30. Ораторское искусство античности и пражурналист

Олеся Журфак
30. Ораторское искусство античности и пражурналистские формы.
Ораторское искусство зародилось в Древней Греции в пятом веке до Р.Х. и стало таким же почитаемым, как герои¬ческий эпос и классическая драма. В греческом пантеоне богов была даже богиня красноречия Пейто. Обучение ритори¬ке, ораторскому мастерству являлось высшей ступенью ан¬тичного образования. Аристотель в труде "Риторика" делит речи на три вида: совещательные (или политические), судеб¬ные и торжественные (эпидиктические). Совещательные речи касались вопросов мира и войны, финансов, торговли, зако-нодательства. Цель судебных речей была обвинить или оправдать. Торжественные речи сводились к похвале или пори¬цанию.
Особым видом красноречия являются судебные речи. В афинском суде, состоявшем из пятисот человек, не было института прокуроров и адвокатов: истец сам обвинял соперника, равно как и обвиняемый защищал себя сам. Всего суд присяжных, собиравшийся для решения наиболее важных и спорных вопросов, насчитывал шесть тысяч человек. Такое количество судей полагалось во избежание их подкупа заинтересованными лицами. Но далеко не каждый умел грамотно составить судеб¬ную речь, и тогда приходил на помощь логограф, который за определенную плату составлял клиенту речь, а также обучал ораторским приемам и особенностям ее исполнения. Эту речь клиент заучивал наизусть и от первого лица произносил в суде.
Древнейшим оратором и крупнейшим для своей эпохи теоретиком и учителем красноречия был Горгий (485-380 гг. до Р.Х.). Он приехал из Сицилии в Афины в 58 лет (этот воз¬раст считался глубокой старостью) и всех поразил чистотой и красотой речи. За Олимпийскую речь он удостоился золо¬той статуи в Олимпии. До нас дошли только две речи Горгия, написанные на сюжеты мифов о "Троянской войне", -"Похвала Елене" и "Оправдание Паламеда". На примере первой речи, вошедшей в сборник "Ораторы Греции", кото¬рая была для Горгия школьным, риторическим упражнени¬ем, можно проследить как способы убеждения невиновности Елены, так и риторические фигуры, изобретенные Горгием и получившие название горгиевы (или горгианские) фигуры: антитезу, равночленность и созвучие окончаний.
Наибольшую известность в судебных речах снискал оратор Лисий (459-380 гг. до Р.Х.). Из 425 его речей до нас дошло сорок две. Лисий преуспевал в бизнесе. Стать орато¬ром ему помогли жизненные невзгоды. Первую речь Лисий произнес в 55 лет. Она называлась "Против Эратосфена, бывшего члена коллегии Тридцати", была направлена про¬тив виновника гибели брата Лисия и оказалась единственной речью, которую оратор произнес лично. Все остальные речи он писал для других. Лисий сознательно избегает вычурно¬сти Горгия, несколько изменяет классическую композицию речи (например, эпилог у Лисия сдержанный, тогда как по канонам здесь должен содержаться высший пафос негодова¬ния). Речи Лисия просты и безыскусны. Особенно ярко это видно в "Защитительной речи по делу об убийстве Эратосфе¬на", где дан великолепный образ обманутого, наивного "ма-ленького" человека, в то же время законопослушного афиня¬нина, для которого последняя надежда - справедливое реше¬ние судей.
Одним из самых известных представителей жанра торжественного красноречия был Исократ (436-338 гг. до Р.Х.). Из всех античных ораторов именно его можно назвать первым публицистом. Исократ никогда не выступал устно, став зачинателем письменного красноречия. Своим творче¬ством он предвосхитил такие жанры, как, скажем, трактат, статья, эссе, памфлет, воззвание, письмо. В дошедших до нас двадцати одной речи и девяти письмах Исократ разрабаты¬вает и пропагандирует политическую программу спасения Эллады: объединение сил греков для борьбы против персов. Особенно ярко выражена эта программа в речи "Панегирик". Любопытно, что "Панегирик" - фиктивная речь, не предна-значенная для реального произнесения, а лишь имитирую¬щая выступление оратора. В других речах (например, "Ареопагитик", "Против софистов") Исократ стремится доказать, что лучшая форма правления - единоличная власть, идеаль¬ная тирания. Он также выводит качества, необходимые для государственного мужа, среди которых - вести родословную от потомков Зевса. Исократ создал школу красноречия, которая, по сути, являлась прообразом первого в мире университета. Там изу¬чались не только предметы, непосредственно нужные буду¬щему оратору, но и почти все гуманитарные и многие точ¬ные, естественные науки. Курс обучения длился три-четыре года и стоил тысячу драхм (1 драхма равняется 4,366 грам¬мам серебра), что было доступно только юношам из богатых аристократических семей и делало практически невозмож¬ным получение универсального образования политическими оппонентами Исократа, как правило весьма небогатыми сторонниками афинской демократии.
Среди ораторов, приверженных афинской демокра¬тии, наибольшую известность получил Демосфен (384-322 гг. до Р.Х.). Обделенный от природы ораторскими навыками, он долго и мучительно изживал физические недостатки, на¬пряженно учился и в итоге снискал всеобщую славу. Оратор, дипломат, публицист, Демосфен яростно защищал демокра¬тию и слыл самым непримиримым антимонархистом. Из шестидесяти одной дошедшей до нас речи самые известные, безусловно, "Филиппики" - цикл политических речей, про¬изнесенных против македонского царя Филиппа. Из внутриполитических речей особый интерес пред¬ставляет полемика Демосфена со своим политическим оппо¬нентом оратором Эсхином (390-314 гг. до Р.Х.). В речи "О предательском посольстве ", которая представляет собой син¬тез судебного и политического красноречия, Демосфен, стремясь разоблачить про македонскую партию в Афинах, требует казнить Эсхина. Исключительно любопытно, что все обвинения Демосфена носят моральный характер, так как фактов у него нет. Вместо них оратор то и дело бранит со¬перника, использует выгодные ему прорицания богов, кля¬нется и божится. Эсхин в ответной одноименной речи отходит от привычной риторической схемы и выигрывает процесс небольшим количеством голосов. С новой силой полемика Демосфена и Эсхина вспых¬нула из-за награждения Демосфена золотым венком. Эсхин в обвинительной речи "Против Ктесифонта о венке" говорит о вопиющих, по его мнению, нарушениях процедуры награ¬ждения и стремится убедить судей, что Демосфен как человек и политик не достоин такой награды. Демосфен ответную оправдательную речь "За Ктесифонта о венке" начал с по¬следнего пункта обвинения, то есть принялся восхвалять себя. В речи он допускает и сознательное переиначивание, и прямую подтасовку фактов, отвечает на брань Эсхина такою же бранью и в итоге уверенно выигрывает процесс