Башня в облаках

Алексей Атлантов
    рассказ

    Я помню, как давным-давно, когда я еще был студентом и подрабатывал в одном музее, мне поручили доставить какой-то пакет по одному адресу, и я безо всяких происшествий прибыл к указанному дому. С виду это было совершенно заурядное и безликое здание типа какого-то НИИ или, как сейчас сказали бы, бизнес-центра. Охранников тогда еще не было, а старик-вахтер был очень сильно занят своими делами и ничего не знал. Лифт временно не работал — его, кажется, заменяли на новый, и мне пришлось подниматься наверх по лестнице. Внизу народу было совсем немного, а на лестнице — еще меньше. Когда же я поднялся на четвертый этаж и пошел по длиннющему полутемному коридору, то здесь мне вообще никто не встретился, и я все не мог найти нужную мне дверь. Несколько дверей, в которые я попытался войти, чтобы спросить, оказались запертыми. Наконец, я понял, что ошибся этажом, и что мне надо еще выше. Дверь в самом конце коридора оказалась тоже запертой, и мне пришлось возвращаться назад, чтобы снова выйти на лестницу. Но на самом верхнем этаже я вдруг вместо узкого коридора попал в какие-то совершенно пустые большущие комнаты вовсе без дверей с высокими потолками и окнами. Помещения эти соединялись между собой сквозной анфиладой и были совершенно пустыми, безо всякой мебели, и только, кажется,  какие-то листы были разбросаны по полу. Сперва я подумал, что опять ошибся этажом, и что здесь, видно, еще идут ремонтные работы, но выше уже не было ничего, а у меня на пакете был точно указан именно этот этаж! Чем дальше я шел, тем глупее себя чувствовал. Шаги мои пугающе-громко отдавались в бетонных коробках пустых залов, и совершенно не у кого было спросить, где нужный мне кабинет. Впрочем, здесь были именно залы, а не кабинеты. Но потом оказалось, что для того, чтобы передать этот пресловутый пакет, надо еще подняться на очень высокую башню, типа Эйфелевой, состоящей из одних металлических каркасов. И башня эта вовсе не стояла где-то отдельно, а как бы вырастала из этого здания. Но сперва я никак не мог понять, где же она начиналась! Я выходил на какие-то лестницы, вновь плутал по бесконечным пустым коридорам, но они вовсе не приводили к этой башне! В конце-концов, я совершенно случайно поднялся на открытую, идущую вдоль здания галерею, и с нее уже попал на нижнюю секцию башни. Поначалу лестница была винтовая, хоть и узкая, и я без труда взошел на первый ярус. Но когда я взялся за поручни следующей лестницы, которая, казалось, вела прямо в небо и ни за что не держалась, то смалодушничал и подумал, что не смогу взобраться на нее. И кажется, здесь мне показалось, что это все — не на самом деле, что это мне просто снится очередной сон, но я никак не мог понять, как же это мне удалось перейти в него из бодрствования, ведь я никуда не ложился и не засыпал! Значит, все, что было до этого — тоже сон? Но мне почему-то было неинтересно разбираться в этом, а хотелось поскорее взобраться на башню. И через несколько минут я все же заставил себя. Заткнув пакет за пояс, я полез по этой лестнице, сквозь которую видел все удаляющуюся крышу. Когда я поднялся на второй ярус, то понял, как высока эта башня! Я видел почти полгорода, но нечетко, в какой-то туманной дымке. Площадка была совсем небольшая, и фактически без пола, вместо которого шла частая металлическая сетка, и сама башня отсюда казалась еще выше и опасней. И здесь я снова засомневался, что доберусь до вершины. Но, собрав всю свою волю в кулак, я  взобрался еще на один ярус. И тут вдруг я замечаю в стороне какую-то женщину средних лет, и кажется, с ней была ее дочка. И они смотрят на меня как на самоубийцу, а я на них — как на придурков. Интересно, как это им удалось сюда забраться и для чего? Оказывается, они захотели полюбоваться панорамой города. Но города-то особо и не видно!.. Ну да ладно, это их дело. А я теперь должен был войти в какой-то металлический бокс, откуда была лестница еще выше. Но как только я туда вошел и хотел, было, взбираться выше, так вдруг отвалились какие-то конструкции, я даже не понял в начале, и не металлические, а доски, что-ли, которые не то что-то скрывали, не то обшивали, и они фактически преградили мне путь дальше. Но внутренний голос говорит мне, чтобы я не обращал на это внимание, что это не повредит прочности самой башни, и я каким-то образом обошел или перелез через эти доски и стал