, Отец, Я пришел к Тебе" (KJV); здесь Христос приходит к Отцу. Я спрашиваю, был ли Христос далек от Отца или отделен от Него, прежде чем Он пришел к Нему? Ибо Он говорит: теперь Я пришел к Тебе; кажется, что до этого прихода Христос был разобщен с Отцом, и если этот аргумент действует, то между Ними тоже должно быть расстояние и не должно быть союза, который был до этого. Исходя из такого толкования можно допустить, что не было никакого расстояния между Христом и Его Отцом, до того времени, как Он приходит к Отцу, но Сам Христос здесь же свидетельствует об обратном, говоря: "Ты во Мне, и Я в Тебе". Одним словом, во что же мы должны тогда верить, полагая, что всякий раз должно быть разобщение или расстояние, когда мы приходим к другому?  Тогда подумайте, как верующие даже до конца дней своих всегда имеют повод возобновить действие своей веры, то есть приходит ко Христу снова и снова, ибо так или иначе приходящие и верующие суть одно и то же, с чем это возражение согласно. И если так, то должны ли верующие каждый день и час начинать верить заново, что есть возобновлять акт веры после того, как между ними и Богом произошло разобщение или разделение? Затем разделение и восстановление общения должны в таком случае повторяться снова и снова, как и возобновляющие действия веры. Но некоторые скажут: может быть, первый акт прихода ко Христу или веры преодолевает разобщенность, все же последующие акты ее не делают этого. На это я отвечу, что подобное уничтожает всю силу аргумента: если первый акт веры преодолевает разобщенность, то почему этого не должны делать следующие? Чем отличается одно действие от других? Если общее правило таково, что когда мы приходим верою, этому обязательно должна предшествовать дистанция, то это не веский аргумент, ибо тогда мы всегда должны быть разобщены с Богом и не можем иметь единство со Христом прежде любого акта веры, которым мы приходим к Нему; поэтому прежде чем мы придем к Нему, должен существовать союз с Ним.
Но сейчас обратимся к тексту Писания, который обычно приводится в подтверждение всему этому. "Вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь". Сила этого аргумента в том, что пока мы не пришли ко Христу, в нас нет жизни, и если ее нет, то нет и никакого союза, предшествующего вере. Чтобы прояснить смысл, вложенный Святым Духом в это место Писания, мы должны сначала рассмотреть, что значит прийти к нашему Спасителю, и что значит в Его словах иметь жизнь.
Во-первых, о том, что наш Спаситель говорит, что значит прийти к Нему. Я не буду особо настаивать на том, что Христос говорит здесь со Своими противниками, с людьми, спорящими с Ним, а также склоняющими против Него других, ибо воистину я верю, что Он говорил это фарисеям, которые никогда не пришли к Нему и к Его жизни, и Его намерением было сказать им, что Его жизнь им и не принадлежит, но лишь тем, кто должен прийти к Нему. В Иоан.6.44 наш Спаситель ясно излагает то, что Он имеет в виду под приходом к Нему:  "Никто не приходит ко Мне, если Отец, пославший Меня, не привлечет его". Отметьте хорошо эти слова, и вы поймете то, что Христос имеет в виду, говоря, что сначала приходит Бог к нам, а потом мы к Нему. Вы можете видеть, что сначала приходит Отец, а затем Христос, и все это прежде любого дела человека, который приходит, ибо все это, и прежде всего предшествующий приход Христа, явно относится к замыслу Отца, так же как чтобы заставить упрямого ребенка, мать зовет отца, и ребенок приходит к ней, но не по своей воле и желанию, но внешней силою. Он является полностью пассивным, как и любой человек, приходящий ко Христу, и любой избранный пассивен при Его приходе к нему; его приход есть не что иное, как власть Отца, замыслившего привести Его ко Христу.  "Слышу Ефрема плачущего: "Ты наказал меня, и я наказан, как телец неукротимый; обрати меня, и обращусь, ибо Ты Господь Бог мой" (Иер.31.18). Ефрем здесь усваивает дело своего обращения не себе, но самому Господу, и тем признается, что привлечение ко Христу - это работа Его замысла, более того, это показывает, что он сам был так далек от спасения, что Господь сначала взял его за руку, чтобы вывести ко Христу, ибо он был как телец неукротимый, непривычный к ярму. Если на быка надевают ярмо, то силой и никак не по его воле.
