40. Сущность и содержательное наполнение системы

Олеся Блокдва
40.Сущность и содержательное наполнение системы элементарных выразительных средств (ЭВС) языка публицистики.
Факт", "образ", "постулат" представляют собой константные элементы журналистского текста Л и выступают как элементарные выразительные средства журналис- ;) тики.
Журналистский текст как система выразительных средств.
По Г. В. Лазутиной «Основы творческой деятельности журналиста»
Журналистский текст – это система выразительных средств: вербальных (словесных) и невербальных (оформление). Журналистский текст несет в себе особый вид информации – журналистскую информацию. Признаки хорошо написанного журналистского текста: ясность, живой язык, честность, точность, адекватность. Выразительные средства как носитель информации и способ организации журналистского текста. В ходе развития журналистики на базе естественного языка постепенно формируется еще один, специфический уровень знаков. Это своего рода искусственный язык, посредством которого журналистская информация обнаруживает себя, объективируется, приобретая характер информационного продукта. Обозначается этот язык понятием «элементарные выразительные средства журналистики» (ЭВС) (термин Е. И. Пронина), сложившимся в ходе осмысления информационной природы журналистского творчества и его знакового инструментария. «Факты», «образы» и «нормативы» – три ряда знаков, образующих язык журналистики. Понятие элементарных выразительных средств журналистики – «строительного материала» для воплощения темы и идеи журналистского произведения, для выражения журналистской информации.
Выразительные средства журналистики:
Факт – средство для выражения описательной информации, полученной журналистом в результате точного установления границ интересующего его «атома действительности». Содержание  факта определяют вопросы: Кто? Что? Где? Когда? (Например, «В марте 2002 г. Гражданин Введенский возбудил в Московском городском суде дело против мэрии столицы о еензаконных действиях».)
Лазутинаопределяет три значения факта: 1. Факт как независимый от сознания человека «атом действительности»; 2. Факт как отражение в сознании этого «атома действительности»; 3. Факт как элемент текста, в котором объективируется выработанная сознанием информация об этом «атоме действительности».  Великое искусство для журналиста – научиться «писать фактами». 
Фактоид – передает описательную информацию о действительности. Фактоид отображает такую характеристику фрагментов воспроизводимой ситуации, которые поддаются лишь частичной проверке и потому обладает меньшей степенью достоверности (например, «… он досконально, что называется, «проработал вопрос» со многими специалистами… »).
Эмпирическое обобщение – смысловая единица, напоминающая статистический факт (фрагменты ситуации сообщаются в обобщенном виде), но обобщение не носит строгого характера, делается по собственному опыту журналиста, часто «на глазок» (например, «Нарушение было настолько очевидным, что специалисты и депутаты в своих комментариях, обнародованных в СМИ, тут же указали на него…»).
Фактологический ряд ЭВС – это все вышеперечисленные смысловые единицы: факты, фактоиды и эмпирические обобщения. Фактологический ряд используется прежде всего для материализации описательной информации, отражающей конкретную реальную ситуацию как «молекулу» действительности. Ряд способен также воссоздать облик действующих лиц, обстановку происходящего – характерные детали. Помогает прочертить причинно-следственные связи происходящего, продемонстрировать степень авторской включенности в ситуацию, обозначить варианты развития событий. Фактоиды и эмпирические обобщения могут выступать и как свидетельства участника событий. 
Чтобы раскрыть смысл сегодняшних фактов, приблизить их к читателю, помочь ему понять их и оценить, журналистика прибегает к использованию материала культуры, включая его в тексты как специфические смысловые единицы. Они образуюткультурологический ряд ЭВС журналистики.   Их два вида.
Первый – образы -  смысловые единицы, в которых отражаются элементы культуры, несущие в себе прошлый социальный опыт, с сохранением их конкретно-чувственной, представляемой формы. Источники образов – исторический материал, художественные фильмы, живопись, литературно-художественные произведения, фольклорные сюжеты, библейские притчи, образные откровения науки, сокровища половиц, поговорок.
Многие из образов восходят к архетипам – крупицам коллективного бессознательного, которые лежат в основе человеческой символики. Журналист ставит факты текущей действительности в контекст таких образов – и в тексте возникает слой оценочной информации. Психологи называют ее рефлективной, «обращенной назад». Так «обращение назад», к  прошлому опыту становится «ключом» к пониманию происходящего сегодня («волна беспризорности накрыла Россию», «они соединены между собой наподобие сиамских близнецов»…). У образа всегда есть возможность неоднозначного прочтения.
Второй – нормативы – служат уточнению авторской позиции. Нормативы обращают нас к установлениям общества, которые в культуре существуют в виде неких директив – законов, правил, норм. Читатель получает возможность увидеть критерии, которыми автор пользуется, когда анализирует поведение участников событий. 
