24. Аудитория ее характеристики

Олеся Блокдва
                24.Аудитория; ее характеристики.

Этимологическипонятие «аудитория» связано с представлением о множестве людей, непосредственно включенных в процесс восприятия
 «аудитория» закреплено за субъектом, который занят в рамках этой системы, прежде всего потреблением информации и тем самым является объектом информационного 

Средствамассовойинформацииапеллируюткличностив
Вполе зрения социологии журналистики попадают и те характеристики (отношения) аудитории, которые определяются рамками самой системы массовой информации (аудиторные характеристики или отношения), и те, что определяются объективным положением в более широкой социальной системе (социально-демографические и профессиональные характеристики) и субъективным отношением к своему положению людей (социально-психологические характеристики). Свойства аудитории, характеризующие ее положение в широкой социальной системе, рассматри-ваются как факторы, независимые переменные по отношению к аудиторным характеристикам — зависимым переменным.



 страны или региона составляет потенциальную аудиторию
В рамках каждого из средств информации действуют отдельные издания, программы, рассчитанные на определенную часть населения, выделенную по конкретному признаку (полу, возрасту, образованию, профессии, любительским увлечениям). Такая аудитория является расчетной, или целевой (этим понятием можно обозначать и ту часть аудитории издания, данного канала информации, на которую рассчитаны данные рубрика, цикл передач и т. п.). Люди, вступающие в контакт с источниками информации (отдельно рассматриваемыми рубриками, циклами передач) составляют реальную аудиторию — это те, кто читает, смотрит, слушает данные материалы, передачи или вообще обращается к данному изданию, программе.
Для аудитории СМИ характерна черта, которую можно определить как устойчивость,ибоработасредствмассовой информациирассчитананарегулярныйконтактсаудиторией.Этому способствует система распространения информации: подписканапечатныеизданиянадлительныйсрок,покупка радио- и Данныерядаисследованийпозволяютпредположить,что
Практическивкаждомиздании(аесливзятьсистему
Болеетонкимоказываетсяразделение аудитории на массовую и  издания и программы должны рассчитывать свои выступления на обе группы аудитории, иногда помещая дифференцированные материалы, иногда — те, что должны привлечь внимание обеих групп, ибо «призвание» СМИ — устанавливать связи между специалистами и неспециалистами, производителями и потребителями, обслуживающими и их клиентами и т. д. Однако специализированная аудитория «имеет право» и на особое внимание какого-то издания или 2. Отношение аудитории к СМИ










Не менее важное направление редакционно-издательского маркетинга – исследование рынка покупателей информации. Его задача – выявление целевой аудитории СМИ и определение всех ее характеристик: количественных и качественных.
Исследования проводятся в границах того региона, где будет распространяться или уже распространяется периодическое ихдание. Сотрудники редакции, отвечающие за маркетинг, определяют направление изучения этого рынка, нередко ограничиваясь 4 возможностями:
1. определение границ региона распространения издания и его территориальнаяхар-ка. Сведения о населении региона: численностью, сосредоточенность в городах и в селах, данные об особенностях эк-ки региона, представление в них хозяйственных отраслей, транспортной, энергетической, финансовой систем и др.
Следующее направление – анализ этой аудитории. При этом имеют вв виду 2 е разновидности:
– потенциальная аудитория;
– реальная аудитория.
Изучение потенциальной аудитории дает редакции сведения о возможном количестве потребителей ее информации. На их основе строится модель издания.
Результаты изучения реальной аудитории дают информацию: сколько человек действительно читает газету, какая часть получает газету по подписке, в розницу, многие ли телезрители регулярно смотрят их телепередачи, кто они по социальному статусу, профессии, возрасту.
Эти сведения необходимы для установления оптимального тиража газеты, определения наилучшей структуры телепередачи.
Исследования нужно проводить с определенной периодичностью. Лучше , когда такие опросы проводят социологи, если нет возможности – анкетирование читателей.
2. Демографический анализ целевой аудитории.
Данные о населении региона и распространении издания – величине и структуре: возрастных и половых группах, соотношение коренных жителей и эмигрантов, национальный состав и т.д. помогут определить потенциальную аудиторию. Сравнивая их с характеристиками реальной аудитории издание получает представление о возможности ее расширения. Сведения о соотношении мужчин и женщин, как и об уроне образования используют определяя систему публикации разных типов и рубрик в изданий.
3. Социальный а0-з. Данные о профессиональном составе аудитории. Соотношение работающих на гос. и частных предприятиях, сведения о количестве пенсионеров, ветеранов, безработных, уровне доходов читателей – полезны при формировании модели издания, ценовой и тиражной политики редакции.
4. А-з стиля жизни людей, особенности их психологии, обычаев, традиций, религиозной принадлежности. Эти факторы влияют на информационные потребности.
собранная воедино информация, полученная навех направления исследования целевой аудитории периодического издания дает руководству редакции основу для управления редакционным коллективом, определение типа и характера издания, корректировки его особенностей.