37. Жур эпохи Великой Французской революции

Олеся Журфак
37. Журналистика эпохи Великой Французской революции: политическая журналистика
В XVIII веке, в дореволюционной Франции, газета была не тем, чем она является в наши дни. Работа журналиста была не в почете. В период, предшествовавший буржуазной революции 1789 года, во Франции, где с таким блеском и так плодотворно работала политическая мысль, существовало небольшое количчество периодических изданиц, в которых читатель не находил анализа и оценки фактов политической жизни страны.
Политическую газету заменяла “Переписка” Вольтера. Когда Вольтер начал свою кампанию в защиту памяти Каласа и де ля Барра, двух жертв религиозного фанатизма, он прибегнул не к газете, а к письмам и памфлету. Эти письма перечитывались и обсуждались за приятельскими обедами “философов” и в литературных салонах; они не доходили до широких масс.
Радикальная перемена произошла с наступлением революции. За один только 1789 год появилось 150 газет и листков. Следующий, 1790 год принес еще 140 новых периодических изданий; все они были органами политической мысли.
Печать Великой Французской революции принято делить на 3 периода в связи с историческими этапами.
Первый период: май 1789 - август 1792. Свержение монархии Бурбонов. Вся демократическая печать вела ожесточенную борьбу с аристократической и роялистской прессой. Революция вызвала возникновение огромного количества новой газетной продукции. В 1788 г. во всем королевстве - 60 периодических изданий. С 1789 по 1792 годы появляется более 500 газет. Такие заголовки газет: «Патриот, Республиканский, Республика, Бюллетень, Газет, Хроник, Курьер». Накануне революции более распраненные - «Парижская газета», всего 8 тыс. В большинстве случаев тираж 300-500 экземпляров, выходит 2-3 раза в неделю. Была в них реклама: частные объявления, анонсы.
Появляются вечерние газеты - отчеты о работе власти. Очень популярны, т.к. оперативны. Были как газеты, получавшие субсидии от правительства («Часовой»), так и газеты, которые были собственностью клубов и кружков («Железные уста»). Лишь в 1815 г. стала вводиться техника, до этого все делалось вручную. Один человек - редактор, издатель, автор, продавец в одном лице, это и есть эпоха персонального журнализма. Максимальнй тираж на одном прессе за 24 часа - 3 тыс. экземпляров. Бумага была низкого качества.
1789 г. - новая эра в журналистике. Роль книги закончилась, настала очередь газеты. Начало журналистике положил Бриссо, напечатав в 1789 г. проспект «Французский патриот». Один за другой начинают появляться новые газеты. Начала издаваться самая интересная гаета «Народная трибуна» - радикально настроена. «Парижские революции» - прочная материальная база. Номер состоял из 40-64 страниц - еженедельные обзоры положения дел в стране, парижские новости, о революционном движении, театральные события, гравюры и др. В этом же году Жан поль Марат издает газету «Парижский публицист» - еженедельная.

Второй период  - 1792-93 гг. Казнен представитель королевскрй власти - Людовик, и приходит конец роялистской печати. Все типографское оборудование перешло к демократической печати. Появляются партии жерандистов, якобинцев, представители - Марат, Эбер, Робеспьер.
В 1792 году, когда государи Австрии и Пруссии двинули свои войска против Франции, газеты были полны статьями о возможности контрреволюционного переворота, который мог осуществиться при поддержке иностранных штыков, о предательстве, измене двора и генералов. Газета “Парижские революции” требовала учреждения института комиссаров при армиях для контроля за генералами.
В мае 1792 года Робеспьер основал газету “Защитник конституции”. В первом же номере он писал, что будет защищать “принципы равенства и священные права, предоставленные народу конституцией”. Робеспьер подчеркивал, что на данном этапе социальной борьбы важен прежде всего вопрос о том, чьи интересы представляет власть.
Робеспьер, уже пользовавшийся в этот период огромным влиянием на Якобинский клуб, где собирались представители наиболее революционного крыла буржуазии, вел на страницах своей газеты агитацию за всеобщее избирательное право, за приобщение народных масс к власти. “Я верю только в народ”, — писал он.
1792 год принес углубление революции. 10 августа пала монархия. Собравшийся в сентябре Национальный конвент объявил Францию республикой. Вслед за тем в Конвенте и за его пределами в стране началась борьба между партией жирондистов, представлявшей интересы торгово-промышленной буржуазии, и партией якобинцев, опиравшейся на народные массы и более склонной прислушиваться к их требованиям.

Третий период - 1793-94. Период начала иностранной интервенции. Убийство Марата - кризис в журналистике Франции. Революция пошла на убыль, и печать тоже. Начало деятельности Бабефа, выпускает «Газету свободы печати».
При отсутствии оформленных партий с установленной, разработанной программой, при наличии большого числа политических группировок даже внутри того, что мы суммарно называем роялистской партией, партией жирондистской, партией якобинцев, неизбежно было не только огромное количество печатных органов, но и пестрота их программ, разнообразие подхода к политическим вопросам. Политическая жизнь била ключом и выбрасывала на поверхность то одно издание, то другое. Многие из них были недолговечны; многие, прекратив свое существование без давления извне, возрождались опять. Так, Камилл Демулен, приостановив в 1790 году издание “Революций Франции и Брабанта”, стал их выпускать вновь осенью 1792 года; но, выпустив несколько номеров, опять забросил их, чтобы зимой 1793—1794 года выступить со “Старым Кордельером”.
Ряд газет был вызван к жизни тем или иным этапом политической борьбы; на это указывают названия таких органов, как “Антибриссотинец” (бриссотинцами называли жирондистов), “Антифедералист” (федералистским называлось контрреволюционное движение, поднятое после 2 июня 1793 года жирондистамм в департаментах и угрожавшее единству республики).