Бабули

Наталия Марина
-  Ты знаешь, а ведь Люська с Васей дом продали, да и уехали из деревни, у дочери теперь живут.  Никого там теперь не осталось и некому на могилу к маме и Клавдиньке  сходить…
 
 
    Мне только что исполнилось  семь и это мое последнее детсадовское лето.  Мы с мамой едем в деревню к бабушке.  Маленькая деревня со смешным названием Плишкино в Калининской области.  Это мамина родина.  Там живут младшая мамина сестра Люська со своей семьей и две мои бабки, Бабшура - мамина мама и ее сестра, которую все  в деревне зовут Клавдинькой.
    Поезд останавливается на крохотном двухминутном полустанке в беспросветной темноте.  Дрожа от ночного озноба, я стою в тамбуре, прижавшись спиной к маминым ногам и животу, прислушиваясь к затихающему скрежету колес.  Заспанная проводница открывает дверь, и я слышу мамино на выдохе:
-  Вася…
И проводница:
– Ну, вот, встретили, а вы боялись!
В нос ударяет влажный запах леса, травы, напоминающий густой аптечный отвар и такой сильный, что хочется чихать и тут же из темноты  большие руки сгребают  меня в охапку и к прочим запахам примешиваются еще и  терпкие,  неизвестные.   
     Радостные восклицания мамы, незнакомый и непонятный говорок смеющегося Васи, громкий лязг отходящего поезда и ускоряющееся мелькание тускло освещенных вагонных окон.  Через минуту я оказываюсь в телеге, в уютной  норке из соломы, укрытой старым ватником.  Я очень хочу увидеть лошадь, но в темноте и за спиной мамы ничего не видно и я слышу лишь усталые всхрапывания.  От скрипучего покачивания телеги по ухабистой дороге и негромкого разговора где-то надо мной, я проваливаюсь в душистый теплый сон…
 
    - Мам, а помнишь то лето, у бабуль?  Я никак не могу вспомнить один эпизод, что-то связанное с молоком.  Помню, что я вернулась со двора и Бабшура мне тихо и коротко  что-то сказала, после чего я пулей взлетела на печку, чтобы спрятаться от стыда.   Я помню ощущение жара, заливавшего все лицо.  Но вот, что странно - бабуля не ругала меня, и не было ничего обидного в ее словах, а стыдно было.
    - Ну, ты вспомнила!   Молоко?  Да ведь и коровы у них не было.  Не помню.
 А мама никогда не ругалась и голоса не повышала, да и говорила мало.  Но могла сказать так, что хоть сквозь  землю  провалиться от стыда.   Это было.
 
     Бабули мои проживали в деревне со дня своего рождения.  Бабшура с седьмого года, а Клавдинька с двенадцатого.  Внешне очень схожие - маленькие, ладные, совсем не располневшие  с живыми глазами и с очень четкими чертами лица, не подурневшего к старости, а лишь покрытого многочисленными морщинками.
Бабшура имела три класса церковно-приходской школы, Клавдинька была совсем неграмотной, поэтому сестра служила для нее непререкаемым авторитетом, считалась образованной и очень умной.
  А по характеру они были совершенно разными.   Бабшура -  молчалива, тиха и спокойна.  Клавдинька, напротив, смешлива, суетлива и любительница ругнуться. Звучало это у нее очень странно и смешно.  Она так коверкала, изменяя, непечатные слова и выражения, приделывая к ним какие-то немыслимые длинные окончания, что они скорее походили на детские скороговорки или припевки.  Клавдинька никогда не была замужем, так и оставшись единственной старой девой в деревне.  Именно потому, что она оказалась одинокой, во время войны ее отправили на рытье  окопов, одну из всей деревни.  Там она и набралась новых слов.  Бабшура вообще не ругалась, а ее единственное бранное слово - "лешай"(леший), произносила нараспев, сильно удлиняя звук  "а" и предназначалось оно зятю Васе, веселому и озорному от молодости и здоровья, любителю пропустить "стакашек" и коту Ваське.  Кот жил на вольных хлебах и вечно "женился", находясь в постоянном поиске новой пушистой подружки и воюя с котами, поэтому был дран и озабочен, изредка оставлял на крыльце следы своего существования в виде пойманной мыши или нерасторопной птички.  Вот за птаху ему и доставалось от бабуль.
 
