Мир в Хаосе

Фирюза Янчилина
Третью формулу Вася написал уже при мне. Но прежде было открытие дискретного движения.
Вася долго обсуждал с друзьями, как электрон прыгает внутри своего облака – мгновенно из одной точки в другую. Главные слушатели Саша Булгаков и Володя Зюбин уже свыклись с образом электрона-прыгуна. Но тут вмешалась я.
Я слушала-слушала парней, а потом поняла, что абсолютно ничего не понимаю, и заявила об этом Васе. Есть у меня такая особенность: я не боюсь признаться в своей «глупости». Помню, в университете это моё качество потрясло нашего однокурсника Сашу Юнонина. Я после подумала и поняла, что, наверно, со стороны это выглядит действительно наивно и невинно, когда девушка, хлопая ресницами, признаётся, что ей не понятны законы физики. Сразу же напрашивается вопрос «а зачем тогда физфак выбрала?»  Но этого вопроса мне никто не задавал. Я, может, ничего не понимаю в физике, но это не помешало мне окончить университет на четверки и пятерки. Сама удивляюсь этому факту. Не могли же мне преподаватели-ученые ставить хорошие отметки только за «красивые глаза». Может, у меня всё-таки были какие-то знания? Вопрос до сих пор остаётся открытым.
 Итак, я заявила, что ничего не смыслю в прыжках электрона и с этого всё началось. Вася объяснял мне снова и снова. Я всё время мотала головой, говоря, что не могу понять, как в одно мгновение электрон может перепрыгнуть размер своего облака, при этом умудряясь ещё не «наследить» траектории. Получается, внутри облака он движется без траекторий? Как это? Мир субатомных частиц, конечно, «с выкрутасами», но «нематериальное движение» выглядит слишком уж неразумным. Это движение можно сравнить с хождением по воде Христа.
Вася недолго убеждал меня в своеобразности скачек электрона. Он призадумался, все-таки призадумался, что дело, видимо, не только в моих умственных возможностях. Скорее всего, он ещё до конца не продумал свою концепцию. И в один прекрасный день дорешал, наконец, задачку.
В то время компьютеры были роскошью, мало кто имел их в квартирах. У нас тоже не было электронной машины дома. Печатать Васины тексты для будущей брошюры (которая затем переросла в книгу «Квантовая теория гравитации») я ходила на свою работу по вечерам или выходным. Вася сопровождал меня. Он продолжал писать от руки, читал книги, а я переносила содержимое рукописей в память компьютера. Поработав какое-то время, мы устраивали отдых за чаепитием.
И вот как-то Вася сходил в соседний магазин за шоколадкой. Я в это время набивала текст. Вернувшись, он радостно и при этом скромно произнёс, что разгадал-таки загадку движения электрона внутри облака. Вася едва сдерживал улыбку.
Я, конечно, прекратила стукать по клавишам и попросила поделиться догадкой.
Вася объяснил, что электрон исчезает из одной точки электронного облака и появляется в другой. И между этими точками исчезновения и появления нельзя провести линию, так как движение происходит как бы в Хаосе. Почему «как бы»? Потому что Хаоса в нашем мире очень мало, и наиболее чувствителен к нему мир мельчайших частиц, включая электрон.
Что такое «Хаос»? Это особое состояние пространства-времени, вернее, его разрушение. Этот вырожденный мир следует из первой формулы: квадрат скорости света равен гравитационному потенциалу Вселенной с отрицательным знаком. Все эти понятия я постаралась изложить простым языком в своей научно-популярной книге «По ту сторону звёзд. Что начинается там, где заканчивается Вселенная?»
Теперь мне всё стало ясно. Меня полностью устроило Васино объяснение про характер движения электрона в своём облаке. Мне оно показалось логичным и даже очевидным.
И меня сильно удивило, когда Саша Булгаков возмутился, что Вася отказался от прыжковой модели (к которой он уже привык) и перешел к какому-то дискретному движению. Он заявил, что так рассуждать нельзя. Не сразу принял новую идею и Олег Анцуткин. Вообще, меня удивляет, что многие, кто принимает Васину теорию гравитации и его три формулы, «не совсем серьёзно» относятся к дискретному движению.
А ведь это движение совершает самую настоящую революцию в квантовой механике! Одним махом разрубает Гордиев узел всевозможных квантовых парадоксов. В частности, наглядно объясняет, как и почему электрон способен проходить через две дырки в одно и то же время!
После открытия дискретного движения Вася написал третью формулу своей теории квантовой гравитации о зависимости масс элементарных частиц от гравитационного потенциала Вселенной. Для этого ему пришлось сделать ещё один неординарный шаг: показать, что потенциальная энергия тел раньше занижалась в два раза. Это происходило из-за того, что не учитывалась их внутренняя энергия.
Три формулы были открыты, фундамент построен. После этого начался долгий процесс развития новой теории. В принципе, на любом этапе Васе можно было остановиться – того, что он сделал, было много, очень много не просто для одного человека, а целого человечества.
Но наверно, Богу надо было, чтобы Вася выдал как можно больше открытий. Его умственный потенциал кажется невозможным. Причём открытия он сделал не мелкие, а глобальные. Но мир пока молчит. Выглядит более чем странно. Последователи у него, конечно, есть,  но…  Но для такого гения, как Вася этого недостаточно. Я всё жду, когда же мир вздрогнет и поймёт грандиозность свершённого простым парнем из российской глубинки.