подниматься выше. На третьем ярусе города вообще не было видно за сплошной туманной пеленой, только птицы мелькали вокруг, облетая башню. У меня возникло ощущение, что я поднимаюсь просто в небо, и неизвестно, удастся ли мне спуститься невредимым вниз! Теперь лестница опять была снаружи, и фактически без поручней, типа пожарной. Вокруг нее вился только каркас самой башни, который становился все более узким. Я уже не думал о том, зачем я лезу туда, словно загипнотизированный самим процессом… Теперь я уже поднимался в чистом небе. Вокруг клубились какие-то облака, и ничего внизу уже не было видно, а до вершины оставалось еще метров 100. И здесь я окончательно понял, что никто меня там на верху не ждет, а если бы и ждал, то это было бы еще нелепее, ведь я совершенно не знал, кто это…Следующие секции были все меньше и меньше, и я чувствовал, что башня слегка покачивается от своей высоты и порывов ветра, которые здесь весьма ощутимы. Но меня это не пугает, я знаю, что даже небоскребы в самых верхних этажах слегка качаются, и ничего, а здесь простая башня, и если она не упала до сих пор, то значит, все же прочная, и от моего веса ничего с ней не случится! Еще через некоторое время я добрался до последней секции, которая представляла из себя просто сквозную металлическую решетку полтора метра в диаметре, а в центре этого чуда шла, кажется, какая-то труба, может быть с проводами, а вся эта башня, возможно, была высотной радио- или телеантенной, точно я этого сказать не могу, хотя, пожалуй, даже выше. И раскачивание здесь было еще больше, и мне показалось, даже, что эта проклятая башня все же падает! И тогда я замер, вцепившись в поручни, и все внутри у меня похолодело так, как будто я уже умер. Но потом мне показалось, что башня не падает, а медленно плывет в облаках… Наконец, дальше  лестница стала вовсе узкой и неудобной, да и на самом верху уже не было никакой площадки, так, что взбираться туда не было смысла. И вот, стоя на последней узкой решетке где-то между облаками, я понял, что меня кто-то обманул, или коварно разыграл. Конечно, никто меня на этой вершине не ждет, а если бы и ждал, то что бы я ему там сказал? Что доставил какой-то пакет? А что бы он с ним здесь делал? Так что теперь мне придется спускаться. Но это не так-то просто! Спускаться, и я это знал, гораздо труднее и даже страшнее, чем подниматься, потому, что теперь мне придется просто пятиться задом вниз. Ладно, думаю, если будет особенно страшно, то буду отдыхать на каждой секции несколько минут. К тому же здесь, на большой высоте, было довольно холодно, и пальцы мои закоченели. Несколько минут я усиленно растирал их, и только после этого начал медленно спускаться, по-дурацки пятясь назад. Сперва все было, вроде неплохо, но когда я миновал уже несколько площадок, мне стало казаться, что я реально вовсе не спускаюсь, а словно выделываю однообразные гимнастические упражнения: поскольку все было окружено белесым туманом, то я не видел никакой точки отсчета, относительно которой я бы действительно мог быть уверен, что спускаюсь! Еще через несколько секций я уже пришел в отчаяние и проклинал чертову башню, как только мог. Потом я решил передохнуть и просто лег на очередной площадке, разминая все члены, чувствуя, как предательски ослабело тело и колотилось сердце. «Ну зачем, зачем я сюда полез! Ну что за дурак! — восклицал я в сердцах, чуть не плача, — а теперь отсюда никак не слезть!». И я снова стал спускаться вниз, и чувствую, что не только пальцы, но и все тело уже едва меня слушается... И тут мне невольно захотелось просто прыгнуть вниз, и будь что будет! Я потом часто ловил себя на таких мыслях, что когда идешь по какой-нибудь опасной узкой тропе (не важно — во сне или наяву), так, что слева — отвесная стена, а справа — пропасть, и уже дальше не пройти, или — по узкому карнизу на большой высоте, или лезешь по отвесной стене, — всегда почему-то возникает вдруг желание просто прыгнуть вниз и покончить со всем этим! Не помню точно, как я добрался до нижней секции, и как затем выбрался из проклятой башни и из самого здания. Но несмотря на все это я ничуть не жалею об этом восхождении! И не важно, во сне это было или наяву, тем более что в прошлом трудно порою отделить одно от другого. Но я уверен, что многие из вас дорого бы дали, чтобы подняться на такую башню и хоть на мгновение оторваться от земли!..

                Сентябрь 2007