     Мой дед, ушедший на войну тридцати пяти  лет сапером, погиб в 42-м. Подорвался на мине, где-то в курских лесах, осиротив четверых детей.
  Старшая, Валентина, в 15 лет считалась по деревенским меркам уже взрослой и трудилась наравне с остальными бабами.  Маме было только семь, но она стала старшей для пятилетнего брата и трехгодовалой Люськи. 
 Мамины воспоминания об этом времени очень скупы и обрывочны - раннее взросление, забота о младших, постоянные усталость и голод.  Мороженая картошка, засушенная лебеда и стакан зерна, перетертый между тяжеленными чугунными плашками.
     Я смотрю на свою 78-летнюю  маму и представляю ее тощей маленькой девочкой.   С нежностью наблюдая, как быстро она всегда ест, я понимаю, что эта привычка осталась с тех страшных времен.
     В 1943-м году  призыв "Все для фронта, все для Победы" проявился в деревне появлением  многочисленных  проверяющих и следящих, присланных из райкомов  и обкомов для выявления и борьбы с государственными хищениями.
Однажды зимой  Бабшуру с моей мамой, возвращавшихся с фермы после вечерней дойки,  на подходе к деревне остановил такой патруль.
 От фермы идти по узкой протоптанной в сугробах тропинке далеко и тяжело, за спиной привязаны пустые ведра, которые к утру надо вымыть, так как на ферме воды не было.  Переросший комсомолец осветил фонариком ведра и обнаружил на дне каждого остатки молока, стекшего со стенок от соприкосновения с теплым телом.  Всего  в четырех ведрах набралось с  полстакана.
  Дела на бабушку не завели, но на собрании заклеймили позором и лишили трудодней. А главным доводом обвинения послужило наличие четверых детей, которым якобы и предназначались эти полстакана " ворованного" молока.
Конечно, все в деревне понимали, кому нужны были эти показательные меры. Но сил и смелости говорить об этом у загнанных женщин, с утра до ночи работавших в голоде и холоде, с похоронками на сердце, не было.
    А я с ужасом думаю о том,  как смогли они вынести  все это на своих хрупких женских и детских  плечах, не  растеряв доброты и радости, продолжая жить дальше, перетерпев все беды и лишения.
 
     - Наташ, а ведь я вспомнила!  Про молоко твое вспомнила! - голос у мамы звонкий и какой-то помолодевший.
 
