16. Типологические особенности современной женской

Олеся Практика
16.  Типологические особенности современной женской прессы.
Женские издания в России появились еще в XVIII веке, но регулярно стали выходить в начале XIX века. Это «Журнал для милых», «Дамский журнал», «Аглая. В советский период основными женскими изданиями стали журналы «Работница», «Крестьянка», «Советская женщинаю. Потребность в женских изданиях и публикациях на женские темы в общей прессе диктуется общественными потребностями, местом и ролью женщины в процессах воспроизводства и функционирования социальной системы. Роли женщины в современном обществе широки и многообразны — от продолжательницы рода до общественной деятельницы, свободной творческой личности. В зависимости от типа общества и стадий его развития эти роли модифицируются, меняется их вес в обществе и общественном сознании. Одним из самых важных системообразующих признаков женской прессы является аудиторный. Женская аудитория по своей структуре так же многоуровнева и многопланова, как аудитория в целом: в ней есть разные возрастные группы, разные группы по профессиональным занятиям, типам интересов и т.п. Аудитория женской прессы не столь замкнута, как может показаться на первый взгляд. Исследования показывают, что в последние годы ее заметно пополнили мужчины, не мал и процент подростков и молодежи. Как правило, современная женская пресса является массовой, популярной, доступной людям самых разных возрастов, профессий, интересов. Чтобы охарактеризовать аудиторию женской прессы, необходимо отметить социально-психологические особенности, своеобразие женской психики. Женщины, как правило, менее агрессивны, чем мужчины, но более подвержены стрессам, обидам, более чувствительны к несправедливости и лжи. С другой стороны, они более практичны, конкретны, менее амбициозны, более корректны в словесном выражении своих мыслей и идей, гибки, вариативны в поведении, адаптивны. Им свойственны развитое чувство сопереживания, душевности, уступчивости, более оптимистический взгляд на события. Женщина живет более внутренней, нежели внешней жизнью. Наибольшую роль в жизни женщины играет чувство, а не интеллект. В связи с коренными потребностями и характеристиками женской аудитории, ее социальными ролями в обществе важным системообразующим признаком женской прессы является ее целевое назначение. Оно вовсе не предполагает обособление женской аудитории, замкнутости в строго очерченных рамках узких «кастовых» интересов. Но женщины должны иметь свою трибуну, позволяющую аккумулировать те элементы бытия женщин, которые возникают и распространяются в будничной повседневности, становятся более или менее заметными на общем фоне. Основные цели и задачи женской прессы заключаются в следующем: сообщать новости, относящиеся к жизни и деятельности женщин и женских организаций; изучать и выдвигать на обсуждение актуальные проблемы, связанные с женским вопросом и женским движением; отражать и формировать образ современной женщины; выражать и удовлетворять запросы женщин, их потребности и интересы; показывать роль женщины в обществе и семье; вырабатывать правильное понимание ее функций и назначения, а также необходимые практические навыки, умения и действия.Одна из целей женской прессы — формирование инициативной, образованной, умной, милосердной, высоконравственной, духовно развитой личности. Отсюда вытекают задачи: просвещать женщин, расширять сферу их образования и воспитания; развивать в женщине высокие нравственные начала; совершенствовать ее вкусы; обогащать духовный мир.Как правило, представительницы слабого пола испытывают потребность в моральной и психологической помощи. Поэтому среди задач женской прессы — морально-этическая и психологическая поддержка женщин, защита их прав, предупреждение различных стрессов, положительная эмоциональная разрядка, поиск выходов из усложненных жизненных ситуаций. Тематическое содержание женской прессы тоже отличается своеобразием. Особое внимание уделяется вопросам морально-этического свойства, истории, религии, искусству, т.е. всему, что связано с духовным развитием человека. Современные издания для женщин чаще всего поднимают такие темы, как охрана материнства и детства, роль женщины в семье, здоровье женщины, ее психологическое самочувствие и нравственное состояние, милосердие, права женщин, социальное положение женщины, ее труд, материальное обеспечение, участие женщин в экономическом развитии страны и управлении государством, женщина в быту, полезные советы и практическая помощь ей, взаимоотношения полов, культура секса, духовный мирженщины, ее эстетические вкусы, женщина в литературе, истории, искусстве, рукоделие, мода.