Рейн, Rhein - этимология

Сергей Колибаба
   

Области за Реном (Рейном),
обращенные на восток и лежащие
за территорией кельтов, населяют  германцы
 Страбон. География, кн.7. 2
   
               
Высказывание, выведенное в эпиграф, подчеркивает роль крупных рек в античности, как естественных этнических рубежей разделяющих разные племенные формирования (культуры); такие функции выполняли  Рейн и Дунай, Эльба и другие реки. По Рейну и Дунаю римляне возвели ЛИМЕС, пограничную полосу отделяющую мир романский (цивилизованный) от  мира «варварского» - германского.
В средневековье формируется иная функция рек - ОБЪЕДИНИТЕЛЬНАЯ, благодаря которой стала возможной организация государств из  различных  племенных формирований, находящихся в бассейне данной транспортной артерии.
 
Однако нам не ясно, каким образом реки приобрели новое социальное  качество, кто, что и каким образом повлияло на «пестрый» племенной мир и способствовало на рубеже античности и феодальной формации формированию государственности? Несомненно, в этом объединительном процессе участвовала ИДЕОЛОГИЯ (религия), исторические источники нам сообщают, что с I в. н.э. в Европе начало распространяться иудеохристианство, в IV веке оно превратилось в основную идеологию Римской империи, а затем и других государств.
 
Развитие европейского общества исследователи необходимо привязывают к религиозной системе, к ИДЕОЛОГИИ, сумме идей позволяющих осмысливать пространство и время через ТВОРЦА, абсолютного авторитета в бытии человека. Однако при этом роль церкви лишь декларируется, не объясняется детально.

 История, языкознание и другие научные дисциплины истолковывают формирование новых европейских народностей довольно примитивно – появился пассионарий (государь, деятель энергоизбыточного активного общественного типа) который «правдами и неправдами»  объединял племена, создавая ядро будущей народности. Значение  иудеохристианства в образовании «божеского мира»  принижается, из-за постоянного восхваления деяний монархов. Совсем никак не отмечена цивилизующая роль еврейских диаспор, ведь иудейское учение надо было ОБЪЯСНИТЬ и ИСТОЛКОВАТЬ, ему надо было НАУЧИТЬ.
 
В общей европейской религиозной доктрине просматривается цепочка, производитель – артефакт – потребитель. В пространстве и времени система «производитель – артефакт»  (еврейское общество – Библия) претерпела незначительные изменения. Еврейскому народу (единственному) удалось сохранить свою социально-религиозную и философскую традицию, и язык - терминологию этой идеологии.

В системе «артефакт – потребитель» (Библия – племенные сообщества, римляне, греки) наоборот, произошли глубокие культурные преобразования: организация жизни и быта племенного мира изменилась на всех уровнях. Произошел полный отказ от языческой традиции, соответственно, в процессе заимствования иудеохристианства изменились и племенные языки.

Следуя программе заложенной в Библии, племенные объединения поменяли среду обитания - создали новое социальное пространство и время (феодальную формацию). Момент перехода к новой форме социальной жизни – учреждение на территории официального иудеохристианства и письменного национального языка, его нужно считать – началом этноса. Обычно эти явления совпадают во времени, пространстве и являются следствием усвоения сообществами религиозно-социальной Сверхидеи античности – иудаизма; в разной степени, современное качество жизни в государстве есть мера усвоения Программы.

Во вновь формирующихся европейских государствах IV-XIV вв. аппарат священников (носители культуры иудеохристианства) являлся единственной грамотной группой населения, а организация  территориальных приходов церкви – единственной системой образования и воспитания. Так как культура система саморазвивающаяся (пока она отвечает действительности), то со временем возникают  определенные изменения в  организации  иудеохристианства, связанные с политико-территориальными особенностями, неоднородностью состава потребителей и сменой поколений.   

Если не будет учитываться факт главенства идеологии иудаизма в формировании национальных языков, то поиски СМЫСЛА слова-понятия (артефакта) - бесперспективны, нет логико-исторического и лексического основания. Необходимым условием развития истории и языкознания  является точность,  однозначность терминологии и последовательное историческое понимание терминов и имен, что возможно только в одной системе религии.

 При анализе гидронима «Рейн» мы будем придерживаться принципа системности, если мы обнаружим СИСТЕМУ в применении термина в различных языках и на разных территориях, то очевидно это будет означать результативность связи «производитель-артефакт-потребитель», или говоря простым языком – успешность  еврейской религиозно-философской доктрины.