     Мы идем с моей новой подружкой по деревне.  Это моя первая прогулка.  Я знакомлюсь и осматриваюсь. Здесь все мне непривычно, удивительно и ново. Рядом с домом небольшой вонючий пруд, с густой и бурой водой, наполненной красными червячками, головастиками и жуками, скользящими по поверхности. Купаться в нем нельзя, но гусям и уткам с шустрыми выводками очень нравится.
  - Это Нинкина, что ль?  Городская? - кричит тетка из соседнего дома и зазывает нас к себе.  Рассматривает, расспрашивает и угощает парным молоком.  Я отказываюсь.  Молоко не люблю и вообще ем очень плохо.  Поэтому маленькая и худая.  Но тетка настаивает, и я мужественно беру стакан.  Пока пью, она приговаривает: "ну вот, ну вот, така тощая, молочко свое, коровье."   На ее лице отражается такая искренняя радость, как будто она одним махом излечивает мою дистрофию!  А я по-взрослому благодарю и заявляю, что у моей бабушки коровы нет!
    Коров в деревне и не по одной, держали все, кроме моих бабуль, да еще одной совсем старой тетки, жившей на краю деревни.  Дело это было хлопотное и требовало мужской силы.  Молоко покупали на ферме, но редко, чтобы заготовить к праздникам сыр и масло.  Зато у  нас  были овцы.  Всех белых звали белянками, а черных - борисками и каждый год из деревни приходила посылка с маленькими валеночками, белыми и очень теплыми - для меня!
     Мы гуляем, а нас периодически зазывают в новый дом. История с расспросами и молоком подозрительно повторяется.  Я мучаюсь, но пью, думая про себя, что здесь так положено.  Не помню уже, сколько домов я обошла, но была основательно наполнена, как бидон и очень довольна собой, видя радость на лицах деревенских.  Потеряв где-то свою подружку, я еще долго глазею на привязанного козла с бородой и злющими желтыми глазами, а потом бегу домой.
Я и не знала, что обо всех моих похождениях домашним было давно известно. Вбежав в избу, я услышала те слова, которые мы с мамой так и не смогли вспомнить.  Клавдинька, переживая за меня, нарочито громко гремела на кухне за занавесочкой.  Не знаю, как я в семилетнем возрасте, сгорая от стыда, смогла понять тогда, что сделала все неправильно.  И как моя мудрая бабушка смогла мне это внушить.
 Нельзя одалживаться,  нельзя давить на жалость, нужно довольствоваться имеющимся и не ждать милости от других, нужно быть скромным и надеяться на свои силы.  Откуда у моих простых, неграмотных бабушек было такое достоинство, сравнимое с достоинством высокородных английских леди?
 
     Мы проходим огородом с соседским мальчишкой, моим ровесником. Он крупнее меня и выше на целую голову и  потому кажется старше.  Его в качестве провожатого приставили ко мне, чтобы я не " сгинула".  Сразу за бабулиным домом, садиком с яблонями, с которых я объедалась до оскомины незрелыми кислыми ранетками, за картофельными грядками начинается льняное поле.  Никогда в жизни я больше не видела такого чуда!  Едва колышущееся голубое дымчатое море, пахнущее свежестью и прохладой, соединяется на горизонте с небом.   Бабшура  строго запретила заходить в него боясь, что я, мелкая, потеряюсь в его пучине. Но меня неудержимо манил этот голубой туман, и я бродила по кромке, выбирая среди льняных стеблей ярко синие васильки, которые бабуля обзывала сором, сразу догадываясь, где я их нарвала.
     И вот теперь мы идем рядом с волнующейся синью.  Мелкий дождь то начинается, то затихает.  Мой спутник молчалив и слегка ошарашен, посматривая на мое экзотическое для деревни одеяние - ярко желтый клеенчатый плащ и красные резиновые сапоги - все, недавно купленное в Москве вместе с другими обновками к первому классу, и воспринимая меня как невиданное насекомое - бабочку, случайно залетевшую в шкаф с молью.  Дождь припустил сильнее, и мы бежим к черному от густоты ельнику.  Под большой елью совершенно сухо, и выцветший упругий мох похож на плюшевую диванную обивку.  Густые хвойные лапы спускаются до земли, образуя подобие шатра.  В носу щиплет от резкого смолистого духа.  Делать нечего и мой кавалер категорически не желает меня развлекать, и тогда я начинаю петь.
   Я очень любила это занятие и имела обширный репертуар от патриотических до веселых эстрадных шлягеров.  Помню сейчас только одну песню, которую тогда пела - про оранжевое солнце.  Маленькая артистка получила немого, но благодарного слушателя, и время пролетело незаметно.
  Мы спохватываемся и вылезаем наружу.  Слегка темнеет, дождь давно закончился, а мое льняное поле померкло и посерело.  Когда мы прибегаем домой, там уже " все на ушах" в поиске " Нинкиной городской".
 
