Моя подруга Луиза

Наталия Мелуа
Сакварлис саплавс вэдзэбди, вервнахэ дакаргулико, гуламовскнили встироды, садахар чемо Сулико..." - пели мы с Луизой, лежа на роскошной софе.Рядом стояли две пустые бутылки шампанского, сладкий плов, чурчхела, брынза и хачапури. Кому как, а для меня грузинский язык, как музыка, разговаривать не могу, но все понимаю и песни умею петь. Ну вот, например, моя любимая:"Тбилисо, мзизда вардебиз мхарео, ушенод, сицоцхлес арминда....садарис свагана хари варази,садарис чагара мтацминда..."

Мы и не услышали, как зашел Миша, ее муж - "Как дела, девочки, что делали, что хотите, дорогие, любое желание!" Я наслаждалась и завидовала подруге белой завистью, еще бы! Такой красавец, миллионер, такой обходительный, щедрый, одевает ее как куклу, работать не дает, оберегает, одну никуда не пускает, везде на машине возит...вообщем, все перечислить, места не хватит. А еще говорят, что грузины бросаются на блондинок! Ничего подобного! Сколько раз меня Михаил домой отвозил, даже никаких намеков на выражение симпатии, а я ведь блондинка.
               
Моя подруга Луиза похожа на Мадонну с картины библейского сюжета, только полная, кг 100, но очень статная женщина. У нее мраморная кожа, роскошные каштановые волосы, огромные карие глаза, аккуратный носик и маленькие пухлые губки. Мужчины смотрят на нее с восхищением и, когда мы идем по городу, даже ленивый оглядывается.

Каждые выходные в доме моих друзей были бурные застолья, приезжало минимум десять человек. Это были, в основном, родственники - двоюродные, троюродные, четвероюродные братья и сестры, а также дяди, тети и просто друзья. Они были так дружны, что я поняла - грузины, вообще, все между собой близкие родственники. Все мужчины мне нравились, а особенно Дато. Он был невысокого роста, черноволос, голубоглаз и всегда в белых, идеально чистых носках. Дато никогда не пытался со мной заигрывать, назначать свидания, но когда целовал руку, то пытался задержать ее в своей. Однажды после обильного ужина, эмоционального общения и песен гости стали постепенно разъезжаться. Так получилось, что Дато было по пути со мной, и Миша грозно попросил его подвэзты дэвушку. Именно, грозно. И еще что-то быстро и непонятно говорил ему в напутствие. Мы с Луизой остались вдвоем и она сказала:

-Миша не дает никому за тобой волочиться. Они все женаты, а ты - наша близкая подруга. Он тебя оберегает.
-А Дато тоже женат?
-Нет, но у него в Москве невеста есть, красавица, она грузинка. Дато ее обожает. По-моему, уже сделал предложение.

Мы попрощались с хозяевами и уехали на машине Дато. В салоне было тепло, звучала красивая музыка и ехать домой не хотелось. Дато предложил:

-Покатаемся по городу?
-Давай!
-Может что-нибудь хочешь?
-Кофе можно.

Мы подъехали к киоску, Дато купил кофе и шоколад, мы пили кофе, почти все время молчали, наслаждаясь покоем ночного города.

- Наташа, я давно за табой наблудаю..Ты такая..нэжная..добрая..как вэсэнний цвэток и рукы твои пахнут цвэтамы..

Дато остановил машину и хотел меня поцеловать, но я уклонилась и он прильнул к моим рукам.
Я сказала:

-Извини, сейчас мои руки пахнут кинзой, потому что я целый вечер ела ими сациви.
-Поехалы к тэбэ..

Я вспомнила про московскую невесту...Шеипртхеала мгосанма, квавилс нискарти шеахо, чаивкнес чаи чик-чика, шен хом арахар.. Где ты, птичка московская? Где ты, обожаемая невеста? Тебе, девочка, и не надо знать, что твой любимый целует чужие руки.

Я вышла из машины, поймала такси и уехала домой.С тех пор прошло много лет и теперь мы живем далеко друг от друга. Но я сохранила в душе благодарность за теплоту и гостеприимство своих грузинских друзей. Когда Луиза была богатой, она всегда помогала всем своим родственникам. Кроме этого, она помогала и всем остальным людям, которые встречались на ее пути и которые нуждались в помощи. Я очень уважаю грузин уже только за то, что они очень сплоченная нация, друг друга никогда не бросят. Когда Луиза осталась с сыном без средств к существованию, в тяжелые для Грузии времена, родственники и друзья не бросили ее, помогали всем, помогли выучить сына, помогли найти работу.

Я всегда помнила и буду помнить, как нас встречали в грузинской деревне у ее родителей. Мы приехали ночью, но стол был накрыт. Вся родня и соседи собрались, чтобы радоваться нашему приезду. Нас так целовали и так обнимали, будто дороже нас, гостей, никого в мире нет. Нам дарили подарки и произносили тосты в нашу честь.

Я никогда не забуду твое сациви, Луиза, вкуснее которого я ничего не ела. А приготовленные тобою хачапури и брынза – вай-ме!Ничего нет вкуснее!
Я не забуду, как ты учила меня грузинскому и заставляла произносить – «Цады клеа», а когда я произносила, ты ухохатывалась и говорила – «Иди, иди скажи это Мише!» Но я не говорила ему, потому что подозревала подвох) А когда я впервые сделала соузи, ты сказала – «Можно выходить замуж за грузина!»

Спасибо,Луиза, за годы проведенные вместе. Пусть будут благословенными твой народ и твоя земля. И никакая политика не разделит нас.