Флоренция. Февраль

Наталия Марина
                «Воспринять город как нечто, сотворенное вместе с рекой и                окрестными холмами, - единственный способ спасения от "синдрома Флоренции": есть такой термин в психиатрии, означающий нервный срыв от обилия произведений искусства. Петр Вайль
 
                Каждый год десятки туристов валятся в обморок или в истерику где-нибудь на пути из Уффици в Академию.
 
               
 
   В том феврале память услужливо выносила на поверхность то , что казалось давно потерянным.
 
   Вдруг вспомнилась тридцатилетней давности лекция немолодого преподавателя истории искусств  о воздействии красоты на разум и душу. Тогда он рассказал случай из своей жизни / видимо речь шла о военных или послевоенных годах/. Его одноклассница  пришла в класс в немыслимом по тем временам, нарядном белом платье. Мальчишка- сосед был настолько потрясен этим совершенством, что, не умея справиться со своим душевным состоянием ,опрокинул ей на платье чернильницу.
 
     Будучи первокурсницей, я вряд ли могла понять тогда  глубину этого примера. Но в памяти сохранилась метка. Сейчас я понимаю,  что красота может вызвать такое душевное смятение, которое уведет тебя в другую реальность, где только ощущения и, где может не быть ответов..
 
     Как обычно, перед любой поездкой в незнакомый город я готовила себя: выстраивала образ, предвкушала впечатления. Флоренция не казалась мне незнакомкой.  О, заблуждение самоуверенности!  Я стремилась к ней ,  к цветущей красавице, убаюканной среди гор, с мягкой зимой и бархатным летом, - вместилищу не умирающих творений  от средневековья до ренессанса, ожидая, что она примет меня в свои объятия и подарит свои секреты!
 
      Флоренция - эта холодная, величественная " белладонна" шутя разбила мой пафосный настрой. Живущая в своем времени и в своем измерении, она оказалась абсолютно самодостаточна.
      Флоренция  - это средоточие гениев, творивших  КРАСОТУ!
    -    Никколо Макиавелли писавший  ее историю и нашедший упокоение в Санта Кроче,
    -    Филиппо Брунеллески  навеки возвысивший ее до небес своим куполом Санта Мария дель Фьоре,
          "Кладя на камень камень, так,
           Из круга в круг, я сводом ввысь метнулся,
           Покуда, возносясь за шагом шаг,
           С небесной твердью не соприкоснулся."
                Строцци
      -   Марсилио  Фичино - главный деятель Платоновской Академии, переведший всего Платона, Плотина, Ямвлиха.
       Когда Леонардо да Винчи пишет свою Мону Лизу,  Микеланджело заканчиваетДавида, сюда, во Флоренцию прибывает обласканный властями и папами Рафаэль.   
   Три величайших художника всех времен могли одновременно слушать проповеди аскетичного Джироламо Савонароллы -  "В чем состоит красота?... Вы видите солнце и звезды: красота их - свет. Вы видите Бога, который есть свет. Он - сама красота... Прекрасная душа сопричастна красоте Божественной и отражает свою небесную прелесть в теле человека", они же могли быть свидетелями его публичного сожжения на площади  Синьории.
     Здесь же, во Флоренции Микеланджело Буонарроти  принимает заказ от папы Юлия II на роспись Сикстинской капеллы в Ватикане и продумывает новый шедевр в духе Данте Алигьери.  Здесь Сандро  Боттичелли  заканчивает  свою " Весну".
 
     Имена, имена.. Сколько великих имен знала  Флоренция?
   Как не похожа она на своих ровесниц, с жаром или по- неволе отдававшим себя каждому последующему столетию. Флоренция осталась юной и целомудренной, сохранив верность своей эпохе. Ей нет никакого дела до нас, маленьких, копошащихся муравьев, покрывающих ее площади пошлым туристическим мусором, создающих многоязыкую какофонию, пытающихся запечатлеть свое ничтожество на фоне ее мраморного величия.
 
      Никогда она не снизойдет до нас даже в своем презрении, стряхивая словно пыль с одежды. Флоренция - неприступное великолепие, унижающая и возвеличивающая одновременно, знающая себе цену, потому что знает своих творцов. Это для них она - покорная рабыня, раскрывшая всю себя для титанов мысли, величайших зодчих и кровавых тиранов. Это им она обязана своей славой, богатством, страданиями и кровью.
 
      Прекрасная и недосягаемая Флоренция! По твоим улицам бродят призраки твоих создателей, не замечая времени суток. Это твоя жизнь, и ты будешь вечно охранять свои великие и ужасные сокровища. Твоя душа заполнена ими, и нет в ней места для меня и моих современников.
 
     А я? Я буду вбирать тебя по капле, возвращаясь к тебе снова и снова, смакуя то немногое, что ты позволила вместить моим душе и разуму.
 
               
     P.S.     Я сижу на скамье на улице, огибающей  Санта  Мария Дель Фьоре.
 Передо мной трехцветный узор базилики из каррарского мрамора, за моей спиной крошечный магазин, торгующий только (!) пуговицами.  Из открывающейся двери неторопливо выходит хозяйка - пожилая дама в традиционной для февраля шубке. Осматривает кукольную витринку и вдруг, обращается к кому-то на втором этаже. В окне появляется сухонький старичок-супруг. Эмоциональный диалог подкрепляется живописными жестами, так характерными для итальянцев любого возраста. Обычная жизнь..
      Как бы мне хотелось понять, что могут испытывать люди, живущие в таком месте, изо дня в день пребывая в этом непрекращающемся божественном великолепии..