Усталость от жизни в Швеции

Юрий Казаков
           В Швеции с большим трудом отменили закон о возможности выйти на пенсию в возрасте  29 лет с диагнозом "усталости от жизни"...
                НЕУЖТО ПРАВДА?
          

          Усталость получила альтернативное и звучное название, лучше отражающее социальный аспект проблемы, — «выгорание». Само по себе слово «выгорание» не ново. Оно употребляется еще в древних описаниях меланхоликов, которые «изнутри и снаружи были будто высушены или выжжены». Во второй половине XIX века в студенческих кругах так называли депрессивные состояния, в частности выгоранием объясняли одно очень скандальное самоубийство. В 1880–1890-х годах данное понятие использовали в основном писатели и художники. «Он выжжен, хотя воспламенялся всегда лишь от мыслей о себе самом», — написал литератор П. А. Ёдекке в 1883 году. Стриндберг любил рассуждать о выжженных сердцах и выжженной крови (а также о «нервах, которые лопаются с коротким сухим щелчком»).
        В начале XXI века это состояние снова напомнило о себе, превратилось в диагноз, который быстро прижился и завоевал прочные позиции. Со времен нервозности не было состояния души, которому бы столь явно приписывали зависимость от состояния общества. Постепенно из этого нового типа меланхолии родился новый тип личности. В Швеции о «выгорании» заговорили в 1985 году. Состояние характеризовалось эмоциональным истощением, отчуждением и утратой сопереживания.
        В первую очередь оно проявилось в отраслях, где «нужно использовать личностные качества в профессиональных целях для утоления социального или психического страдания ближних». Люди, заболевшие выгоранием, определяли свое состояние как «пустоту, опустошение, изношенность, выжатость».
Обнаружились и закономерности: психическое выгорание поражает прежде всего людей увлеченных, но со слабым внутренним «Я» и склонностью к возникновению чувства вины. В общем и целом судьба каждой болезни в обществе определяется тем, кто является ее носителем. Чаще всего это элита либо люмпены. Пострадавшие в 1980-е годы не относились ни к тем, ни к другим. Это были специалисты, работающие в социальной сфере. В основном женщины. Перед нами еще один пример того, что для закрепления в обществе некоего образа, его структура чувств должна отвечать культурным кодам соответствующего времени.
        Выгорание не вписывалось в культуру маниакального предпринимательства 1980-х годов, предъявлявшую высокие требования к гибкости и компетентности сотрудников. О нем заговорили всерьез, только когда участились заболевания представителей элиты. Но и то потребовалось время, чтобы понять — причина заболевания является внешней и кроется в системе организации труда в обществе, а не в «дефектности» конкретного человека. Тогда, наконец, сложился диагноз, который начали ставить работающим людям.

         И за что в феврале 1986  был убит на одной из улиц Стокгольма Улоф Пальме?
          
         Вот что пишет Интернет: «Шведское дерево нужно свалить!»
     "... В 1980-е годы американцы замыслили замечательную комбинацию по продаже оружия Ирану. Вырученные деньги предполагалось отчасти использовать на поддержку никарагуанских контрас. Операция осуществлялась под покровом тайны, так как нарушала запрет конгресса США на финансирование контрас и эмбарго на поставки оружия Ирану. Улоф Пальме об этой операции знал и, видимо, проталкивал в схему «оружие — наркотики — деньги — оружие» так любимую им компанию AB Bofors, угрожая в противном случае рассказать об этой операции всему миру. Американцы сочли за лучшее устранить шведского премьера. Во всяком случае, этой версии придерживается американская журналистка Барбара Хонеггер. Она была консультантом избирательной кампании Джорджа Буша-старшего и Рональда Рейгана, а затем три года проработала в Белом доме и в министерстве юстиции США. Хонеггер утверждает, что ей в руки попала телеграмма, в которой содержалась шифровка: «Шведское дерево нужно свалить». Журналистка совершенно уверена, что имелся в виду Улоф Пальме.
     Для администрации Рейгана разоблачения шведского премьера означали бы грандиозный скандал, который мог обернуться импичментом президенту США. Но главное было даже не в этом — американцы лишились бы возможности хорошо заработать на войне между Ираном и Ираком, а ведь они затратили так много времени и сил на то, чтобы стравить эти страны друг с другом. Скандал под названием «Ирангейт» все же разразился, но уже после смерти Улофа Пальме и после того, как операция была завершена.
     К тому времени ЦРУ уже основательно пропололо ряды свидетелей — одни попали в автокатастрофу, другие разбились на самолете, а третьих хватил инфаркт. Особенно тщательно было подчищено все, что было связано с участием в этой операции Улофа Пальме. Немудрено, что прокуратура Швеции, расследовавшая убийство Пальме, прошла мимо этой версии. Впрочем, депутат шведского парламента Ланс-Эрик Эриксон, возглавивший комиссию по контролю за расследованием, с этим не согласен. «В деле существует международный след, который не был изучен достаточно основательно, — отметил он. — В том числе торговля оружием, сделки AB Bofors и роль Пальме в качестве посредника между воюющими Ираном и Ираком. Удивительно, как можно так работать в правоохранительной области, особенно когда дело касается убийства премьер-министра Швеции».

     Если Пальме действительно устранили потому, что он влез не в свои дела, то нерасторопность шведской полиции и прокуратуры вовсе не удивительна. Кому же охота навлекать на себя гнев американцев, подозревая их Бог весть в чем? В конце концов, кто такой Улоф Пальме, премьер какой-то маленькой страны под названием Швеция? Мальчишка, который влез в игру, в которой участвовали серьезные пацаны, а на кону были очень большие деньги. Вполне возможно, что его просто удалили с поля, причем весьма бесцеремонно. В назидание другим.
                Евгений Княгинин"