Возлюбленные, вы должны либо установить гнилой принцип свободы воли, то есть то, что позволяет духу человека самому прийти ко Христу, либо вы должны признать, что люди, прежде чем Он приходит к ним, являются вполне пассивными. Ясен принцип, что мы сначала должны быть живы, прежде чем как-то действовать, но перед нашим призванием мы не только слабы, но мертвы, и потому не можем прийти ко Христу, и является полностью пассивными, и дело нашего обращения - это полностью дело Отца. Господь обращается ко Христу так: "Готовы Твои люди в день силы Твоей" (Пс.110.3 KJV); но у них нет желания быть готовыми до того, как приходит Христос, чтобы сделать это, даже вопреки их природной воле. Теперь суммируем все это и приложим к тексту: вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь; это значит, что неблагоугодно было Отцу привлечь вас ко Мне и, следовательно, дать Мне жизнь. Я не могу себе представить, как любое другое чувство может быть дано нам, но единственно и только властью Отца мы приходим ко Христу, чтобы иметь жизнь, и в нас нет никакого принципа жизни от Христа помимо воли и власти Отца, Который приводит непокорные и упорные души к Себе.
Но, может быть, некоторые скажут, что привести нас ко Христу есть дело Отца, но сам акт веры - это наше дело. Я отвечаю, что это невозможно, ибо акту нашей веры предшествует тот замысел Отца, в который мы верим в сумме и по существу, и лишь познав ум Господень, мы видим, что пока мы перечим Богу, мы не можем верить в то, чему мы так противостоим. Верить и перечить одновременно нельзя, это        противоречие, ибо верить значит быть удовлетворенным вещью, которой мы доверяем, и поэтому доколе наши души противоречат Кресту и пинают все, что Бог предлагает им, мы не верим.
Теперь, если Отец замыслил то, чему мы так противимся, отбиваясь от всего, на что Его замысел направлен, то как мы можем, если не отступая и не подчиняясь, подготовиться к истине и приблизиться к ней, и не таков ли необходимо Его замысел? Людей не надо привлекать к тем вещам, к которым они приходят сами. И поэтому я говорю, что во время первого акта реализации замысла Отца Он прилагает силу, ибо в человеке самом по себе нет веры и она ниоткуда не возьмется. Это правда, что Отец дает Своим избранным Христа, Своего Сына, ибо "Они Твои, говорит Христос, и Ты дал их Мне" (Иоан.17.6), и Отец, Который дает избранных Христу, дает Ему также всю власть на небе и на земле: "Дана Мне вся власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы и т.д." (Мтф.28.18-19). По сути Он желает сказать: Я поручаю вам, апостолам и служителям, которые последуют за ними, проповедовать и обращать, но как? При том, что вся власть на небе и на земле принадлежит Мне. Так что, возлюбленные, Господь принимает Своих избранных, хотя они своевольны и дики, и приводит их к Сыну Своему во всей силе, которая дана Ему, Он сгибает их, сокрушает и направляет, чтобы привести к Сыну, ибо "Отец, говорит Христос, не судит никого, но весь суд отдал Сыну". Заметьте, что если Христос поставлен как Посредник в завете, то Отец ничего не делает для Своих избранных без Него, но все, что Он делает, Он делает в Сыне, и Сын в Нем, так что все, что Отец делает для того, чтобы привести к Себе избранных, когда они, будучи в мятеже, суть Его враги и замараны кровью, Он делает в Сыне, Которого Он поставил на это, и это является делом и Самого Христа. Христос стал Жертвой от Отца ради жизни и души каждого из избранных. Философы, наблюдая за природной душой, видят, что она формирует тело и все его органы, подчиняя их своей воле; так я могу сказать, что Христос формирует и спасает всего человека, чтобы привести Его к Богу; Отец же приводит упорную и упрямую тварь к Своему Сыну, причем так, что она не производит ничего, вызванного только Отцом без Христа, или Духом, посредством Которого человек также приходит к Сыну, но Отец дает все человеку без всякой веры или какой бы то ни было способности прийти к Сыну, и формирует в нем веру, чтобы ему прийти ко Христу; Он открывает его слепые глаза и дает им узреть Христа, прежде чем человек сможет это сделать, и вводит его в завет с Ним,. Видите ли, что Христос дается людям не с той предпосылкой, что они верят, но они верят потому, что они уже принадлежат Ему. "Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников, чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме - из темницы" (Ис.42.6). Их глаза не откроются до прихода Христа, но когда Он приходит, Он открывает их. 