1) Существующая этимология гидронима Рейн

Нем. Rhein, фр. Rhin, нидерл. Rijn — крупная река Западной Европы, истекает в меридиональном направлении с юга на север, длина — 1320 км, исток в Альпах на высоте 2413 м., впадает в Северное море.

а) Википедия, Рейн
«Название реки реконструируют как прагерманское *Rinaz. … Название реки на индоевропейском этапе реконструируется как *Reynos, от корня *rey- «течь, бежать», откуда англ. run, river, рус. река, рой, ринуться, реять. Кельтское/галльское название реки произошло из того же индоевропейского источника, что и германское. Гидроним часто сравнивают с другими речными названиями, типа реки Рено в Италии (гидроним галльского происхождения). Латинское Rhenus и древнегреческое Rhenos заимствованы из кельтской формы, поскольку отражают наличие типично кельтского перехода -ei- e».

б) Географические названия мира: Топонимический словарь. — М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001.
«Упоминается у Пифея, IV в. до н. э., как Rhenus; галльск. Renos, др.-верх.-нем. Rin, совр. нем. Rhein, франц. Rhin, голл. Rijn. Гидроним от и.-е. основы *reinos 'река, поток'; возможно из кельт, языков, где галльск. renos, rhenus 'текущая вода, река'».

2) Справки по античной географии

а) Аристотель (384-322). О природе удивительных вещей (145, 168), http://psylib.org.ua

«Река Рейн течет не в ту сторону, что и все реки, а на север, где живут германцы. Летом ее воды судоходны, но зимой они покрываются льдом, и люди могут ходить по ней, как по суше». Эта работа не опубликована, достоверность ссылки не установлена, в Интернете есть только одна цитата о «реке Рейн». Исследователи считают, что в то время территории за Альпами во время были неизвестны грекам.
 
б) Пифей (ок. 380-310 до н. э.) — древнегреческий купец, путешественник, географ,  из Массалии (Марсель), предполагают, что около 325 года он совершил путешествие вокруг Европы. Обогнул Британские острова и исследовал северо-западное побережье Германии до Эльбы. Написал книгу «Об океане», это произведение до нашего времени не дошло, известно, что античные авторы Страбон и др. ссылались на Пифея.

в) Страбон (64/63 до н. э. - ок. 23/24 н. э.) — греческий историк и географ, автор «Географии» в 17 книгах; сохранились списки произведения от X в.; в Риме с 44 г. до н.э. Считают, что Страбон пользовался материалами Александрийской библиотеки, в Александрии жил с 25 г. до н.э, «Географию» закончил к 7 г. до н.э. «Ближайшие преемники Страбона Плиний и Птолемей не упоминают его «Географии». Иосиф Флавий, Плутарх и Афиней уже пользуются Страбоном. Для Стефана Византийского (VI в.) он уже главный авторитет в вопросах географии, так же как и для Евстафия Солунского (XII в.). На Западе в средние века Страбон не был известен» (Википедия).

г) Гай Светоний Транквилл (70-122)
Римский писатель и историк, родился по одним предположениям в Гиппоне (Северная Африка), по другой версии в Риме; его произведения дошли до нашего времени в списках IX века. В книге «Божественный Август» (21, 1; 25, 2), Светоний употребляет термин Рейн в форме  «Rheno» и «Rheni»; очевидно корень - RHEN.

3) Гай Юлий Цезарь (102—44)

Цезарь употребляет гидроним Рейн своей работе «Записки о галльской войне» в форме Rhenum и Rheni; по мнению лингвистов, его книга: «Традиционно является первым произведением классической латыни, которое читают на уроках этого языка».
 
* Цезарь и евреи

В 48 г. до н.э. Цезарь, преследуя Помпея, вторгся с небольшим войском в Александрию (Египет) и вмешивается во внутренние дела страны, свергает  царя Птолемея XIII и назначает царицей Клеопатру VII (сестру и жену Птолемея). Действия Цезаря вызвали восстание в Египте, римляне были заблокированы египетским войском во дворце, лишь только помощь войск азиатских союзников помогла ему нанести поражение египетской армии в 47 г. до н.э.

* Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона

«Цезарь, Юлий …Непосредственное сближение Цезаря с евреями началось за пять лет до его смерти, когда для противодействия планам Помпея Ц. освободил из заключения храброго Аристобула II  и дал ему два легиона солдат с поручением отобрать у Помпея Сирию и Иудею. Правитель Иудеи идумеянин Антипатр отвернулся от Помпея и перешел на сторону Ц., который и утвердил Антипатра в должности правителя всей Иудеи, а Гиркана в звании первосвященника и этнарха всех иудеев; он разрешил отстроить стены Иерусалима, возвратил некоторые отторгнутые Помпеем пограничные области и облегчил тяжелые военные повинности (ib., §6).

Особыми сенатскими указами евреи были признаны ДРУЗЬМИ и СОЮЗНИКАМИ римского народа, Гиркан был утвержден в должности наследственного первосвященника и этнарха, что дало ему право выступать в качестве защитника евреев не только в Палестине, но и во всем государстве, и ведать их религиозные нужды. Декреты, подтверждавшие права евреев, были выгравированы на таблицах по-латыни и по-гречески и выставлены в Капитолии и в храмах некоторых малоазиатских городов.

 За александрийскими евреями Ц. подтвердил равноправие с греками и самоуправление под властью своего вождя (алабарха). …Евреи в то время принимали участие в политической жизни Рима и пользовались влиянием в общественных собраниях (Цицерон, Pro Flacco, § 28; декреты Цезаря, сената и городов приведены у Флавия, Древности, XIV, 10). Римские евреи глубоко оплакивали его гибель, как великую потерю».
Римские легионы под руководством Цезаря в период 55-52 гг. до н.э. вышли к Рейну, где вели войны с племенами кельтов и германцев.

4) Обобщение и вывод

* Никто из исследователей не выводит гидроним Рейн из семитских языков.
* Древних кельтских языков мы не знаем (сохранилось около 200 слов, которые считают кельтскими), кельтские языки позднего периода подверглись сильному влиянию латыни. Каким образом распространялись слова-понятия бесписьменных кельтских языков?
* Пифей –  был ли он вообще на Рейне?
* Проверить факт применения термина Аристотелем не удалось из-за отсутствия в публикации его работы.
* Удалось установить нижнюю  временную границу употребления термина Рейн в труде Цезаря (58-55 г. до н.э.); ниже этого периода гидроним не обозначен в доступной литературе.

Выводы

Кельтское и германское происхождение гидронима маловероятно. Заимствование терминологии всегда происходит в определенной идеологической среде, присваивается авторитетная для всех религиозная доктрина и её терминология.

 Термин, вероятно, заимствован греко-римской интеллектуальной верхушкой: политиками, историками и географами,  они отмечаются в военной или научной деятельности в семитских регионах: в  Северной Африке, Сирии, Египте, в древнем научном центре – Александрии. «Рим был толкучкою заимствованных богов и завоеванных народов, давкою в два яруса, на земле и на небе», Б. Пастернак. Доктор Живаго.

 Из представленных языкознанием форм употребления в древней литературе гидронима РЕЙН, просматривается общий корень – R.H.N., в различных языках он был по-разному огласован, эта проблема относится к исторической фонетике и грамматике. Мы  решаем  другую проблему – философскую, пытаемся установить «фоновое знание» Средиземноморской цивилизации. Общее знание понятное говорящему и слушающему; найти его (как показывает практика) можно только в системе иудаизма (идеологии).

5) Терминология иврита и библейский образ

а) Приведем гидроним в форму близкую к грамматике иврита и выделим корень, прочитаем его наоборот (как в иврите) - нем. RHEIN = NIEHR. У нас моментально «выплывает» рациональное (которое можно осмыслить)  понятие – река.

* RHEIN = NIEHR =  в письме без огласовок - ивр. N.H.R., НАХАР (НАГАР) течь, река; в некоторых переводах - наводнение, поток (буква he H в иврите, что-то среднее между Х-Г). 

* В греческом тексте Библии (Септуагинта, ок 250 г. до н.э.) понятие РЕКА обозначено словами POTAMI,  POTAMO (в современном языке также),  Септуагинта не являлась носителем термина Н.Х.Р.

 Таким образом, гидроним RHEIN принадлежит еврейскому языку - транслитерация слова иврита на латынь и греческий язык, следовательно, во времена Цезаря (возможно в его окружении) здесь были евреи, которые  «подсказали»  завоевателю Галлии БИБЛЕЙСКИЙ термин.

б) Библейский образ

В различных текстах Библии корень Н.Х.Р. (река) употребляется более 150 раз в указанных выше значениях.

* Быт. 2:10: «Из Едема выходил река (НАХАР),  для  орошения рая».
 
* Пс. 45:5: «Речные (НАХАР) потоки веселят град Божий, святое жилище Всевышнего».

* 4 Цар. 17:6: «В девятый год Осии взял царь Ассирийский Самарию, и переселил Израильтян в Ассирию, и поселил их в Халахе и в Хаворе, при реке (НАХАР) Гозан, и в городах Мидийских».

6) Системность

Приведем лишь немногие выявленные гидронимы, связанные с корнем иврита Н.Х.Р.

а) Германия
 Ангербах (Angerbach) — река, протекает по земле Северный Рейн-Вестфалия, длина 35,8 км; выделим корень -   A+nger (иврит река)+bach (нем. ручей). Составное иврит-немецкое имя, характеризует незначительную реку, когда паводок – река, когда нет дождей – ручей.

Крехенбах (Krahenbach) – река, Бавария, длина реки 7 км; K который + rahen (река, прочитано наоборот - nehar) + bach (нем. ручей), см. выше.

Реген (Regen) — река в Баварии, левый приток Дуная, на ней и на Дунае стоит город Регенсбург, который постоянно подтапливается в половодье; длина — 169 км; имя прочитано наоборот – Regen = NEGER (река, наводнение).

Regnitz - река в Баварии длиной 58 км, левый приток реки  Майн; корень имени прочитан наоборот – Regn+itz = NGER + itz - возможно, от корня иврита ТАСАС бурлить; ТАС летать – бурное течение, подъём воды.

Рене (нем. Rhene) — река в земле Северный Рейн-Вестфалия, длина 14,85 км; прочитаем имя наоборот – Rhene = E+NEHR (река).

б) Россия

Более 50 гидронимом содержит корень НХР-НГР (можно найти и больше).
* Ангара (А + НГАРА) река в Восточной Сибири, вытекает из озера Байкал.
* Аргунь — река в Китае и на границе России и Китая, правая составляющая Амура; имя прочитано наоборот – АРГУНЬ = Ь+НУГРА (река).

в) Китай
* Сунгари (кит. Сунхуацзян) - река на севере Китая, самый крупный приток Амура = СУ+НГАРИ (река).

г) Африка
Нигер (фр. Niger, англ. Niger, йоруба Niger, Oya) крупная река в Западной
Африке, длина 4180 км, НИГЕР = НАГАР (река).

д) США
Ниагара (Niagara River) - река в Северной Америке, соединяет между собой озёра Эри и Онтарио, отделяет штат Нью-Йорк от канадской провинции Онтарио, длина около 56 км, течёт преимущественно на север; в  среднем течении находятся Ниагарский водопад и пороги -  Niagara = НАГАР (река) или НИГЕР литься, течь, проливаться, сбрасывать вниз.

е) Аргентина
 Рио-Негро (Rio Negro) — река в Аргентине, на севере Патагонии, длина 635 км,  до «Завоевания пустыни» (Conquista del desierto), военной компании Аргентины 1870-х годов по завоеванию Патагонии, по реке проходила граница цивилизации.

Таким образом, гидроним RHEIN заимствован из библейских источников. Очевидна СИСТЕМНОСТЬ, около сотни понятий содержащий еврейский корень Н.Х.Р. – Н.Г.Р. разбросаны по всем континентам, что невозможно без влияния единой  идеологии – иудеохристианства.

 Мы выполнили основные задачи системного подхода: установили иерархию, определили главенствующую идеологическую систему в которой «вращается» понятие (целостность), выделили целую группу подобных гидронимов (элементы), и определили связи иудейской терминологии с другими идеологическими системами (взаимосвязь).

 Пророк Иеремия стыдит израильтян за «удаление от Господа».

  2:5: «Так говорит Господь: какую неправду нашли во МНЕ отцы ваши, что удалились от Меня и пошли за суетой, и осуетились».
 
2:18: "И ныне для чего тебе путь в Египет, чтобы пить воду из Нила? и для чего тебе путь в Ассирию, чтобы пить воду из реки (НАХАР) ее?".

Логичнее «пить воду» из первоисточника, оригинального текста Библии, там мы сможем найти незамутненное поздними национальными напластованиями фоновое знание европейской цивилизации. Когда разберемся с этой проблемой, можно будет опуститься во времени и ниже, к Египту, Вавилону и шумерам.