Нормативами могут быть положения законодательства, моральные принципы, идеологические доктрины и правительственные документы, но это и технологические инструкции, медицинские рекомендации, правила техники безопасности (например, «…следовало немедленно принять меры безопасности – загерметизировать «горячую камеру»…»), правила этикета.
Итак, именно ЭВС передают характер того или иного слоя информации, а синтез ЭВС обеспечивает выражение журналистской информации как таковой, многомерной.
Рассмотрим вопрос отношений между формой и содержанием внутри журналистского текста. Дитекс (диаграмма текстовых смыслов) – графическая модель текста, отражающая его структуру и основные внутритекстовые связи – показывает, что специфика организации журналистского произведения проявляется в трех типах внутритекстовых связей. 
ПЕРВЫЙ ТИП – поверхностные связи, наиболее очевидные, те, которые ограничивают текст от иного и потому доступны наблюдению в первую очередь. Здесь есть «сцепление» микросмыслов – последовательность текстовых элементов, претендующих на то, чтобы восприниматься как целое. Тексты эти отличаются отчетливо выраженным монтажным характером.  Монтаж – момент работы, когда из накопленного материала (записанного на пленке, отснятого, зафиксированного памятью) отбирают нужные фрагменты и формируют их в единое целое.  Это система действий, направленных на объединение поверхностными связями микросмыслов, которые задаются авторским замыслом. В произведении они предъявляются по определенным правилам в виде последовательности текстовых элементов. 
Грамотный монтаж обеспечивается соблюдение трех правил монтажа:
1. соблюдать четкость предъявления текстовых элементов в их собственных границах.
2. необходимость контролировать, как соотносятся текстовые элементы фактологического слоя информации с текстовыми элементами слоя оценочной информации, соблюдая пропорции, подсказываемые жанровой спецификой материала.
3. следует выдерживать смысловую, стилистическую, интонационную цельность найденных монтажных приемов, стремясь к эстетической завершенности текста.
ВТОРОЙ ТИП внутритекстовых отношений выражают собой глубинные связи. Они возникают между удаленными друг от друга текстовыми элементами, если те ориентированны автором на решение единой задачи. Когда такая задача имеет частный характер, и для ее решения нужны текстовые элементы внутри одного информационного слоя, эти связи проявляют себя как интеграл: из разрозненных микросмыслов они образуют  более крупное смысловое образование – микротему. Когда же такая задача усложняется и для ее решения требуются текстовые элементы разных информационных уровней, глубинные связи проявляют себя как интегрально-дифференциальная система. С одной стороны, они объединяют ориентированные на решение общей задачи разноуровневыемикросмыслы, создавая внутри пространства текста отчетливо различимые смысловые поля – подтемы. А сдругой – отграничивают эти поля друг от друга, предопределяя тем самым последовательность подтем.
Содержание произведения – сущность, выразившая себя (ставшая в ином) через структурирование заданных авторским замыслом микросмыслов на основе их поверхностных и глубинных связей (по логике А. Ф. Лосева).
Композиция – алгоритм объединения глубинными связями микросмыслов, задаваемых авторским замыслом,  микротемы и смысловые поля, которые предъявляются в тексте в виде определенной последовательности подтем.   
Правила композиции:
1. Композиционная структура журналистского материала должна быть представлена в виде четырех композиционных блоков, сформированных на основе подтем и ориентированных на решение стоящих перед автором коммуникативных задач.
2. Последовательность «композиционных блоков» журналистского текста может и должна меняться, но в любом случае она должна быть согласована с жанровой спецификой материала (мотивирована жанром) и подкреплена (оправдана) соответствующими монтажными приемами.
ТРЕТИЙ ТИП внутритекстовых связей журналистского произведения по функциям сродни рамке: они фиксируют, закрепляют его целостность. Однако проявляются эти связи отнюдь на «рамочным» способом. Это метасвязи (мета – «после, через, между…»), которые обеспечивают тексту качественно новый уровень единства. В результате пересечения в журналистском тексте поверхностных и глубинных связей, в произведении формируется новое образование – некийсверхсмысл. По отношению к тексту он проявляет себя как «метка» - журналистский образ, который автор произведения корреспондирует адресату информации вербально или невербально, через сам «ход» произведения (принцип его организации). «Ход», «ключ», «поворот» - это те профессионализмы, за которыми скрывается дорога к сверхсмыслу: в глубинах творческого сознания журналиста нащупываются метасвязи будущего произведения, идет поиск принципа его организации. В случаях, когда журналистский образ выражен в тексте вербально, он может быть вынесен в заголовок. Впрочем, если материал качественный, выполнен профессионально, его сверхсмысл буде воспринят, даже если не вынесен в заголовную строку (например, «Флажок на карте – не флаг над крышей!»). Журналистский образ – не является «чистой метафорой», хотя содержит в себе ее черты. Он должен рассматриваться как особый вариант символа, поскольку выражает собой синтез смыслов реальности и смыслов культуры