Топор

Анна Боднарук
                Т О П О Р

Беда боится топора.
У хорошего топора имя есть, биография и есть своя судьба.
Острый топор быстро тупится.
Остёр топор, да и сук зубаст.
Острым топором камня не перерубишь, лишь топор иступишь.
Остро точить, выщербишь.
Дым в избе, хоть топор вешай.
За комаром, да с топором.
Нашёл топорик под лавкой.
Тонет, ток топор обещает, а спасёшь – и топорища не даст.
Не топора бойся, огня.
С медведем дружись, а за топор держись.
Человек неучёный, что топор не точёный.
Не топор шею рубит, а слово человека губит.
В нужное время и зазубренный топор может пригодиться.
Дурной топор без топорища.
Топор плотнику – кормилец.
Не топор кормит, а работа.
В лес не ходят по дрова, коли нету топора.
Топор в руки – шубу с плеч.
Украли топор, так и топорище в печь.
Не топор тешет, а плотник.
Топор тупой, а хозяин ленив.


ПОВЕРЬЕ:
В иных краях есть обычай: выходя из дома, перерубать за собой топором след крест-накрест. А главный казацкий храм и по сей день именуется Никольский на Топоре, или же Никола-Топор.

     Оружием Перуна (Перун – славянский Бог Грозы, Бог Грома и молнии) первоначально были камни, в дальнейшем – каменные топоры и наконец – золотая секира: Боги «прогрессировали» вместе с людьми. Топору – оружию Громовержца – с глубокой древности приписывалась чудесная сила. Топором ударяли по лавке, на которой кто-нибудь умер: полагали, что тем самым будет «подсечена» и изгнана Смерть. Топор крест-накрест перебрасывали через скотину, чтобы она не болела и хорошо плодилась. Топором чертили над больным Солнечный Крест, призывая на помощь сразу двоих братьев-Богов. А на лезвиях топоров часто выбивали символические изображения Солнца и Грома. Подобный топор, всаженный в дверной косяк, был неодолимым препятствием для злой нечисти, стремящейся проникнуть в человеческое жильё. Поистине не перечесть обычаев и поверий, связанных с топором. Даже всем известный «Куриный Бог», камешек с отверстием посередине, который заботливые хозяева посейчас стараются повесить в курятнике, - не что иное, как воспоминание о древнем каменном топоре, одном из символов языческого Бога Грозы…
                Мария Семёнова «Мы – славяне!»

…Ось сломалася,
А стал её уделывать –
Топор сломал! Раздумался
Мужик над топором,
Бранит его, корит его,
Как будто дело делает:
«Подлец ты, не топор!
Пустую службу, плёвую
И ту не сослужил.
Всю жизнь свою ты кланялся,
А ласков не бывал!»
        Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо».

     Мы увлеклись работой. Лично я давно не колол такие ровные берёзовые чурки.
Кантемир мужик сильный, но чурки его не слушаются. Он присматривается к моим ударам и не может понять, что длинный вялый замах только измотает лесоруба. Есть такой момент в ударе, когда топор-колун начинает дуговое падение к торцу чурки, тут нужно плавно приложить всю свою силу к моменту встречи колуна с чуркой, тогда удар получается резким и любая чурка разлетается надвое.
                Тойво Ряннель «Незваный гость».

Срубы рубят. Брёвна ровно тешут,
С смоляными цифрами концы.
Срубы рубят – ровно душу тешат,
Охая, на мох кладут – в венцы.
                Николай Грачёв «Срубы рубят»

     Топор похож на молот по форме. Да и по своей глубинной сути – тоже: может быть как инструментом для мирной жизни, так и грозным боевым оружием.
     Главное орудие плотника, строителя деревенского дома, топор помогал создавать и деревенские избы, и высокие, резьбой разукрашенные, княжеские терема, а впоследствии и христианские храмы. Да целые кремли, то есть защищённые высокой крепостной стеной города, создавались из дерева!
     …Так что ещё и в двадцатом веке находились мастера, умеющие построить избу одним топором – без пилы,  без долота и прочего более современного плотницкого инструмента, без гвоздей даже. Ведь топор с его тонко отточенным блестящим лезвием был порой не простым, а заговоренным против нечистой силы орудием.

     Топор – символ чего-то жёсткого, окончательного: «Сказал – как топром отрубил». И чего-то плотного, сгустившегося: «Такой воздух, что хоть топор повесь». Почему именно топор, а не кирпич или, скажем, портновские ножницы? Тоже ведь предметы тяжеловесные. Теперь мы употребляем это выражение иронически, говоря о прокуренной комнате. А в древности, возможно, «Вешание топора» в задымленном помещении было магическим обрядом, уберегающим от большой беды – пожара.
               Анна Толкачёва «Бог-кузнец и волшебник- плотник»

Мы в чащобы времён Петра
Шли под знаменем топора.
А без этого топора
Ни ночлега нет, ни костра.
Ни затесок в тёмной тайге,
Ни тропы, чтоб ступить ноге!
Прорубали просеки мы –
Выходили к речкам из тьмы.
Из качающихся болот,
Комаров отирали и пот.
Я не зря точил свой топор,
Чтоб, как бритва, он был остёр…
           Анатолий Третьяков «Таёжная лирика»

Каких уж тут ждать обилий, -
Была бы душа жива.
Украдкой они рубили
Из нашего леса дрова.
Однажды мы их застали…
Они в топоры, мы тож.
От звона и скрежета стали
По телу катилась дрожь.
         С.А. Есенин «Анна Снегина»

Топор был за дверью у Господа Бога.
(А Бог тогда с Петром ходил
И чудеса везде творил).
Беды-кары строгой
Кайсак не предвидел,
Топор он похитил
У Господа Бога
И решил в дубраве
Дровец заготовить;
Наметил дерево – и тюк!
Как вырвется топор из рук –
И страх и горе: косовица
Тут началася, и валится
Деревья разные пошли,
Дубы столетние легли,
Как травы под косой; а пламя
И дым закрыли облаками
Святое солнце от земли –
И стала тьма, и от Урала
И до Тингиза, до Арала
Кипела в берегах вода.
Пылают сёла, города,
Рыдают люди, звери воют,
Спешит укрыться всё живое
В снега сибирские. Семь лет
Косьба Господня бушевала,
Пожарище не угасало
И мерк от дыма Божий свет…
               Т.Г. Шевченко