    Я просыпаюсь в уютном коконе из мягких пуховых одеял и подушек.  Слышу мамин и Бабшурин тихий разговор.  Вставать не хочется, и я, притворяясь спящей, делаю глаз щелочкой и осматриваю все вокруг.  Дом у бабушек маленький и похож на игрушечный с мятыми картонными стенами, оклеенными выцветшими обоями в цветочек, с низким неровным потолком.  На узких окошках, завешенных белыми, с прорезанными узорами занавесками, множество горшочков с геранью разных цветов.  В углу, почти под потолком, убранные белым покровом старые образа с лампадкой перед ними.  У стены большой стол с белой ситцевой скатертью, на нем самовар, с облачком пара на макушке.  На  верхнем ободе самовара аккуратно расставлены вареные яйца, как солдатики,  острым кончиком вверх. Это Клавдинька  каждое утро раскладывает их так,  чтобы не остыли. Сейчас она воюет с печкой, поругивая Васю, который что-то там опять забыл починить. Из-за занавески пахнет чем-то печеным и необычайно вкусным.  Сегодня воскресенье и значит Клавдинька не пойдет на ферму к телятам и будет готовить в печке что-нибудь диковинное.  Со двора доносится крик припозднившегося петуха.  Я уже начинаю опять погружаться в сон, и тут из сеней раздается тяжелый грохот, дверь распахивается настежь, и, низко склоняясь в дверном проеме, в комнату вваливается Вася, занимая половину небольшого жилища и почти подпирая потолок.  Я вскакиваю в постели и с восторгом смотрю на огромного богатыря,  кудрявого и русоволосого, с синими смеющимися глазами и белозубой улыбкой во  все лицо.  Увидев меня, он басит, смешно окая -  ну, что? Проснулась, невеста?" и, обращаясь к бабушке - а давай я ее на тракторе покатаю!
    - Лешай,  какой трактор, угробишь девку!
Вася, хитро улыбаясь
    - ну, тогда - стакашек!
 
     В полдень приходит сосед Коля, парень лет шестнадцати и предлагает покатать меня на лошади.  Видя мольбу в моих глазах,  Бабшура со вздохом  соглашается,  - но только не шибко и возле дома.
  Я в нарядном платье с пышной юбкой усаживаюсь на рыжую с седой мордой кобылку. Вцепляюсь в гриву и вжимаюсь изо всех сил тощими ногами в теплые бока лошади.  Она слегка подрагивает всем телом, удивленно кося глазом на невразумительного седока.  Коля придерживает меня за ногу и незаметно направляет лошадку.  Я счастлива!   Мы неторопливо делаем круги возле пруда, на виду у всей деревни.  То ли мой провожатый отвлекся, то ли кобыле надоели цирковые пассажи, но смирная лошадка, вдруг, делает решительный шаг в сторону воды и, резко опустив голову в пруд, начинает пить.  А я от неожиданности выпускаю из  рук гриву, стремительно ускоряясь, скольжу по гладкой шелковистой шее  и оказываюсь в вонючем пруду.  Коля успевает схватить меня за вздувшееся пузырем  платье и вытягивает наверх.  Грязную и красную от обиды меня уже встречают  обе мои бабки, держа в руках простыню.
    Отмываясь в большом тазу от липкой тины, я слышу,  как не унимается Клавдинька, продолжая браниться своими замысловатыми скороговорками, а Бабшура поглаживая и успокаивая меня, нежным и тихим голосом говорит :
-  Накрасовалась, матушка.
   
     Обе  мои  бабули умерли в один год.
Сначала ушла Бабшура, прожив 86 лет, а спустя четыре месяца  и Клавдинька, не перенеся одиночества и горюя по сестре, с которой прожила всю свою жизнь. 
 Пусть земля вам будет пухом, дорогие мои бабули, а над могилой веет голубая прохлада льняного поля!  Пока живы мои воспоминания о вас, жива и я.
    Моя деревня больше почти не существует, из более сорока дворов не осталось и десятка.  Лес подступает со всех сторон, врастая в развалившиеся и покинутые дома..