Пришли на страницы изданий и новые герои — женщина-коммерсант, современный государственный деятель. Значительная площадь отводится «семейным страницам». В связи с особенностями женской аудитории, ее психологического склада женским изданиям присуща своя характерная стилистика, которую возможно отнести к системообразующим признакам прессы для женщин. Характер женской прессы требует особой мягкой тональности, доброжелательного душевного настроя.При выборе манеры общения с читателем предпочтение отдается задушевной беседе, контактным приемам, которые находят отклик в душе, ведут к взаимопониманию, ориентируют на совместные размышления. Изданиям для женщин не противопоказаны никакие жанры активно используются диалог, интервью, беседа, острая публицистическая или проблемная статья, портретный очерк.Следует отметить популярность эпистолярных жанров, переписки с читателями. У большинства женских изданий имеется богатая почта. Встречаются очерки и зарисовки, хотя они практически исчезли из изданий общего направления. Популярны различные тесты, анкеты, игровые формы и юмор. Живой, красочный стиль женской прессы во многом определяют иллюстрации. В некоторых изданиях они занимают иногда до 60% общего объема материалов, особенно в журналах. Порой иллюстрации несут большую функциональную нагрузку: расширяют знания читателей о заинтересовавшем их предмете, воспитывают эстетически. Своеобразно преподносится и реклама. Она ненавязчива, часто оформляется с большим изяществом, эстетически привлекательно и тактично. Рекламируются прежде всего товары, которые могут найти наибольший спрос у женщин, предназначенные для использования в семье, личном хозяйстве. По виду изданий женская пресса делится на: - журналы «Космо»,- еженедельники («Сударушка» и др.);- газеты «Натали;- дайджесты («До и после 18-00»);- бюллетени («Вы и мы» и др.);- практические руководства («Бурда» и др.);-приложения к различным изданиям (вкладки, тетрадки, «газеты в газете»:  «КосмополитенBeauty» в «Космополитен». По региону распространения женские издания делятся на: - всероссийские, распространяемые по всей территории страны «Крестьянка»,- республиканские («Женщина», «Сююмбике» (Татарстан) и др.);- региональные, распространяемые в одной или нескольких областях (тюменская «Сударыня» и др.);- городские («Яблоко» (Саратов) и др.),- международные («Космополитен», «Elle» и др.). По аудиторному признаку женские издания предназначены либо массовой, либо специальной аудитории и образуют следующие группы:- адресованные всем женщинам России («Работница», «Крестьянка», «Сударушка»); - адресованные региональным или этническим женским сообществам (например, «Женщины Дагестана»);- различным возрастным группам , -адресованные женщинам-матерям («Няня», «Мамина газета», - адресованные семье («Домашний очаг»); -представительницам различных женских профессий (например, «Супермодель»);- адресованные женщинам с высоким уровнем дохода («Harper'sBasaar», «Elle»). По целевому назначению женскую прессу можно разделить на издания: - общесоциальной направленности («Работница», «Москвичка»);- просветительные, образовательной направленности («Сударушка», «Женский клуб»);- информационно-познавательные («Венера-пресс») и проблемно-информационные («Диалог»);- развлекательные («Маруся», «CoolGirl»);- прикладные, практические (журналы мод и т.п.);- рекламно-информационные (например, «Алиса»). По предметно-тематической специализации можно выделить издания общесоциальной направленности и специализированные по тому или иному кругу тем и проблем. Особую группу составляют журналы мод и издания, популяризирующие технику шитья, рукоделия, ведения домашнего хозяйства, художественного творчества и мастерства. Периодичности женской прессы.больше всего насчитывается ежемесячных журналов и еженедельников, меньше газет и пока совсем нет ежедневных изданий. По объему издания традиционно «тонкие» («Берегиня») и «толстые» («Женский клуб»). Формат у одних в последнее время увеличен («Крестьянка»), у других уменьшен («Мир женщины»). Большинство изданий выходит на русском языке, но есть и национальные издания. Некоторые издаются на двух, а порой и на нескольких языках («Мир женщины», «Женщины Дагестана» и др.). Немало журналов, выходящих на русском языке, основаны зарубежными издательскими фирмами и являются русскоязычными версиями известных западных изданий («Космополитен», «Elle», «Домашний очаг» и др.). Формат журналов, как правило, А-4 до 80-100 страниц, формат газет А-3 от 4 до 24 страниц. Печать цветная, многие журналы печатаются за границей, тиражи разные — от нескольких тысяч до нескольких сотен экземпляров