Но идем дальше; допустим, неверно то, что мы говорим о вере, что она не может возникнуть, если нет никакой жизни до нее, и соответственно не может не быть союза раньше нее; следует ли отсюда, что если не может быть жизни во Христе иначе как по вере, то вера должна предшествовать союзу со Христом? Возлюбленные, нет ничего яснее, чем это, а именно, предположим, что не может быть жизни до того, как мы верим, но и тогда есть необходимость союза до того, как явится жизнь от Христа, ибо если допустить, что плод на ветке обладает способностью сообщать жизнь корням, то это будет странным тщеславием. Если корень дает жизнь всем ветвям, сообщающимся с ним, то они приносят плоды; предположить же, что вера сообщает нам Христа, значит предположить, что плоды сообщают жизнь корням. Член Тела Христа, то есть верующий, есть ветвь, и он имеет жизненную силу от Христа как корня, однако невозможно, чтобы вера производила жизнь в ветвях независимо от корня, и именно об этом, возлюбленные, говорит Христос: "Я есть Лоза, а вы ветви". Теперь предположим, что ветвь, растущая на дичке, отрезана от него и пока еще не привита к маслине; может ли она плодоносить даже своими плодами, не говоря уже о культурных, будучи отделена от своего корня и не имея жизни от другого? Известно всем, что общение есть плод единства, ибо нет ни участия во Христе, ни общения с Ним, не вытекающего из союза с Ним, так что вы можете либо сказать, что вера, о которой вы говорите, не от Христова корня, но от чужого, иначе откуда она вообще возьмется, либо, если вы признаете, что корень Христос, она должна исходить от Него в первую очередь в силу союза с Ним.   
Наконец, предположим, что приход ко Христу есть вера и что Его жизнь недоступна людям, пока они не верят; но что такое здесь жизнь?  Апостол говорит нам: "Наша жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге, и Христос есть жизнь мира", то есть, избранных. Каждый избранный имеет жизнь во Христе прежде, чем он верит, соответственно, вера не производит новой жизни, которой не было раньше, но лишь проявляет ту, что уже была. и делает эту жизнь активной; иначе говоря, вера - это инструмент, с помощью которого та жизнь, что сокрыта во Христе, становится деятельной и проявляется в жизни человека. Так что все, что есть в Нем, является нам по вере, и действенность жизни Христа в избранных является во время их уверования, и Его жизнь становится действенной в них, когда Христос на самом деле дарует им веру; но сказать, что сперва люди должны уверовать сами, значит отказаться от того, что жизнь избранных сокрыта во Христе, прежде чем они уверуют.  Одним словом, возлюбленные, я желаю, чтобы вы серьезно, с откровенностью и тщательностью, приняли во внимание те опасные последствия, которые непременно вытекают из принятия того принципа, что нет никакого оправдания избранных и их союза со Христом прежде, чем они уверуют во Христа, что люди не соединены со Христом и никак не причастны оправданию, прежде чем они верят, но что вера является инструментом, которым они сами соединяются со Христом. Отметим здесь, что из этого может следовать.
1. В некотором отношении это будет вовлечение снова в завет дел. Как так, скажете вы? Прошу вас хорошо рассмотреть то, что говорит апостол. Господь сказал Адаму сначала: сделай это и живи; если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди, как и Христос сказал богатому юноше; и апостол в Рим.10.4-5 ясно говорит о завете дел, описывая праведность закона словами Моисея: "Тот, кто сделает эти вещи, будет жив ими". Отметим, что завет дел основан именно на этом выражении: если человек сделает это, он будет жить. Завет благодати работает на противоположном условии: люди должны сначала жить, прежде чем они смогут нечто сделать. Бог в Своем завете благодати сначала дает жизнь, и уже из нее следуют дела; в завете дел дела должны предшествовать жизни. Но, скажете вы, как из этого следует то самомнение, что люди должны верить, прежде чем они будут жить во Христе? Вы должны по необходимости принять условия завета дел, если вы нечто должны сделать, чтобы иметь жизнь от Христа. Я должен верить, и во мне нет жизни, пока я не верю; но если я должен жить прежде, чем уверую, мне должна быть дарована эта жизнь. Может быть, вы скажете, что вера противоположна делам; но сам акт веры есть любовь ко Христу, и в этом отношении он тоже есть дело, как и все дела любви. Так что тогда сначала нужно иметь дела, прежде чем может быть получена жизнь, если люди действительно должны сначала верить, прежде чем иметь единство со Христом.
