Народный театр приглашает

Юрий Хозяинов
 
Почти сто лет назад в феврале 1920 года  в Тюмени в Клубе железнодорожников организовался кружек из любителей театра. Костяк Кружка составляли  рабочие, машинисты и служащие железной дороги. Шли годы,  менялась жизнь, менялся и кружек, который в семидесятые годы получил статус Народного театра. . Пока железная дорога считала за честь содержать театр, дела шли неплохо - было много актеров, давали деньги на реквизит и костюмы,  а на спектакли собирались полные залы - как в Тюмени, так и на гастролях. Качество постановок народного театра подтверждалось многочисленными дипломами смотров и конкурсов,   лестными отзывами в местной печати да и сборы у него театра были неплохие. Однако акционирование дороги на первое место поставило погоню за наживой, которой театр не мог способствовать -  и его буквально выкинули на улицу
Театральный коллектив приютил Татарский культурный центр располагающийся в замечательном недавно отреставрированном мини-дворце купца Колмогорова. Восстановлены и играются старые спектакли, репетируются новая современная пьеса Александры Марининой. Однако перед любительским театральным коллективом неожиданно встала проблема - не хватает ...актеров. Вот эту самую проблему я обсуждаю с художественным руководителем Театра Владимиром Викторовичем Шмаковым.
- Зачем нужен народный театр самодеятельным актерам?
- Для чего они приходят сюда? А для того, чтобы само выразиться. Их не волнуют материальные вопросы, им интересно показаться, выступить, сыграть какую-то роль в спектакле, который их увлек.
- То есть самодеятельный актер может придти в театр и предложить к постановке пьесу в которой он бы хотел сыграть?
- А почему бы и нет, если у нас в коллективе есть для этого возможности, подобрался актерский состав, который может сыграть нужные роли в этой пьесе, тогда - пожалуйста!
- Какими путями приходят новые актеры в театр?
- Актеры приходят в театр «сарафанным радио». Кто-то кому то расскажет, приведет своих знакомых, или где то сыграем спектакль - к нам подходят один-два человека.
- А кто подходит чаще - рабочие или интеллигенция?
- Трудно определенно сказать. Все группы и рабочие и служащие и ученые. Когда мы были в ДКЖ  чаще подходили рабочие - они составляли костяк Театра. - инструктора, машинисты, рабочие депо.
- Может ли любительская сцена стать стартовой площадкой для игры в профессиональных театрах?
- Да. Многие известные и любимые народом актеры начинали свою карьеру в театральных кружках. Очень много знаменитостей выросло из любительского театра МГУ. Наш земляк ведущий актер московского театра «Сатирикон» Григорий Сиятвинда занимался в театральном кружке тюменского дворца пионеров.
- А кто из профессиональных тюменских актеров начинал в нашем театре?
- Константин Антипов, Ольга Игонина, Ирина Тутулова Валерий Рябков.
- Вот артистка Ольга Игонина. Она пришла в народный театр и сказала - хочу быть профессиональной актрисой?
- Нет. Она этого не говорила, да мы и не спрашивали. Возможно, она об этом думала. Она пришла к нам когда заканчивала школу и сразу сыграла главную роль в сказке «Аленький цветочек». Меня поразили её глаза - такие большие и выразительные. Потом она сыграла Таню в "Идеальном возрасте", потом Тишку в «Банкроте», а потом она вдруг поступила на курс к Ларичеву в Институт культуры. Ирина Тутулова сыграла в спектакле по пьесе Шиллера «Коварство и любовь» Луизу - главную героиню.
- Есть ли набор актеров в народный театр, и кого принимаете?
- Набор идет всегда, принимаем всех желающих без ограничений.
- Вы говорили, что постоянно подходят люди желающие заниматься в театре. Почему они не остаются?
- Наверное потому, что многие думают, что театр это как бы КВН с его небольшими номерами. А в театре прежде чем показаться публике надо много работать, репетировать, учить роль и учится взаимодействию с партнерами.
- Какой спектакль пройдет в Народном театре в ближайшее время?
-Спектакль по пьесе Александра Островского «Не все коту масленица» в помещении Татарского культурного центра ул. Щербакова 4/11 17 февраля. Начало в 15 часов. Вход свободный.