Опять пятерка! Или курсовая по географии...

Наталья Смирнова 5
Из цикла "Рассказы о маме".

Училась Галочка всегда легко и охотно. А домашние задания и вовсе выполняла только письменные, штудировать учебники не было необходимости. Обладая острым умом и феноменальной памятью, девочка буквально всё схватывала на лету, достаточно было просто внимательно послушать учителя.

Все мы с детства помним знаменитую картину Решетникова «Опять двойка». Так вот, у Галочки всё происходило с точностью до наоборот. «Опять пятёрка!» И если в школе она воспринимала эти пятёрки весьма адекватно, то в институте они её начали уже раздражать, а иногда и просто злить.
- Как мне хотелось получить четвёрку! - вспоминала она многие годы спустя.
- Так в чём же дело? - удивлялась я. - И отвечала бы на четвёрку. Неужели это так трудно?
- Трудно, - с улыбкой отвечала мама-Галочка. - Как угадать грань между оценками?
- В конце концов ты могла просто молчать! - не унималась я.
- Молчать? Молчать - это уже двойка. А двойки в мои планы никак не входили.

Хотя один раз она всё-таки чуть было не получила «двойку». Темой для курсовой работы по географии стала «Индонезия». Галочка, обожавшая всё экзотическое и неизведанное, с удовольствием взялась за написание и одна из первых передала своё творение на суд строгого преподавателя.
Однако профессор остался почему-то не очень доволен.
- Нет-нет. Придется еще поработать. - сказал он, возвращая курсовик немного расстроенной студентке.

«Неужели двойка?» - думала Галочка по дороге домой. «Неужели доигралась?»
В тот же вечер она взялась за «переработку». Записалась в Ленинский зал Государственной Публичной библиотеки им. Салтыкова-Щедрина. В те годы не было интернета, и информацию приходилось добывать только из книг. Конспектирование в этом зале было строго запрещено, разрешалось только чтение, а сам читатель на место чтения сопровождался милиционером.
Впрочем, с галочкиной феноменальной памятью необходимости в конспектировании и не было. Быстро закончив работу, она вновь предстала перед профессором.

- Ну вот, это совсем другое дело, - сказал он, прочитав новый вариант. - Давайте зачётку. 
И тут удивленная Галочка увидела, как его рука выводит слово «отлично».
- Пять?... - спросила она растерянно.
- Да. - не менее растерянно улыбнулся профессор.
- Но...но неужели тогда, в первый раз, нельзя было поставить даже тройку? - пролепетала ошарашенная студентка.
Профессор искренне рассмеялся:
- Тройку? О какой тройке идет речь? За тот вариант можно было поставить твёрдую четвёрку. Но я знал, что Вы способны на большее. Идите. И удачи Вам.
Так Галочка в очередной раз не получила долгожданную четвёрку. Стало быть «Опять пятёрка!»...

Прошли годы. Я, конечно, не стала таким вундеркиндом, как мама, но училась очень хорошо, получив от неё в наследство феноменальную память. Несколько лет назад, когда интернет ещё не вошел в каждый дом, ко мне обратилась с необычной просьбой коллега по работе:
- Слушай, ты ведь близка к поэзии. Напиши, пожалуйста, небольшой реферат о каком-нибудь поэте для моего сына-девятиклассника. Только пиши «языком троечника», он у меня звёзд с неба не хватает.
- Нет проблем! - согласилась я. И уже через час реферат о моём любимом Есенине лежал на столе коллеги.
- Ты что, с ума сошла? - возмутилась она, прочитав. - Это же докторская диссертация! Я  просила «языком троечника». Переделывай давай.
Весь следующий день я мучилась над «переделкой». Мой новый вариант (да простит меня Сергей Александрович Есенин) скорее напоминал «записки сумасшедшего». Коллега приняла его, правда, без особого восторга.

Примерно через неделю я всё же робко поинтересовалась:
- Ну как реферат? Удалось получить тройку?
- И она ещё издевается! - в сердцах воскликнула возмущенная женщина. - Тройку?! Нас на районную олимпиаду по литературе послали с этим рефератом. И всё из-за тебя!
- Бред какой-то... - недоумевала я.
- Это ты считаешь, что бред, - уже гораздо спокойнее сказала коллега. - А преподаватели другого мнения.

«Теперь ты понимаешь, как трудно понять грань между оценками?» - спросила мама, выслушав эту историю.
Я молча подняла вверх согнутые в локтях руки, что означало « Сдаюсь…»