36. Система основных методов получения и отражения

Олеся Блокдва
36.      Система основных методов получения и отражения сведений о действительности в журналистском творчестве. Специфика эмпирических методов в журналистском творчестве.
Эмпирические методы
1) Метод наблюдения. Основан на личном наблюдении, личном познании
действительности путем чувственного ее восприятия. Журналистское наблюдение
целенаправленно. Классифицируется по разным основаниям.
- По способу организации:открытое и скрытое;
- По степени участия:включенное и невключенное;
- В зависимости от условий изучения: прямое и косвенное;
- По временному признаку: кратковременно и длительное.
2) Метод проработки документов. Наиболее распространенный. 2 способа анализа.
- интерпретация;
- контент-анализ.
3) Методы непосредственного контакта с носителем информации.
- интервью (предъявление заранее заготовленного списка вопросов);
- беседа (вопросы задает как журналист, так и носитель информации);
- опрос (выяснение мнения многих людей по одним и тем же вопросам);
- анкетирование (опрос с применением специально разработанных анкет).
4) Метод эксперимента.
- Теоретические методы
1) Формально-логические. Оперируют с известными фактами, путем
умозаключений выводя из них новое знание.
- индукция (вывод от частного к общему, имеет вероятностный характер);
- дедукция (вывод от общего к частному);
- аналогия (сопоставление с целью выявить сходства);
- сравнение (сопоставление с целью выявить различия).
2) Содержательно-логические.  Учитывают изменчивость, развитие мира,
выявляют внутренние и внешние связи.
- анализ (выявление причинно-следственных связей путем расчленения предмета
на составляющие его элементы);
- синтез (соединение составляющих элементов в новое целое);
- гипотетический (прогнозирование.носит вероятностный характер);
- исторический(выявление главных этапов в развитии предмета).
Специфика и особенность журналистского познания заключается и в том, что оно по своей природе носит синтетический характер, т.е. основано на взаимодействии научных, художественных и эмпирических способов освоения социального мира. В журналистском творчестве, как и в научно-теоретическом, очень важно владение общетеоретическими методами познания, к которым можно отнести анализ и синтез, абстрагирование и конкретизацию, моделирование, индукцию и дедукцию, сравнение и аналогию и т.д. Именно на их основе осуществляется процесс формирования понятий, суждений и умозаключений.
Анализ – мысленное расчленение предмета или явления, выделение его отдельных частей, признаков, свойств.
Синтез – это мысленное соединение отдельных элементов, частей, признаков в единое целое.
Абстрагирование – это метод познания, заключающийся в мысленном выделении интересующих журналиста признаков, связей и отношений при отвлечении от несущественных признаков. Результатом абстрагирования являются продукты умственной деятельности – абстракции, включающие понятия, модели, теории, классификации.
Конкретизация – это мысленный переход, возврат от общего понятия к частному.
Моделирование – это метод научного познания, заключающийся в замене изучаемого предмета, явления на его аналог – упрощенную модель и в последующем исследовании этого аналога.
Дедукция – переход в процессе познания от общего к частному и единичному.
Индукция – переход в процессе познания от частного к общему[21].
Данные методы представляют «систему приемов познания явлений действительности, применяя которые журналист подходит к пониманию рассматриваемого явления в сущностных чертах и свойствах, раскрывает его природу, закономерные черты его функционирования и развития, связи и отношения с другими явлениями. На основе метода изучения журналист оценивает явление в свете своего идеала, вырабатывает предложения и рекомендации, пути и средства достижения желаемой цели. Иначе говоря, метод изучения вооружает журналиста способами выработки знания, которое содержит всю необходимую информацию»[22].
В ходе познания различных объектов и явлений действительности журналист включается в творческий поиск. Данный поиск может выйти за рамки уже известных фактов, упорядоченных знаний, представлений, мнений. Поэтому не все творческие задачи могут быть решены с помощью логического анализа. Зачастую, обдумывая ту или иную проблему, журналист может прийти к ее решению на интуитивном уровне. Не случайно в психологии творческого мышления интуитивизм является одним из наиболее ранних представлений о психологических механизмах решения творческих задач. Представители данного направления считали, что открытие нового наступает само по себе – самопроизвольно. При этом под понятием «интуиция» подразумевалось «внезапное осенение, озарение, свойственное лишь немногим избранным»[23].
В журналистском творчестве интуитивное нахождение новых идей может возникнуть на основе чувственных впечатлений и последующей их разработки с помощью методов абстрагирования и идеализации. Но интуитивные решения могут прийти и в процессе обдумывания. Одной из наиболее продуктивных форм интеллектуальной интуиции является, по мнению психологов, творческое воображение, с помощью которого как раз и создаются новые понятия и формируются новые гипотезы.