Ч. 7 Катакази сказал А-а-а,

Владимир Врубель
Предыдущая страница http://www.proza.ru/2013/03/30/1343

Перед началом плавания шхуна зашла в Одессу, там командир получил «звонкой монетой» денежное содержание на экипаж и на судовые надобности. Из Одессы Григорий 23 сентября послал Алексею огромное письмо, как он писал, «не письмо, а настоящее письмище.

Желаю от души, чтоб оно дошло, потому что такого я, верно, не скоро соберусь написать другой экземпляр. В нём ты увидишь почти всё подробно, что со мной было в Черномории…». Чаще, чем с другими членами семьи, Григорий общался в письмах со старшим братом, правда, с годами письма стали реже.

 Молодой офицер не мог нарадоваться, что своими глазами видит страны, о которых раньше только читал, поэтому, называя в письмах порт стоянки шхуны Пирей, никогда не забывал добавить - «7 вёрст от Афин».

В том порту он встретил Ивана Шестакова. Иван Алексеевич служил на корвете «Ифигения» (боевые суда Черноморского флота, непонятно почему, называли именами героев и героинь греческих мифов).

С деньгами у обоих было не густо, поэтому Бутаков был очень доволен, когда узнал от приятеля, что наиболее дешёвые книги можно купить во Флоренции. Он собирался приобрести книги Байрона, Шекспира, Шиллера и других авторов, которые ему нравились.

Из английских писателей Григорий увлекался тогда Фредериком Марриатом. Этот автор в своё время был лихим моряком, искателем приключений. «Ласточке» предстояло посетить Мальту, а затем Ливорно, откуда Бутаков мог за день добраться до Флоренции.

 Из Греции мичман написал родителям о своих недавних турецких впечатлениях. Открытие того, что Стамбул – город контрастов, принадлежит вовсе не герою кинофильма «Бриллиантовая рука», а Григорию Бутакову: «…любовался неописано прелестным видом Стамбула со стороны пролива,

и видел, как гнусен он внутри, где подле часового мастера или модного магазина, режут баранов или продают рыбу пеламиду. Получал толчки от встречного и поперечного, потому что в этих узких улицах глупый турок идёт, и не дует себе в ус».

 Поразил моряка и вид турецких фрегатов, на которых «по грот-штагу (снасть стоячего такелажа – прим. автора) развешена баранина, чтоб с неё стекала кровь». По переписке чувствуется, что Григорию Ивановичу были свойственны ироничность и чувство юмора.

Вот, например, как он описывает встречу с русским посланником: «Когда мы вышли из карантина, к нам приезжал наш посланник, и капитан представлял нас ему, сказавши обо мне, что я «сын Ивана Николаевича Бутакова, если изволите помнить, ваше превосходительство», и Катакази сказал – «А», а консул Попергопуло сказал: «А, Ивана Николаевича!?!?».

За время заграничного плавания на шхуне побывали многие иностранные посланники, команда утомилась салютовать им из орудий. Английский посол в Турции, сам бывший моряк, не преминул подпустить шпильку, заметив, что шхуна отделана с такой исключительной роскошью, что на потраченные деньги в Англии можно построить линейный корабль.

Молодой офицер старался рассеять сомнения, возникшие в своей душе, и, описывая этот эпизод родителям, сослался на авторитет Лазарева: «Михаил Петрович говорил, что шхуна стоит 80 тысяч, только на кораблях белую полоску красят извёсткой, и всякое утро поправляют её,

и потому они из зависти говорят, что это лишнее. Англичане щеголяют только скоростью маневров, тогда как русские щеголяют и отделкою самого судна, и быстротою действия. Да здравствует Российский флот и Россия!».

Больше подобный пафос в его письмах мне ни разу не встретился. Служба на шхуне  в Средиземном море после пребывания на Абхазской эскадре казалась раем. Всё-таки, иногда неплохо быть сыном вице-адмирала, который по воскресеньям обедает в доме главного командира Черноморского флота и портов.

«Ласточка» выполняла различные поручения русского посольства в Греции. К Греции в отечестве всегда было особое отношение. В России не забывали, что христианство и многие его традиции пришли от греков. Первыми просветителями славян были также греки, братья Кирилл и Мефодий.

