Я и Хлеб

Жанна Арефьева
 Я,человек очень любящий вкусно поесть. Пожалуй,из еды не приветствую только морскую капусту.А ещё я не люблю хлеб.Не скажу,что не ем его совсем,но зависимости не имею. Покупаю его только,когда вдруг очень захочется.Вот запах хлеба мне нравился всегда.      Помните,как раньше пахло в булочных?На стеллажах с хлебом,который нужно было брать самому висели на шпагатных верёвочках большие двузубые вилки.Прежде чем взять буханку или батон,нужно было потыкать в корку этой вилкой,дабы убедиться в свежести изделия.Если взрослые поручали покупку хлеба детям,то уж будьте уверены,что горбушка была обгрызена,а мякиш выклеван!За это мне всегда попадало дома.Но чтобы с удовольствием есть ржаной или пеклеванный с супом или щами,тут возникала целая проблема.Есть хлеб меня заставляли насильно, шантажируя улицей или мультфильмами,поэтому обед превращался в пытку.Годам к четырём-пяти я поняла, что если мякиш долго валять и катать в пальцах, получаются необыкновенно вкусные шарики,которые есть вкусно и приятно.Вот так я и валяла до гладкости и блеска хлебные катышки,со скучным выражением лица и дома,и в садике.За это меня тоже ругали.Как-то "городская" бабушка увидела мои страдания и рассмеялась.Оказывается,муж её сестры до старости делал так же,это изобретение оказалось не моим.
 И ещё,мне всегда казалось(и кажется),что хлеб перебивает вкус еды.И бутерброды с колбасой или салом я старалась не есть.Или мучилась-сначала давилась сухим хлебом,сдвигая колбаску на край куска,а потом в качестве приза,счастливая,съедала!
 Здорово было,когда мы ходили в гости и взрослые, чтобы отделаться от нас,выставляли детям тарелку с нарезанной колбасой и отдельно подавли хлеб,не контролируя как Я это ем!
  У "городской"бабушки меня с хлебом не донимали.Но она старалась запихать в меня хоть что-нибудь,хитрила очень.Мне нравилась молочная тюря,но только если в молоко погружались мелкие кусочки батона или городской булки.Белый хлеб есть я так и научилась до сих пор,а тогда совсем не переносила,тем более,что у родителей мы ели только ржаной,пеклеванный или батон за пятнадцать копеек.
  Чтобы побудить меня есть хлеб,взрослые использовали разнообразные методы и убеждения,наказания и долгие беседы.Деда мне всегда говорил,что в войну люди умирали без хлебушка.А я про себя удивлялась такой человеческой привязанности к хлебу.Вот как я могу умереть без хлеба,раз прекрасно без него обхожусь?!Откуда же мне тогда было знать,что почти вся бабушкина семья умерла во время голода в Поволжье в 1933-м году.
 Папа как-то занялся со мной в свой выходной день.Он рассказал,как пашут тракторами землю,чтобы засеять её зерном,как получается красивый золотой колосок,поле убирают комбайнами,колосья молотят,мелют,везут на хлебозавод,где выпекают вкусный душистый хлеб,оттуда он попадает в магазины и к нам на стол.Его беседа сопровождалась карандашными цветными рисунками в альбоме,что страшно занимало меня.Я сидела рядом,заглядывая в листы с рисунками,сопя от удовольствия, и не стараясь делать это потише.
Любви к хлебу он мне  не привил,но смог вызвать уважение к труду людей,к самому процессу появления на свет буханок и булок.Выбрасывать хлеб в мусорку я так и не научилась,не могу.
  То,что черствело в хлебницах,мои бабушки перерабатывали в сухари,которые съедались с гороховым супом.А если всё же хлеб портился,его мелко резали,размачивали в большой зелёной эмалированной миске, и выносили голубям.
  Зато я любила любую выпечку,а так же сырое тесто.Причём,предназначение полуфабриката было для меня неважным.Только дрожжевое"мокрое"нравилось не очень!Но пельменное, плюшечное,для блинчиков или тортов непременно уминала двумя руками за обе щёки!Бабушка ругалась:"Вот будет у тебя заворт кишок от теста!"
-Ну и пусть!
  Семейная лепка пельменей превращалась для меня в пир.Я зорко караулила,чтобы кончики теста,скатанного в колбаски,не прилеплялись к общему"тестяному лаптю",а отдавлись мне!
  Из хлебо-булочных изделий я больше всего уважала бублики.Не баранки,а именно бублики, которые стоили пять копеек."Городская"бабушка,едущая к нам в гости,непременно покупала в маленькой булочной на Чапаева бублик для меня и рогалик для Мишки.Иногда в Мирном переулке в металлическом киоске она брала для нас развесные горячие пончики,усыпанные снежной сахарной пудрой.Она доставала из сумки бумажный кулёк,весь в жирных масляных пятнах,но такой ароматный,что сразу возникало острое чувство голода.Съедались пончики моментально!
