21 глава

Михаил Максимус
Торжество жизни на новой земле

1. И увидел я новое небо и новую землю, ибо  прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет.
2. И я, Иоанн, увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего.

3. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их.
4. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло.

5. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны.
6. И сказал мне: совершилось! Я  есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой.

7. Побеждающий наследует всё, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном.
8. Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь — в озере, горящем огнем и серою. Это — смерть вторая.

Иоанн, подобно Моисею, издали видит обетованную землю. Но это гораздо больше, чем земной Ханаан. Славная картина вечности не поддается описанию. Иоанн с трудом подбирает слова и сожалеет о скудости человеческого языка, т.к. он видит все в духе, где совсем другие ориентиры и ощущения.

«И увидел я новое небо и новую землю».
-  Этой фразой любимый ученик Христа ставит жизнеутверждающий аккорд, которым заканчивается история старого мира и для Божьего народа открывается вечность. Желая донести до последователей Христа славную картину будущего, Иоанн предпринимает смелую попытку описать святой город, сходящий от Бога. О нем уже шла речь в предыдущей главе, у стен этого города погибли враги Царства правды и добра.

«Скиния Бога с человеками»
-  место их встречи и общения. В ветхозаветную скинию могли входить лишь священники и левиты из рода Ааронова. В новую скинию войдут все спасенные всех веков и народов (21:3).

«И отрет Бог слезу».
-  Скорби — удел этого мира, но небесная радость ничем не омрачена. Бог отрет всякую слезу и восполнит любую потерю, ведь не зря Он обещает сотворить все новое (21:4). И если нынешний мир хранит еще места удивительной красоты, то что ждет нас в грядущем?! И раз сегодня больное дерево продолжает плодоносить, то тем более будет цвести и плодоносить здоровое дерево грядущего мира.

Божьему обещанию можно доверять (21:5). Бог, желая вселить в нас уверенность, называет видимым и свершившимся то, что еще, к сожалению, недоступно нашему взору.  В третий раз звучит Его восклицание: «Совершилось!» Совершилась победа на кресте (Ин. 19:30). Совершилась победа над Вавилоном (16:15). Совершилось торжество Царства Божьего (21:6). Побеждающий наследует все и вернется к Богу, как сын к отцу (21:7).

«Боязливых…».
-  Среди тех, кто по своей вине будет отвержен, на первом месте окажутся боязливые. Страх, как ни что иное, способен поработить человека, сделать его своим рабом, и лишь благоговение перед Богом ведет человека к вечности (21:7-8). Ведь мы помним слова апостола Петра: «Кто кем побеждён, тот тому и раб».
 
Новый Иерусалим

9. И пришел ко мне одни из семи Ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца.
10. И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святой Иерусалим, который нисходил с неба от Бога.

11. Они имеет славу Божию. Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному.
12. Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот  и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых:

13. С востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот.
14. Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца.

15. Говоривший со мною имел золотую трость для измерения города и ворот его и стены его.
16. Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта. И измерил он город тростью на двенадцать тысяч стадий; длина и широта и высота его равны.

17. И стену его измерил во сто сорок четыре локтя, мерою человеческою, какова мера и Ангела.
18. Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу.

19. Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями: основание первое — яспис, второе — сапфир, третье — халкидон, четвертое — смарагд.
20. Пятое — сардоникс, шестое — сердолик, седьмое — хризолит, восьмое — вирилл, девятое — топаз, десятое — хризопрас, одиннадцатое — гиацинт, двенадцатое — аметист.

Тот же самый ангел, который ранее держал чашу гнева Божьего и показывал Иоанну суд над великой блудницей, теперь открывает пророку торжество верной Церкви Божьей.

Два образа. Две жены. Одна царствовала на земле и блудила с царями. Другая, скрываясь от дракона, скиталась по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли (Евр. 11:38; Откр. 12:17). И конечные судьбы обеих оказались совершенно разными (21:9). Чтобы увидеть суд над блудницей, ангел повел Иоанна в пустыню. Теперь же он вознес апостола на великую и высокую гору. Отсюда хорошо виден святой город Иерусалим, нисходящий с неба, от Бога.

Яспис — прозрачный горный кристалл зеленого цвета;
Сапфир (древнее определение) — камень небесно-голубого цвета;
Халкидон (сегодня неизвестен) — предположительно бледно-зеленый;
Смарагд (совр. изумруд) — ярко-зеленого цвета;
Сардоникс (оникс) — белый камень с розовыми и коричневыми прожилками;
Сердолик — ярко-красного цвета;
Хризолит — золотой камень ярко-желтого цвета;
Вирилл — цвет морской волны;
Топаз — драгоценный камень зеленовато-золотого цвета;
Хризопрас — маслянисто-зеленый цвет;
Гиацинт — фиолетовый, сине-красный камень яркого цвета;
Аметист — пурпурно-яркого цвета.

Отрывок 21:11-21 содержит описание небесного города, архитектор и строитель которого — Сам Бог. Вот как звучит стих 11 в современном переводе: «Сиял этот город славою Божьей, и сиянье это было подобно сиянию драгоценного камня, прозрачного, как хрусталь, алмаз»1.

Город окружала большая, высокая стена, в которой сияли двенадцать ворот.            То обстоятельство, что каждая сторона города обращена к одной из четырех сторон света, говорит о том, что город будет центром новой земли, куда отовсюду будут стекаться спасенные. Запад больше не будет воевать с Востоком, и Север не пойдет войной на Юг. Все концы земли увидят спасение Бога нашего.

«Стена города имеет двенадцать оснований»,
-  на них сверкают имена святых апостолов, ибо новозаветная Церковь была построена на основании апостолов и пророков (Еф. 2:20).

Сияющий город, состоящий сплошь  из золота и драгоценных камней, может показаться нам иллюзорным, призрачным. Однако это не плод воображения, а реальный город, который можно измерить и площадь которого можно посчитать. 
   
«Двенадцать тысяч стадий»
-  в пересчете на современные единицы измерения — 2200 км. Стадия — мера длины, равная примерно 185 метрам. Локоть — мера длины, равная 52 сантиметрам (21:15-17). Город, описанный Иоанном, — это реальный город, который станет достоянием всех спасенных.

Сияние славы

21. А двенадцать ворот — двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города — чистое золото, как прозрачное стекло.
22. Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель — храм его, и Агнец.

23. И город не имеет нужды ни в солнце,  ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец.
24. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою.

25. Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет.
26. И принесут в него славу и честь народов.
27. И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни.

Иоанн вслед за спасенными входит в город жемчужными воротами и идет по улице из чистого золота, подобного прозрачному стеклу. В городе больше нет храма, ибо Господь Бог Вседержитель — храм его и Агнец. Весь город стал скинией, местом встречи Бога и Его искупленных детей.

Слава Божья воссияла над городом, и в ее лучах меркнет свет солнца и луны (21:23).

Спасенные народы входят в город торжественными процессиями и освещаются лучами Славы Божьей, и в этом свете они неописуемо прекрасны (21:24-26). Исполняются великие пророчества о поклонении всех народов и племен пред Творцом и Искупителем (Ис. 45: 22; Иер. 3:17; Дан. 7:14; Зах. 14:9).

В городе никто и никогда не встретит лжецов, прелюбодеев, завистников и грабителей. На новой земле живут только те, кто на Божьем суде вписан в книгу жизни (21:27).