Но вся эта историческая лирика использовалась для маскировки главного - стремления правителей России обосноваться в Средиземном море, чему мешало владение турками проливов.

Ясно, ради чего христианской Греции придавалось такое большое значение в русской внешней политике. Царское правительство много потрудилось, способствуя созданию в девятнадцатом веке греческого государства.

Первым его правителем стал граф Иоаннис Каподистрия, бывший  статс-секретарь и, фактически, некоторое время министр иностранных дел России. Не приходится удивляться, что его политика было пророссийской.

Но в Греции переплелись интересы многих держав. Каподистрия убили, после чего между Россией, Турцией, Англией и Францией началась борьба за влияние на греческое правительство. Конечно, Григорий Иванович, по молодости лет и незначительности своего служебного положения,  был далёк от высокой политики, другие вещи, более земные, занимали его ум.

 Плавание по Средиземному морю казалось необременительным: тёплый климат, мирный характер поручений, который выполняла шхуна. Это позволило Бутакову приобрести морской опыт в благоприятных условиях, практиковаться в иностранных языках, расширять свой кругозор, посещая старинные средиземноморские города и знакомясь с культурой и историей различных стран.

С профессиональной точки зрения много дали встречи с иностранными моряками и осмотр их судов. Внимательный глаз всегда ведь увидит что-нибудь полезное. После заграничного плавания Григорий Иванович получил назначение командиром тендера «Поспешный». Это было одномачтовое посыльное и разведывательное маленькое судно. Но суть не в размерах, а в должности.

 Бутаков стал командиром судна, и это стало первой существенной ступенькой в продвижении по службе. Плавание на тендере вдохновило его на написание своей первой статьи для «Морского сборника». Она называлась «Несколько слов о тендерах и управлении ими». Ему было на кого равняться в литературном творчестве, но подписаться своим именем он не решился.

 По статье чувствуется, что молодой офицер ещё полон романтики: ««…  тендер должен быть боек, ловок и легок, как мысль: вечно готовый пуститься к указанной цели, обреченный на всегдашнюю деятельность, даже в минуты отдыха в море он обязан быть настороже и по первому знаку вспорхнуть, как птица!

… тендер выходит на рейд, но не для того, чтобы красоваться, как яхта, или ожидать посетителей, не стоять ради эффекта (его могут даже и не заметить), — а для того, чтобы быть готовым ежеминутно сорваться с цепи и лететь, куда толкнет его воля начальника.

Едва успела команда тендера оправиться, как уже зловещие вымпелы летят к клотику флагмана. Подвижный командир тендера несется к кораблю начальника — я неожиданно получает приказание: перебросить пару слов на какие-нибудь сотню миль!».

 Его приятель Иван Алексеевич Шестаков также был назначен командиром тендера «Скорый».  Двум молодым командиром адмирал Лазарев дал очень важное поручение.  Точные записи и промеры на Чёрном и Азовском морях производились с 1825 по 1836 годы под руководством капитана 1 ранга Егора Павловича Манганари.

На основании его трудов издали атласы этих морей. В 1845 – 1848 годах, по договорённости с турками, Манганари производил опись турецких берегов.

Оставалась ещё недостаточно обследованным побережье Чёрного моря от Босфора до Дуная. Вот эту задачу Лазарев и возложил на двух молодых командиров, Бутакова и Шестакова.

Замечу попутно, что некоторым историкам, которым, то ли хотелось возвеличить роль Бутакова и Шестакова в области гидрографии, то ли фамилия основного исследователя не понравилась, зачем-то написали о Манганари в уничижительном тоне.

Между тем, это был очень достойный и знающий офицер, смелый моряк, к которому, по воспоминаниям, хорошо относились сослуживцы. Можно не сомневаться, что немалое значение при выборе кандидатов для такой почётной миссии сыграли дружеские отношения Лазарева с их отцами.

Оба офицера прекрасно понимали, насколько дальнейшее продвижение по службе каждого из них зависит от того, как будет выполнено столь ответственное поручение.

Продолжение http://www.proza.ru/2013/04/01/1141

Акрополь в конце 19-го века