  Когда я переходила в пятый класс,мы с мамой и Мишкой ездили отдыхать в дом отдыха"Черемшаны-2" в Хвалынске.Там со мной приключилась смешная"хлебная"история,ну или я её "приключила"!
  В Черемшанах мне было скучновато,я тяжело сходилась со своими сверстниками.В первые же дни мама водила меня записываться в кружки,меня даже приняли в хор.Но я не пошла ни на одну репетицию,хотя какая-то девочка упрашивала меня сходить,говорила,что они уже разучивают песню!Мне не было это интересно,гораздо лучше с мамой и братом.Мы вместе ходили в кино,ездили на экскурсии.Один раз после ужина мы были приглашены в клуб послушать,как одна молоденькая девушка играет на рояле.Её мама и бабушка сидели с нами в зале,а она на небольшой сцене за инструментом.Пела она очень красиво "Уголок России-отчий дом",с тех пор я люблю эту песню.
 А вот еда в Черемшанах вызывала у меня страшное отвращение.Тогда в столовых кормили не особо вкусно а тут ещё девочка с плохим аппетитом.Суп в те времена я ела только дома,а тут длительная поездка.Я страдала над тарелками с прозрачной водицей,в которой плавала картошка с чёрными прожилками.Наполовину хлебные котлеты в белой мучной подливке вызывали отвращение.Ржаного хлеба не было вовсе!Только пшеничный(дома мы его не покупали).И мама требовала,чтобы я его ела.А ведь белый хлеб в шарики не скатывался!Оставлять на столе недоеденное нельзя!Иначе можно  просидеть в столовой до завтра.Не помню,как питался тогда мой брат,потому что он до сих пор капризен в еде,а в детстве накормить его было гигантской проблемой.
  И вот мы идём из столовой отдыхать в домик.Я,грустная,с мятым хлебом в руке,сзади мама и Мишка.Асфальт закончился и мы шлёпаем по простой тропинке среди травы и кустов,а может быть тропинка была вымощена бетонными квадратными плитами,точно не помню.
  Как-то сам собой у меня их рыхлого шарика скатался грибочек.Вполне профессионально сработанная маленькая беленькая поганочка,такая тонюсенькая и полупрозрачная,какие в изобилии растут не только в лесу,но и в городских парках..Мне мгновенно от собственного успеха стало весело и радостно.Но нельзя же радоваться в одиночку!Дальше последовал театрализованный спектакль для мамы и братца.
 Я лихо развернулась на пятке к отставшим родственникам,с удивлённым воплем нагнулась ,делая вид,что срываю поганку в траве,демонстрирую её и с разудалым криком:"Смотрите,как я могу!",отправляю хлеб в рот,жую и глотаю.
Мама,когда возникает опасная ситуация,обычно впадает в ступор,что и произошло немедленно!Это был минутная немая сцена-белая мама с вытаращенными глазами и Мишка,у которого открылся рот и так и остался на какое-то время,он явно ожидал,что я сейчас упаду на тропинку замертво-о грибах нам столько страшных историй было рассказано!Это моё любимое хлебное воспоминание!
  К сожалению во взрослой жизни с хлебом связаны не лучшие случаи.Вот один,наверное самый памятный.
 Мой бывший супруг,как человек выросший в деревне,без хлеба жить не мог,а я часто о нём просто забывала.Пара кусков батона,намазанных маслом на завтрак,вот и весь мой дневной рацион хлеба.Ну и обычно руки заняты другими вещами-в одной младенец,в другой кошёлка с продуктами.
 Был канун нового года,точнее 31 декабря 1992 года.По радио объявили,что с 1-го января подорожает хлеб.Я оставила Ольгу с бабушкой,вышла за хлебом.Магазин на Чапаева, маленький,одноэтажный,теперь там Читающий Саратов.На улице хвост обозлённых тёток, старух.Вечером праздник,а хлеба в магазине нет.Мне деваться некуда,очередь я заняла, сбегала домой,предупредила бабушку,что стою в очереди.В общем,стояли мы на улице четыре часа.К половине седьмого вечера хлебушек приехал,его сгрузили,очередь стала двигаться.И вдруг кричат,что хлеба больше нет,кончился,а я уже рядом с дверями.Тётки постарше, возмущённые и взъерошенные начали ломиться в магазин.Ну и я приняла живейшее участие в этом мероприятии.Мы ввалились в двойные двери,орали,грозили всё перевернуть,а булочницы орали в ответ,что хлеба нет,что нечего здесь беситься,нужно расходиться по домам.Какая-то женщина ворвалась за прилавки,им не удалось её вытеснить.Хлеб был в в картонных коробках из-под макарон и конфет,просто его припрятали,чтобы назавтра продать по новой цене.Мужу своему несчастную буханку я несла чуть ли не на вытянутых руках.А ощущение триумфа,когда хлеб был найден,что нас не удалось обмануть,живёт во мне и теперь!