2. Если должен быть наш акт веры, прежде чем быть причастным Христу, то поймем, что из этого будет следовать, что те грехи, что некогда возложены на Христа и удалены от избранных, на самом деле не могут быть возложены на Него, ибо, будучи приняты от них, они возвращаются на верующих, ибо если Христос был обвинен и однажды заплатил полную цену в Своем удовлетворении, то эти грехи должны быть уничтожены; и если должна быть вера до того, как будет союз со Христом и интерес в Нем, из этого обязательно должно следовать, что избранные сами несут свои грехи, которые вменены Христу, и Он уплатил за них. Но как обстоит дело со славой искупления Христа, на которого было возложено все беззаконие избранных, и Он понес его, как козел отпущения в землю забвения, из которой они некогда были забраны и созданы новыми людьми. Разве Христос, понеся грехи, возвращает их обратно? Где видано, чтобы Христос однажды забрал грехи от человека, а потом изгнал его вон?
3. Пусть люди не могут быть заинтересованы во Христе, пока они на самом деле не уверуют в Него; из этого должно следовать, что до этого они находятся под ненавистью Божией, ибо пока они сами несут свои беззакония, Бог, как Бог Ревнитель, по Своей святой и чистой природе должен вечно ненавидеть беззаконие, а также лиц, его творящих. Представить, что Он ненавидит Своих людей, пока они не верят, означает допустить, что Он должен ненавидеть и любить одновременно одного и того же человека. Но когда Он говорит об Иакове, еще не родившемся, что "Иакова Я возлюбил" (Рим.11.13), то ясно, что любовь сообщена Иакову до его рождения, и явно до того, как он уверовал. Был ли Иаков не заинтересован в любви Бога и Христа до того, как он уверовал? Да, был. Но он не был ненавистен Богу даже тогда, когда нес свои беззакония, ибо в Боге не может быть в одно и то же время любовь и ненависть к одному и тому же человеку.
Предположим теперь, что у человека нет интереса ко Христу, пока он на самом деле не уверовал; отсюда не обязательно должно следовать, что вера должна быть прежде союза со Христом, ибо для этого, как мы сказали, у веры должен быть иной корень, чем Христос, не имеющий ничего общего с Ним и не имеющий общения с Его благодатью и духом для верующих; но вера связывает их со Христом, и откуда тогда идет эта вера, и где ее корень? Этот корень - Христос. Они едины со Христом прежде, чем они смогут нечто получить от Него, да и должны быть соделаны одним с Ним и жить в Нем, и в силу этого союза они получают веру как плод его. Если же исходить из иного, я прошу вас подумать, как это может быть, и как можно тогда избежать нашего тщеславия и унижения Христа, полагая иное основание, кроме Него, ибо Он есть Автор, а также Совершитель веры (Евр.12.2). Возлюбленные, именно исходя из этого принципа, полученного мной, я говорю, что наше оправдание есть славная привилегия, которая дается Христом лишь в том случае, если наша вера основана на Нем и только на Нем, и потому она поддерживает славные прерогативы, относящиеся только ко Христу, не лишая Его ни одной из них. Поэтому я настаиваю, что избранные имеют участие и долю во Христе даже прежде, чем они верят, и пусть никто не думает, что это отнимает или уменьшает прерогативы самой веры. Ибо есть славные вещи, которые делает вера в верующих; Бог почтил ее выше всех творений в мире, ибо Он сделал ее каналом всего Своего мира и утешения совести, более того, всей силы, которую верующие имеют в своей жизни, ибо лишь когда Христос сообщает Себя душе в вере, она обретает Его блага, и она лежит во тьме, когда она в неверии. Но то, что делает только Сам Христос, не может быть относимо к верным. Я мог бы еще многое сказать об этом, но время прошло.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn